Рабочие конспекты для учащихся на уроках физики

Разделы: Физика


Главная цель современного образования заключается в воспитании творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию. Ни для кого не секрет, что усвоение материала по физике вызывает определенные трудности у большинства учащихся. Урок физики призван решать целый комплекс поставленных задач. Это приобретение учащимися общеучебных умений (работа с учебником, составление таблиц, оформление наблюдений в письменном виде, формирование навыков работы с учебным оборудованием, осуществление самоконтроля, самоанализа и т.д.).

В последнее время наблюдается падение интереса к изучаемым предметам, в частности к изучению физики. Учебный материал становится объемнее, и ученику теперь гораздо труднее его усваивать. Один из основных стрессовых факторов связан с оценочной деятельностью учителя. Педагог не всегда умеет создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.

Другая серьезная проблема заключается в отсутствии должного внимания учеников на уроке из-за непривлекательности учебных действий.

Желание сделать урок насыщенным, привлекательным для своих учеников побудило к созданию рабочего конспекта урока для учащегося.

Рабочий конспект представляет собой особую форму структурированных заданий и может служить неплохим подспорьем на стадии обобщения и систематизации, на стадии изучении нового материала и на стадии контроля знаний. С помощью рабочего конспекта происходит вовлечение на уроке всех без исключения учащихся в учебную деятельность. Его заполнение является посильным для школьника с любым уровнем подготовки по предмету, т.к. предполагает, что в случае затруднения учащийся может воспользоваться помощью учебника. Некоторые же виды рабочих конспектов и предполагают тесную работу с учебником.

Согласно схеме К. Юнга все множество способностей человека можно разделить на четыре группы:

  • рациональные способности;
  • эмоциональные способности;
  • интуитивные способности;
  • деятельностные способности.

Работа на уроке с ученическим конспектом будет одинаково удобна для учащихся с любым типом способностей.

Учащиеся с рациональными способностями получают возможность работать с хорошо структурированным, выстроенным логически, материалом.

Для учащихся с эмоциональными способностями играет роль наличие яркой наглядности, визуальной цветной информации, возможность работы над конспектом в паре.

Для учащихся с двигательными способностями есть возможность двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики), работы с предметами, моделями, т.к. некоторые рабочие конспекты предполагают построение схем, дорисовки, выполнение экспериментальных заданий и т.д.

Учащиеся с интуитивными способностями получают возможность для самореализации, решения творческих задач и т.д.

Для учащихся, которые по сути своей являются кинестетами или визуалами, работа над поурочным конспектом способствует более прочному усвоению знаний по физике.

В своей работе “Закрепление положительного, компенсация нежелательного” М. Акимова среди разнообразия природных психофизических особенностей рассматривает проявления силы и подвижности нервных процессов. Учащиеся могут быть условно разделены на две большие группы: с сильной нервной системой и со слабой нервной системой. Индивидуальный подход в обучении означает умение учителя видеть психофизиологические особенности учеников, строить обучение с учетом этих особенностей.

Учащиеся с сильной нервной системой обладают высокой работоспособностью, их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания. К недостаткам их следует отнести нежелание выполнять однообразную работу или работу по шаблону, алгоритму. Они не склонны к систематизации, способны совершать ошибки и недочеты по своей невнимательности. Но они способны перестроить свою работу в требуемом направлении, и задача учителя – убедить их и заставить это сделать. В рабочем конспекте для таких учащихся необходимо предусмотреть разнообразие и не шаблонность заданий.

Учащиеся со слабой типом нервной системы быстро устают, теряют работоспособность, не любят отвечать “на класс”. Учащиеся этой психофизической группы любят выполнять задания в одиночку, последовательно. Их не надо ставить в ситуацию неожиданного вопроса, желательно давать им возможность ответа не в устной, а в письменной форме, в минимальной степени отвлекать, стараться не переключать внимания, создавая спокойную обстановку. Такую возможность дает им работа с поурочным конспектом. Поурочный конспект для учащихся этого типа может отличаться меньшим разнообразием заданий. Но самое главное отличие – это обязательное наличие строчки “образец”.

Таким образом, применение рабочих поурочных конспектов для учащихся:

  • дает возможность вовлечь в учебную деятельность практически всех учащихся класса;
  • позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении и создавать комфортные условия работы на уроке для учащихся с сильной и слабой нервной системой;
  • дает возможность организации парной работы на уроке;
  • дает возможность более качественной подготовки учащихся к проведению лабораторных работ и работ физического практикума;
  • возможность пользоваться учебником при работе с конспектом для “слабых” учащихся позволяет повысить их мотивацию;
  • проверка того вида работ учащихся не является для учителя трудоемкой.

В приложениях к данной статье приведены примеры рабочих поурочных конспектов различных видов. При помощи современных информационно-коммуникационных технологий и наличия оргтехники их составление и изготовление не займет у учителя много времени.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3