Тема урока: "Механические волны". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Тип урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: нравственно-этическая ориентация.
  • Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
  • Познавательные действия: общеучебные, логические.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: ноутбук – 3 шт., медиапроектор, экран.

Интерактивный материал: программный продукт нового поколения «Интер@ктивная физика» (10-11 класс) из состава интерактивной системы обучения «Интеллектуальная школа».

Раздаточный  материал: тесты «Механические волны» в двух вариантах (Приложение 1), бланки «Самоанализ работы на уроке»

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-3 мин.) Под музыкальное сопровождение:

– Два урока  знакомились с механическими волнами. Узнали:

1) определение мех. волны;
2) виды волн;
3) механизм их распространения;
4) уравнение бегущей волны и т.д.

Осмысление вступительного слова педагога. Планирование, прогнозирование, общеучебные и логические действия.
2. Актуализация знаний (4-5 мин.) – Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь, подсказка – это музыкальное сопровождение моих слов и стихотворение А.С. Пушкина.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То,  как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

– Действительно следующая тема – «Звуковые волны».

Ответ: – Звуковые волны. Целеполагание.
– Как Вы думаете, чтобы перейти к новой теме, нужно ли вам проверить свои знания? Ответ: – Нужно проверить свои знания.
– Тогда какова цель нашего урока?
Уточнение: проверка будет внешняя, если вы работаете с ИФ, и самооценка. Главное увидеть свои затруднения в заданиях и найти выход. Всё это Вы отметите в бланке «Самоанализ работы на уроке».
Ответ: – Цель урока: оценка знаний.
3. Мини-исследование на интерактивной модели. Работа в парах. (5-6 мин.) Обговариваются с учениками условия выполнения задания 10-11 7.4.3 Модель «Характеристики плоской бегущей волны»: время наблюдения–3 ед.; берётся 3 значения каждой величины.
– Не забудьте ввести личный код.
Выполнение задания 10-11 7.4.3 Модель «Характеристики плоской бегущей волны»

Планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Рефлексия деятельности (7-8 мин.) Задание 10-11 7.4.21 Репетитор «Изображение заданной разности фаз на графике». Можно пользоваться калькулятором.

10-11 7.4.22 Видеодемонстрация «Фазы точек плоской бегущей волны» (просматривалась на предыдущем уроке) используется для рассмотрения 2-х записей фазы волны

φ =2π vt+φ0
φ =2π vt-2 πх/λ+φ0

>
1 ученик за ноутбуком, соединенным с экраном, с классом, 4 ученика в парах за 2 ноутбуках.

Вывод: При изменении начальной фазы и амплитуды  волны  длина волны не изменяется. Произведение длины волны  и частоты равно фазовой скорости.

Контроль и коррекция, общеучебные действия.
5. Физкультминутка  для глаз – Закрыть глаза на 10с.    
6. Рефлексия деятельности.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (9 мин.) Задание 10-11 7.4.5  Репетитор «Параметры волны».

– Можете самостоятельно проверить по готовым ответам и результат записать в бланке «Самоанализа»

Выполнение задания 10-11  7.4.21 Репетитор «Изображение заданной разности фаз на графике».

1 ученик за ноутбуком, соединенным с экраном,работает с классом, 2 ученика – на  ноутбуках

Вспоминают, что гармоническим  колебаниям соответствуют монохроматические волны, обладающие двойной периодичностью:

– во времени;
– в пространстве.

Выполняют.

Контроль и коррекция, оценка, общеучебные действия.
  Выполняется  задание 10-11 7.4.5  Репетитор «Параметры волны».

1 ученик за ноутбуком, соединенным с экраном, 2 ученика на  ноутбуках.
Остальные выполняют тест «Механические волны» из раздаточного материала (Приложение 1)

Контроль и коррекция.
7. Заключение нового знания в систему знаний и повторение (4 мин.) Мы подошли к теме «Звуковые волны»
Звуковые волны. Это продольные или поперечные волны?
10-11 7.4.8 Видеодемонстрация «Упругие волны в пружине» (просматриваются только продольные волны)

Ответ: Звуковые волны – поперечные волны.
Просматривают видеодемонстрцию.

Сдают бланки «Самоанализ работы на уроке».

Контроль и коррекция, оценка.
8. Домашнее задание (1 мин.) Комментирует дом. задание: обязательное §47 (учебник Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б.), упр. 6 (1-2),  по желанию упр. 6 (3), ИФ Репетитор 10-11 7.4.20 . §47 (учебник Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б.), упр. 6 (1-3), ИФ 10-11 7.4.20 Репетитор Планирование,саморегуляция.
9. Итог урока (2-3 мин.) Подводится итог на основе бланков «Самоанализ работы на уроке». Ученики сами себе определяют оценку за урок.   Контроль и коррекция.
Оценка.
Планирование,саморегуляция.
Нравственно-этическая ориентация.