"Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели деятельности учителя:

1) научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным от других видов предложений;
2) сформировать представление о придаточном изъяснительном;
3) организовать самостоятельную деятельность каждого учащегося по построению определения понятия “придаточное изъяснительное);
4) воздействовать эмоционально через содержание текста, создать педагогические условия для размышления над проблемой преодоления трудностей человеком.

Цели деятельности учащихся:

1) научиться отличать сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным от других видов предложений;
2) узнать о характеристиках придаточного изъяснительного;
3) построить определение понятия “придаточное изъяснительное”;
4) построить рассуждение о проблеме преодоления трудностей человеком.

Тип урока: открытия нового знания.

Формы работы: индивидуальная и в парах.

Средства: персональный компьютер, интерактивная доска, раздаточный дидактический материал, цветные ручки/карандаши, учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Мотивационный этап урока.

Приветствие учителя (Добрый день, ребята! Как ваше сегодняшнее настроение? Каких успехов вы сегодня достигли? А какого человека мы вообще называем успешным?)

Закончите предложение таким образом, чтобы оно получилось сложноподчинённым:

Человек достигает большего успеха, …. ????

(Фронтальная проверка результатов построения предложений, учитель выводит на доске свои варианты построения этих предложений. Учащиеся записывают эти образцы, доказывают, что эти предложения действительно сложноподчинённые.)

Прочитайте текст. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

Текст.

1) На второй год, переболев и освоившись на новом месте, хмель показал свою силу.

2) Я наблюдал за ним.

3)Уже с первых шагов ему приходилось решать дополнительную задачу по сравнению, скажем, с близкорастущими одуванчиками и крапивой.

4) У одуванчика есть, наверно, свои, не менее сложные, задачи, но всё же на первых порах ему нужно просто вырасти, то есть создать розетку листьев и выгнать трубчатый стебель.

5) Влага ему дана, солнце ему дано, а также дано и место под солнцем.

6) Стой на этом месте и расти себе, наслаждайся жизнью.

7) Другое дело у хмеля.

8) Едва-едва высунувшись из земли, он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надёжную земную опору.

9) Естественное стремление всякого ростка расти вверх преобладает и здесь.

10) Но уже после пятидесяти сантиметров жирный, тяжёлый побег льнёт к земле.

11) Получается, что он растёт не вертикально и не горизонтально, а по кривой, по дуге.

12) Эта упругая дуга может сохраняться некоторое время, но если побег перевалит за метр длины и всё ещё не найдёт, за что ухватиться, то ему волей-неволей придётся лечь на землю и ползти по земле.

13) Только растущая, ищущая часть его будет по-прежнему и всегда нацелена кверху.

14) Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше, шаря впереди себя чутким кончиком.

15) что делали бы вы, очутившись в темноте, если вам нужно было бы идти вперёд и нашарить дверную ручку?

16) Очевидно, вы стали бы совершать вытянутой рукой вращательное, шарящее движение.

17) То же самое делает растущий хмель.

18) Его шершавый, как бы сразу прилипающий кончик всё время совершает, продвигаясь вперёд или вверх, однообразное вращательное движение по часовой стрелке.

19) И если попадётся по пути дерево, телеграфный столб, водосточная труба, нарочно подставленный шест, любая вертикаль, нацеленная в небо, хмель быстро, в течение одного дня взлетает до самого верха, а растущий конец его снова шарит вокруг себя, в пустом пространстве.

20) Не выяснен вопрос: чувствует ли хмель возможную опору на некотором расстоянии и ползёт ли в её сторону?

21) Есть предположение, подтверждаемое практикой, что побеги хмеля ползут по земле предпочтительнее в сторону близко расположенных опор.

22) Во всяком случае, когда мы натянули на наш дом параллельными струнами шпагат и когда хмель, немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему с проворностью матросов, карабкающихся по вантам, всё же некоторые побеги, успевшие отклониться от стены, мне пришлось пригибать к шпагату и как бы показывать этот шпагат побегам, подобно тому, как слепых котят тыкают мордочками в соски матери.

23) Дорастя до крыши, ветви хмеля начали шарить вокруг, но натыкались лишь друг на дружку.

24) Они сплетались, перепутывались, свисали беспорядочными, праздными кудрями.

25) Силы ещё были, а высоты больше не было.

26) Хмель залезал во все щели, в неплотно прикрывающиеся окна, под застреху, под тесовую обшивку.

27) Один побег я с самого начала не захлестнул на шпагат, и можно было наблюдать, как он, бедняга, день за днём пластается, ковыляет, ползёт по земле, обременённый собственной силой, собственной тяжестью, как он вынужден переползать и тропинку, и лужайку, и помойку; и пора бы уж изнемочь и отказаться от цели, но самая нежная, самая чувствительная часть зелёной шершавой змеи всё время продолжала быть начеку, всё смотрела вверх, в синее тёплое небо, в высоту, по которой так тосковало всё растение в целом.

28) Этот хмель напоминал человека, переползающего гиблую трясину и почти уж засосанного ею.

29) Тело его увязает в воде и грязи, но голову он из последних сил старается держать над водой.

30) И взгляд его, полный тоски, устремлён кверху.

(По В. Солоухину.)

Как основная мысль текста связана с построенными вами предложениями?
– Подчеркните грамматические основы 11, 12, 21, 27 предложений.
– Определите вид данных предложений.
– Определите главную и придаточную части.
– Определите, от какого члена предложения и от какой части речи главной части мы задаём вопрос к придаточной части?
– Какой вопрос мы задаём?
– Какую функцию выполняет придаточная часть в этих предложениях?

Сформулируйте тему урока. (Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.)

2. Этап целеполагания.

Чему каждый из вас должен научиться в рамках изучения данной темы?

Знания о чём помогут каждому из вас этому научиться?

3. Этап открытия нового знания.

Прочитайте параграф учебника. Выявите родовой и видовые признаки придаточного изъяснительного, опираясь на вопросы:

– Определите, от какого члена предложения и от какой части речи главной части мы задаём вопрос к придаточной части?

– Какой вопрос мы задаём?

– Какую функцию выполняет придаточная часть в этих предложениях?

– С помощью каких средств придаточная часть присоединяется к главной?

Постройте определение понятия “придаточное изъяснительное”, заполнив следующий каркас:

Придаточное изъяснительное – это ……………………………………….., которая ……….

……………………………………………………………………………….:

  1. ……………………………………………………………………………………………….;
  2. ……………………………………………………………………………………………….;
  3. ……………………………………………………………………………………………….;
  4. ……………………………………………………………………………………………….

Графическое обозначение:

…………………………………………………………………..

4. Этап решения языковых задач.

Проговорите вслух несколько раз построенное вами определение понятия “придаточное изъяснительное”.

Найдите среди предложений СПП с придаточным изъяснительным.

(Это задание выполняется месте с учителем. Каждый этап деятельности проговаривается вслух.)

Алгоритм:

1) Подчёркиваю грамматические основы.
2) Нахожу главную и придаточную части.
3) Определяю в главной части слово, от которого задаю вопрос.
4) Определяю тип вопроса.
5) Определяю средства связи.
6) Делаю вывод об оотнесённости/неотнесённости придаточного к изъяснительному.

№ 1.

  1. Ирина Петровна сказала, что завтра уезжает в Ленинград.
  2. Мы опоздали на урок, потому что поздно проснулись.
  3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
  4. Хорошо там, где нас нет.
  5. Попросим Виктора, чтобы он принёс альбом с марками.
  6. Люблю погоду, когда идёт пушистый снег.
  7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами.

№ 2. (Сильные учащиеся переходят к самостоятельной работе, слабые – продолжают совместную деятельность с учителем; опора на алгоритм актуальна для всех.)

  1. Свет решил, что онумёни оченьмил (А. Пушкин).
  2. Мы проезжали мимо дома, в котором жили месяц назад.
  3. Я боялся, чтоб в помысле смеломтыменяупрекнуть не могла. (А.Фет)
  4. Мы улыбнулись ему, когда снова повстречались в парке.
  5. Ейснится, будто быона идётпо снеговой поляне, печальной мглой окружена. (А. Пушкин)
  6. Всегда взвешивайте каждое своё слово, чтобы не обидеть собеседника.

№ 3. (Этап самостоятельной работы для всех.)

  1. Тызнаешьсам, какоевремя наступило. (Н. Некрасов)
  2. Затемона стала расспрашиватьменя, где я теперьработаю (А. Чехов).
  3. Настоящие друзья с тобой и в те минуты, когда очень горько.
  4. Когда онприбудет, неизвестно (А. Чехов).
  5. Яспросила у кукушки,скольколет я проживу... (А. Ахматова).
  6. Обоим оченьхотелось узнать, привёзлиотецобещанную льдинку (Л. Кассиль).

– Проведите самопроверку и взаимопроверку , самооценку и самокоррекцию своей деятельности по решению последней языковой задачи.

5. Этап рефлексии.

Какие цели каждый из вас поставил перед собой в начале урока?

Удалось ли вам их достичь?

Кто оценивает свою деятельность на уроке (по результатам с/р) на “5” ? на “4”?

Кому необходимо дома ещё раз проработать данный материал?

  • Критерии для самооценки работы выводятся на доске на одном слайде с ключами для самопроверки.

Домашнее задание: предлагается аналогичная работа (прочитать текст, сформулировать его тему и проблему, найти СПП с придаточными изъяснительными, аргументировать свой выбор через использование логической операции “подведение под понятие”).