Мастер-класс по теме "Пищеварение в ротовой плости. Строение, функции и гигиена зубов". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель урока:

изучить материал о пищеварении в ротовой полости, строении, функциях и гигиене зубов.

Задачи урока:

1. Образовательные. Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о питательных веществах, пищеварении, связи строения и функций органов.
2. Развивающие. Применяя современные активные, проблемно-поисковые методы обучения, вопросы для размышления и самостоятельную работу с учебником, развивать творческое мышление, устную и письменную речь, познавательные способности учащихся.
3. Воспитательные. Доказывать учащимся эволюционное происхождение человека от животных, разъяснять гигиенические условия сохранения зубов и здоровья организма в целом, продолжить эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.

Оборудование:

  1. ноутбук,
  2. диск «Биология. Человек. 8 класс»,
  3. презентация «Гигиена ротовой полости»,
  4. таблица «Пищеварительная система человека»,
  5. картинка с изображением шиповника,
  6. указка,
  7. мел,
  8. ваза с набором плодов и овощей,
  9. спиртовка,
  10. держатель,
  11. зажигалка,
  12. предметное стекло,
  13. стакан с холодной водой,
  14. сигнальные карточки белого и зелёного цвета,
  15. санитарные правила и нормы (физ. минутка для улучшения мозгового кровообращения и гимнастики для глаз),
  16. листовка «У кого какие зубы?»,
  17. образцы зубной пасты и зубных  щёток.
  18. учебник «Биология. Человек 8 класс».

Ход урока.

Организационный момент. Представление гостей.  

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала– ОНЗ.

Учитель. ВЫЗОВ. Полон хлевец белых овец.
Учитель. Ребята! На столе у каждого из вас учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, сигнальные карточки белого и зелёного цвета, рабочая карта с заданиями.
На уроке предстоит большая напряжённая работа по теме: «Пищеварение в ротовой полости. Строение, функции и гигиена зубов как жизненно важных органов», но прежде повторим материал предыдущего урока.
Ребята! Возьмите в правую руку карточку белого цвета, а в левую– зелёного цвета.

Задание 1. Используются сигнальные карточки: белая – питательные вещества, зелёная – пищевые продукты, определить, что относится к пищевым продуктам, а что– к питательным веществам из следующего перечня: яблоко, макароны, углеводы, рыба, молоко, белки, хлеб, витамины, каша гречневая, жиры, соли, вода.

Задание 2. А теперь рассмотрим рисунок учебника на стр. 171. В нашем организме жиры составляют 19%.
Ученик. Углеводы составляют 0,6%.
Ученик. Белки составляют 15-20%.
Ученик. Соли составляют 5,8%.
Ученик. Вода составляет 60 -65%.
Учитель.

Задание 3. Решить задачу.
Сколько белков содержится в организме человека, если его вес составляет 100 кг?
Одинаков ли состав пищевых продуктов по содержанию в них различных веществ? Привести примеры.

Задание 4. Распределить пищевые продукты по содержанию в них белков, жиров и углеводов. К экрану приглашается ученик (используется видеотехника). Одновременно весь класс оформляет таблицу на рабочих листах.
Учитель. Ребята! Посмотрите на доску.
Какое растение изображено на рисунке?
Ученик (с места). Шиповник.
Учитель. К какому ботаническому семейству относится это растение?
Ученик (с места). Розоцветные.
Учитель. Какое отношение имеет это растение к изучаемой теме?
Ученик (с места). В плодах содержится витамин C.
Учитель. Ребята! Почему ассортимент продуктов должен быть разнообразным?
К доске выходит ученик, который раскрывает роль разнообразного ассортимента продуктов, обеспечивающих организм всеми необходимыми веществами.
Учитель обращается к классу с предложением: показать по таблице и назвать последовательно расположение органов пищеварительной системы человека.
К доске выходит ученик и выполняет поставленное учителем задание.
Учитель. Ребята! Пищеварительная система человека имеет такое же строение, как и пищеварительная система млекопитающих животных. О чём говорит этот факт?
Ученик (с места). Это свидетельствует о единстве происхождения животного мира и о животном происхождении человека.

Учитель. Объявляется физкультурная минутка, состоящая из двух упражнений. Ее проводит физорг класса.

  1. Для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение- сидя на стуле 1-2- отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4- голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  2. Гимнастика для глаз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель. Ребята! Возьмите рабочий лист и напишите свою фамилию и имя. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Пищеварение» и вам предстоит узнать:

  1. Что происходит с пищей в ротовой полости?
  2. Как дифференцированы зубы человека?
  3. Сколько и  каких зубов у человека?
  4. Какое строение они имеют?
  5. Как сохранить свои зубы в здоровом состоянии?

Откройте учебник на стр. 176. И рассмотрите рисунок. В ротовую  полость открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушные, подчелюстные, подъязычные, которые вырабатывают пищеварительный сок– слюну, в состав которой входит два фермента: амилаза и мальтаза. Под действием этих ферментов уже в ротовой полости  сложные молекулы углеводов расщепляются на более простые. Но предварительно пища должна быть измельчена и обильно смочена слюной. В течение суток выделяется более 1 литра слюны. А чем же измельчается пища?

Рассмотрим рисунок на стр.175. Сколько зубов у взрослого человека?
Ученик (с места). 32.
Учитель. Как дифференцированы зубы человека?
Ученик (с места). Резцы, клыки, малые коренные, большие коренные, в том числе, зубы мудрости.
Учитель. Сколько зубов каждой из перечисленных категорий у человека?
Ученик (с места). Резцов– 8, клыков– 4,  малых коренных-  8, больших коренных- 12.
Учитель. Как же устроены наши зубы? Обратимся к слайду презентации «Строение зуба».
Ребята! Кто желает прокомментировать рисунок слайда?
Одному из желающих учеников предоставляется право прокомментировать рисунок.
Учитель. А как сохранить зубы здоровыми? Об этом нам расскажет Кристина, выпускница нашей школы, студентка 5 курса стоматологического факультета Краснодарского Медицинского Университета.
Кристина рассказывает ученикам о правилах ухода за зубами, используя модель зубной системы человека.
Учитель.Спасибо, Кристина!
Ребята! Предлагаю провести опыт, в результате которого мы узнаем, что может произойти с нашими зубами при резкой смене температуры в ротовой полости. Кто желает продемонстрировать опыт со стеклом?
Один из желающих учеников выходит к демонстрационному столу. Проводится опыт со стеклом (стекло нагревается на спиртовке, а затем опускается в стакан с холодной водой. Стекло лопается).
Подобно стеклу при резкой смене температур разрушается зубная эмаль. Это является одной из причин заболевания зубов. Ребята! Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Закрепление изученного на уроке.

  1. Просмотр презентации подготовленной группой учеников на тему  «Гигиена ротовой полости».
  2. У кого какие зубы?  Сообщение об особенностях зубной системы хоботных одного из учеников.
  3. Проведение словарного диктанта с комментариями учащихся. Термины для диктанта: стоматолог, коренные, резцы, коронка, нерв, корень, эмаль, кариес, шейка, клыки.

Домашнее задание.

  1. Учебник стр. 174-179. Устно ответить на вопросы 1-10.
  2. Используя термины словарного диктанта, составить кроссворд.

Рефлексия.

Блиц– вопросы.

  1. По твёрдости равна кварцу.
  2. Сколько клыков у человека?
  3. Сколько клыков у шимпанзе?
  4. Что полезнее для зубов конфета или яблоко? Почему?
  5. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
  6. Когда нужно чистить зубы?
  7. Примером какого явления являются зубы мудрости?
  8. Примером какого явления являются клыки?

Итог урока.

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке.

Список литературы:

  1. Гиляров М. С. и др. Биологический энциклопедический словарь– М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 г.
  2. Гиляров М.С. и др. Энциклопедический словарь юного биолога– М.: Педагогика, 1986 г.
  3. Петровский Б.В. и др. Популярная медицинская энциклопедия– М.: Советская энциклопедия, 1981 г.
  4. К. Вилли, В. Детье. Биология (биологические процессы и законы)– М.: Мир, 1975 г.
  5. Пётр Кошель. Большая школьная энциклопедия 6–11 классы. Том 2.-М.:           ОЛМА–ПРЕСС, 1999 г.
  6. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Учебник Биология. Человек 8 класс- М.: Дрофа, 2011 г.
  7. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-96.