Средства и методы развития силовых способностей пловцов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Плавание предъявляет специфические требования к силовым способностям спортсмена, обусловленные характером и продолжительностью динамических усилий в процессе соревновательной деятельности. Силовые способности предусматривают не только повышение максимальных показателей силовых качеств, но и совершенствование способностей к их реализации в процессе соревновательной деятельности, что предполагает обеспечение соответствия между уровнем развития силовых качеств, совершенством спортивной техники и деятельности вегетативных систем.

К видам силовых способностей относятся:

- собственно силовые способности, характеризующиеся максимальной статической силой, которую в состоянии развить человек;

- взрывная сила или способность проявлять максимальные усилия в наименьшее время;

- скоростно-силовые способности, определяемые как способность выполнять динамическую работу продолжительностью до 30 с;

- силовая выносливость, определяемая как способность организма противостоять утомлению при работе длительностью до 4 мин

Эффективность процесса силовой подготовки квалифицированных пловцов во многом зависит от технической оснащенности тренировочного процесса. В течение последних 20 —25 лет в практике силовой подготовки пловцов наряду с использованием традиционных отягощений и сопротивлений (штанга, гантели, блочные устройства, преодоление массы собственного тела и сопротивления партнера и др.), стали широко применяться разнообразные специальные тренажерные устройства. При использовании того или иного силового тренажера руководствуются как минимум одним из следующих факторов:

  • возможность выдержать основные методические требования к развитию того или иного вида силы;
  • повышение эффективности управления и контроля за процессом силовой подготовки;
  • возможность реализации принципа сопряженности в развитии силовых качеств и становления технического мастерства.

Наиболее удачными техническими и методическими решениями оказываются те, что связаны со всеми тремя факторами. Именно такие тренажерные устройства и основанные на их использовании тренировочные упражнения в достаточно короткий срок получили широкое распространение при подготовке пловцов в различных странах мира.

Сравнение эффективности использования различных подходов к процессу силовой подготовки пловцов высокой квалификации является достаточно сложным. Исследований, в которых проводилось бы корректное сравнение эффективности различных методов подготовки, сравнительно мало и они, в основном, коснулись сопоставления эффективности изометрической и изотонической работы, изотонической и изокинетической. Многие исследования носят излишне узкий характер и их результаты не могут быть прямо перенесены в практику силовой подготовки пловцов. Следует заметить и то, что значительная часть публикаций по вопросу эффективности различных методов силовой подготовки преследует рекламные цели, связанные с интересами фирм, производящих тренажеры и специальное силовое оборудование.

Опыт доказывает, что лишь комплексное применение разных тренажерных устройств и разумное сочетание различных методов и режимов работы лежит в основе эффективной системы силовой подготовки.

При рассмотрении системы силовой подготовки пловцов, отдавая должное результатам многочисленных научных исследований в этой области, следует, в первую очередь, ориентироваться на те из них, которые прошли апробацию в спортивной практике, получили признание тренеров и спортсменов. Следует также отметить, что прогрессу знаний в области силовой подготовки пловцов в значительной мере способствовал опыт работы известных тренеров в различных странах мира. Особенно это коснулось обоснования методики силовой подготовки в воде, способствующей развитию специальных силовых качеств и повышению способности к реализации силового потенциала, приобретенного в результате работы с отягощениями на суше, в процессе плавания.

Для достижения высоких результатов на различных дистанциях существенное значение имеет способность пловца развивать максимальную и взрывную силу, силовую выносливость.

Под максимальной силой подразумеваются возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Под взрывной силой следует понимать способность преодолевать сопротивление с максимальным ускорением. А силовая выносливость — это способность длительное время удерживать оптимальные силовые характеристики движений.

Указанные три формы проявления силы играют разную роль в обеспечении высоких результатов при прохождении различных соревновательных дистанций, а также в проявлении таких собирательных качеств, как скоростные возможности и специальная выносливость.

Максимальная и взрывная сила в значительной мере обусловливают уровень скоростных возможностей, влияя на максимально доступные пловцу величины силы тяги, развиваемой при плавании, на качество стартового прыжка и поворота. Эти формы проявления силы входят в число важнейших факторов, определяющих результативность пловцов на дистанциях 100 и 200 м. С увеличением длины соревновательной дистанции влияние максимальной и взрывной силы постепенно ослабевает, однако и при прохождении дистанций 800 и 1500 м остается существенным, поэтому пренебречь развитием этих качеств нельзя и при подготовке стайеров.

Силовая выносливость во многом определяет результативность пловцов на всех дистанциях, независимо от способа плавания. В зависимости от дистанции речь идет только о преимущественной взаимосвязи силы с выносливостью при работе анаэробного или аэробного характера.

Уровень различных силовых способностей определяется структурой мышечной ткани, площадью физиологического поперечника мышц, совершенством регуляции работы мышц со стороны нервных центров, уровнем внутримышечной и межмышечной координации, эффективностью путей энергообеспечения силовой работы. Проявление силовых способностей тесно связано с совершенством спортивной техники при выполнении соответствующих упражнений, а также уровнем развития других физических качеств, в первую очередь скоростных способностей и гибкости.

Высокий уровень силовых качеств, проявляемых при выполнении разнообразных упражнений на суше, еще не гарантирует высоких силовых способностей при выполнении специально-подготовительных и соревновательных упражнений в воде. Часто пловцы, обладающие необходимыми силовыми качествами, проявляемыми при выполнении обще-подготовительных, вспомогательных и отдельных специально-подготовительных упражнений на суше, не могут достичь высоких показателей силы в гребковых движениях, при выполнении старта и поворота. Причиной такого положения является отсутствие четкого взаимодействия между силовыми качествами, вегетативными функциями и техническим мастерством пловца. Силовые возможности в этом случае являются лишь предпосылками для роста достижений, требующими специальной работы, направленной на “увязывание” возросшего уровня силовой подготовленности со специфическими проявлениями двигательных и вегетативных функций, характерных для соревновательной деятельности.

Обеспечению соответствия между уровнем развития силовых качеств, совершенством техники спортивных движений, деятельностью вегетативных систем способствует использование в процессе спортивной тренировки принципа сопряженности воздействия, получившего всестороннее обоснование. Суть этого принципа сводится к необходимости обеспечить соответствие методических условий развития физических качеств, повышения возможностей вегетативных систем и становления основных составляющих технического мастерства спортсмена. Если этот принцип выдерживается, то возросший уровень физической и функциональной подготовленности тесно связывается с техническим мастерством, образуя достаточно слаженную систему.

Таким образом, в процессе силовой подготовки пловцов обязательным условием должно быть такое выполнение упражнений, при котором обеспечивалось бы должное соответствие координационных структур последних координационным особенностям основного соревновательного упражнения. Это соответствие присуще упражнениям, выполнение которых одновременно с развитием физических качеств совершенствует и узловые параметры спортивной техники.

Арсенал средств и методов силовой подготовки можно разделить на две группы: общую и специальную.

Общая силовая подготовка. Задачи общей силовой подготовки: 1) гармоническое развитие основных мышечных групп пловца; 2) укрепление мышечно-связочного аппарата; 3) устранение недостатков в развитии мышц.

Это основной вид силовой подготовки малоквалифицированных пловцов. Обычно у детей недостаточно развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, задней поверхности бедра. У девочек отстают в развитии мышцы плечевого пояса.

Средства физической подготовки различается по типу используемого сопротивления и развиваемым мышечным группам: общеразвивающие упражнения без предметов; с партнером; с отягощениями (нибивные мячи, гантели, штанги, эспандеры, резиновые амортизаторы); упражнения с использованием простейших гимнастических снарядов (шведская стенка, перекладина); прыжковые тумбы с разным уровнем высоты, упражнения на неспецифических для плавания силовых тренажерах. Обычно из таких упражнений составляют комплексы, получивших название “специальная гимнастика пловца”. В таких комплексах обычные гимнастические упражнения сочетаются с упражнениям и, укрепляющими важные для плавания мышцы. Упражнения выполняются интервальным или круговым методом при непредельном количестве повторений, чередуя исходные положения, темп, задействованные мышечные группы.

Для силовой подготовки характерны повторный, повторно-серийный, интервальный и круговой методы.

Повторный метод предусматривает выполнение упражнений с высоким уровнем качественных характеристик движений. Общее количество повторений упражнений регламентируется способностью спортсмена выполнять упражнение до заметного снижения эффективности движения, при этом паузы отдыха между повторениями должны быть достаточными для полного восстановления работоспособности. Повторный метод реализует, как правило, развивающую направленность тренирующих воздействий на организм и повышает текущий уровень его функциональных возможностей.

Отличительные черты повторно-серийного метода – субмаксимальная интенсивность работы и объемная нагрузка при многократном выполнении одного и того же или близких по тренирующей направленности упражнений. Метод преимущественно используется для активизации морфологических перестроек в организме, увеличения запасов энергетических субстратов и развития адаптационных реакций, стабилизирующих организм на новом функциональном уровне.

Интервальный метод предусматривает повторную работу в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности с регламентированными паузами отдыха. Метод способствует повышению мощности и емкости механизмов энергообеспечения мышечной деятельности применяется преимущественно для развития специфической выносливости.

Круговой метод, являясь вариантом интервального, отличается от него более разносторонним воздействием на организм за счет использования упражнений различной тренирующей направленности и меньшей интенсивностью мышечной работы. Способствует повышению емкости источников ее энергообеспечения, совершенствованию функциональных возможностей различных мышечных групп и активизации морфологических перестроек в организме.

Специальная силовая подготовка. В качестве средств специальной силовой подготовки пловцы используют различные тренажеры: блочные, фрикционные, пружинно-рычажные, изокинетические, наклонные скамейки с тележками.

Тренировка проводится интервальным, повторно-интервальным и повторным методами. Специфический адаптационный эффект тренировки на развитие силовых способностей определяется величиной отягощения, темпом движений, длительностью однократной работы и интервалов отдыха.

При развитии скоростно-силовой выносливости основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Длительность однократной работы не должна превышать 30 с, темп движений 40-60 циклов в минуту при интервалах отдыха 1-2 мни .

Для развития силовой выносливости применяются отягощения от 40 до 75% от максимальной силы, темп движений 40-60 циклон в минуту при интервалах отдыха 2-7 мин.

Для эффективного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. Этого можно достичь несколькими методами. Во-первых, это создание дополнительной опоры для рук (лопатки, ручные ласты, плавание с подтягиванием за дорожку или за специально протянутый канат). Во-вторых, это повышение сопротивления движению (гидротормозы различного вида, дополнительное сопротивление за счет блочного устройства либо резинового шнура, плавание на привязи).

Лопатки. В тренировке применяются лопатки с различной площадью поверхности, форма принципиального значения не имеет. Для совершенствования эффективности гребка можно применять и обычные серии типа 16 х 100 м с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 25-50 м. Необходимо чередовать плавание с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.

В основе идеи об использовании лопаток для достижения данной цели лежит увеличение площади поверхности кисти руки, что заставляет лучше чувствовать воду в течение всего гребка. Лопатка помогает найти правильную амплитуду движения руки. При правильном использовании, лопатки способствуют развитию мышечной памяти. Большинство лопаток крепятся к руке резиновыми ремешками на запястье и пальце. Многие тренеры рекомендуют плавать без крепления на запястье, тогда почувствуете разницу между правильным и неправильным входом руки в воду. Когда лопатка держится на руке только ремешком на пальце, она будет болтаться и может даже соскочить, если рука входит в воду под неправильным углом.

Движущая сила в плавании создается в результате комбинации силы тяги и подъемной силы, создаваемых кистью руки и предплечьем (сейчас мы не учитываем роли движений ногами и эффекта от горизонтальных и вертикальных поворотов туловища). Лопатки - отличное приспособление для того, чтобы почувствовать и усовершенствовать правильную амплитуду движений во время тренировки гребка.

Большие лопатки делают кисти рук больше и повышают сопротивление воды, которое должны преодолеть. Одна из проблем заключается в следующем: эффект от тренировки будет только в том случае, если вы можете все время следить за качеством техники гребка. На самом деле некоторые пловцы выполняют это условие, только если лопатки лишь немного больше их ладоней, а интервал тренировки в лопатках относительно короткий. Как только вы начинаете уставать, координация движений нарушается, и техника плавания становится хуже.

Клиновидные лопатки, которые сужаются к кончикам пальцев и расширяются к ладони и запястью, являются наиболее безопасными для локтевых суставов пловцов.

С точки зрения поддержания хорошей техники гребка, лопатки для пальцев рук идеальны: вы совершаете движения руками с правильной амплитудой и чувствуете давление воды на ладонь. Существует одно неудобство: такие лопатки накрывают только пальцы. Таким образом, они вызывают сильное напряжение пальцев рук и соответствующих сухожилий, прикрепленных на внутренней стороне плечевых суставов. В этом случае может помочь растяжка мышц пальцев рук.

Одна из первых и до сих пор очень часто используемых моделей - лопатки прямоугольной формы.

Лопатки клиновидной формы: широкие у запястья и ладони и постепенно сужающиеся к кончикам пальцев. Такие лопатки (если их размер не слишком большой) меньше нагружают локтевые суставы.

Лопатка для улучшения техники плавания кролем на груди и на спине формирует правильную технику проноса руки над водой. При неправильной технике лопатка спадает с руки. Полезна как начинающим так и опытным пловцам. Уникальная конструкция лопатки заставляет пловца сфокусироваться на технике плавания, так как при плавании в ней, нужно держать запястье и предплечье определенным образом, что и формирует оптимальный двигательный навык и мышечную память.

Гидротормозы. В качестве относительно легкого отягощения используют второй купальник или футболку, для большего отягощения - разнообразные щитки, карманы, куски поролона, парашюты, буксируемые пловцом. При развитии силовой выносливости используют небольшое дополнительное сопротивление и дистанции до 800 м, скоростно-силовая выносливость совершенствуется в упражнениях до 30 с.

Резиновый шнур. Кроме создания дополнительного сопротивления, которое постепенно нарастает, резиновый шнур хорошо выявляет ошибки техники, связанные с несогласованной (раздельной) работой рук и ног. Лучше всего использовать вакуумную резину диаметром 8-12 мм, можно и обычный резиновый бинт. Желательно, чтобы эластичность резины допускала примерно трехкратное растяжение.

Блочный тренажер. Более точно величину дополнительного усилия можно установить при плавании с удержанием либо подъемом груза с помощью блочного тренажера, установленного на бортике бассейна.