Дидактический материал по высказываниям

Разделы: Русский язык, Литература


Задание по первому высказыванию.
«С книгой не знаться – от людей отстать»

1. Прочитайте сочинение по высказыванию, выделите тезис, доказательства, вывод.

Читая, человек познает мир. И мир этот открывают нам книги. Главное в художественной литературе – человек. Его чувства, мысли, переживания. Именно из книг мы узнаем о людях, а значит «не отстаем» от них. У президента Америки Д. Кеннеди на столе лежал роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Это была его настольная книга, по которой он изучал психологию людей и отношения между ними. Для политиков очень важно хорошо знать самого человека, как устроен его внутренний мир. И в этом президенту помогала хорошая книга. А другой политик Карл Маркс из книг О. Бальзака получил большее представление об экономике, чем из экономической литературы. Ведь общение с книгой – это общение с целым миром. Человек должен читать художественную литературу, чтобы познавать мир, не отставать от жизни и от людей. Об этом гласит и народная мудрость –  «С книгой не знаться – от людей отстать».

Ключ:

Тезис: Из книг мы узнаем о людях, а значит, не отстаем от них.

Доказательства:

1) У президента Америки Д. Кеннеди на столе лежал роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
2) А другой политик Карл Маркс из книг О. Бальзака получил большее представление об экономике, чем из экономической литературы.
Вывод: Человек должен читать художественную литературу, чтобы познавать мир, не отставать от жизни и от людей. Об этом гласит и народная мудрость –  «С книгой не знаться – от людей отстать».

2. Напишите сочинение по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать».

Перефразируя известную пословицу «С книгой не знаться – от людей отстать», можно сказать так: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты». Читающий человек умен, образован, уверен в себе и ни в чем не уступает другим. Все в духе нашего времени.
Почему именно чтение книг не дает нам опуститься, а наоборот, помогает нам не отстать от жизни?
Человек, не читающий, обкрадывает себя. Такого человека видно сразу – стоит поговорить с ним лишь 10 минут. Ведь чтение книги развивает и обогащает нашу речь. А речь выдает человека что называется с потрохами. По тому, как говорит человек, можно судить о его образовании, культуре, социальном положении, профессии, жизненном статусе.
Из книг мы получаем знания, узнаем много нового. А с умным человеком всегда хочется общаться. И, наоборот, человек, который «не знается с книгой», никому не интересен.
Достаточно вспомнить хотя бы, как разговаривает госпожа Простакова (Д.И. Фонвизин «Недоросль»). Ее грубая, безграмотная речь свидетельствует о бескультурии и невежестве. Она против всякого учения и чтения книг. Неудивительно, что от нее все отвернулись, даже собственный сын. Ведь такой примитивный человек, как госпожа Простакова, производит на всех отталкивающее впечатление.
Итак, как говорил М. Горький, надо любить книгу, потому что она научит нас уважать человека и самих себя. А значит – не позволит «от людей отстать».

3. Выберите из предложенных вступлений одно к высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать», напишите сочинение.

Учебником жизни для каждого из нас является хорошая книга.
Книги развивают нашу речь, обогащают лексикон, формируют культуру. Читая, человек мыслит образами, думает, размышляет. Учится рассуждать, развивает логику, учится видеть главное. «С книгой не знаться – от людей отстать». Писатель  М. Горький был одним из самых образованных людей Европы. Свое образование он черпал из книг. Книги были его университетом. Действительно, книги определяют стержень личности. Именно читающие люди двигают науку вперед.
Таким образом, если бы люди перестали читать книги, они бы деградировали. Какой уж тут прогресс!

Вступления:

1) Чтение – это настоящее искусство. Им владеет не каждый. Читать книги нужно учиться. Мы должны понять, что следует читать, а что нет. Книги, как и друзей, выбрать нелегко.

2) Многие книги, которые мы читаем в течение жизни, забываются. Остаются в памяти только те, которые произвели на нас сильное впечатление, оставили след в душе. Такие книги мы перечитываем, как бы открывая заново удивительный мир, созданный писателем.

3) В век компьютерных технологий и научного прогресса человеку необходимо быть очень образованным и эрудированным. Иначе он легко потеряется в этом мире, отстанет от людей, которые ушли далеко вперед в своем развитии. Учебником жизни для каждого из нас является хорошая книга.

Ключ: В век компьютерных технологий и научного прогресса человеку необходимо быть очень образованным и эрудированным. Иначе он легко потеряется в этом мире, отстанет от людей, которые ушли далеко вперед в своем развитии. Учебником жизни для каждого из нас является хорошая книга.

4. Выберете из предложенных заключений одно и напишите сочинение-рассуждение по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать».

Как приобщить человека к чтению? Что читать? Ведь если «с книгой не знаться – от людей отстать». Необходимо исправлять ситуацию, сложившуюся в наше время в отношении чтения художественной литературы. Нельзя не признать, что вопросы о необходимости чтения очень актуальны в наше время. Человека надо защищать от пошлости, бескультурия и безграмотности. Все здравомыслящие люди обеспокоены опасностью деградации личности. Щитом же от отсталости и убогости пусть станет хорошая книга. К сожалению, сегодня абсолютно утрачена традиция семейного чтения. В своих воспоминаниях об отце, обыкновенный крестьянин, А.Т. Твордовский пишет, что вечерами вслух он читал произведения Пушкина, Некрасова. А с каким восхищением рассказывал Ф. Эскандер о своей встрече с произведением А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Так хочется, чтобы и наше поколение пленялось «онегинской строфой» и духовными покаяниями «героев нашего времени». Так хочется, чтобы мы не отставали от А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, которые всегда впереди нас.

Заключения:

1) Только чтение позволит человеку подняться по лестнице культуры, без которой не будет движения вперед.

2) Библиотеки ведут огромную работу. Они приобщают людей к культуре, помогают в самообразовании, в приобретении научных и технических знаний.

3) Любите книгу – источник знаний.

Ключ: Только чтение позволит человеку подняться по лестнице культуры, без которой не будет движения вперед.

5. Подберите  2 аргумента к сочинению-рассуждению по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать».

С книгой надо дружить. Ведь мы воспринимаем мир, когда воздействуют не только на наш ум, но и на наши чувства. И в этом огромная заслуга книги.
Книга незаметно воспитывает нас.
Книгу по праву можно назвать учебником жизни. А учиться нужно всем и всегда, иначе не заметишь, как отстанешь от людей.

Аргументы:

1) Мы учимся жизни на примерах героев произведений. Сочувствуем им в несчастье и радуемся их удаче. Образы любимых героев А.С. Пушкина из романа «Капитанская дочка» становятся для нас идеалом для подражания.

2) Чтение книг дает возможность человеку познать самого себя. И это помогает ему совершенствоваться как личности. Ведь мы учимся на ошибках, которые совершают и Чацкий (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), и Николенька (Л.Н. Толстой «Детство»).

3) «Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему» (М. Горький).

4) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов считал, что нужно взять все книги и сжечь.

Ключ:

1) Мы учимся жизни на примерах героев произведений. Сочувствуем им в несчастье и радуемся их удаче. Образы любимых героев А.С. Пушкина из романа «Капитанская дочка» становятся для нас идеалом для подражания.

2) Чтение книг дает возможность человеку познать самого себя. И это помогает ему совершенствоваться как личности. Ведь мы учимся на ошибках, которые совершают и Чацкий (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), и Николенька (Л.Н. Толстой «Детство»).

6. Прочитайте сочинение, согласны ли вы с приведенными аргументами?

Известна истина, что «С книгой не знаться – от людей отстать». Непонятно только, как можно отстать от людей. Оказывается, можно – в прямом смысле. Что же может привести к пропасти между людьми? Духовная пустота, которая возникает у человека, пренебрегающего книгами. Мне сразу вспоминается один из героев произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души», у которого всегда лежала на столе запыленная открытая на одной и той же странице книга. Это указывает на бездуховность человека, его нестремление к новому, к постижению искусства. Помещики отстали от людей. Они ограниченны, примитивны, с отсутствием интеллекта, у них узкий круг. К такому мертводушию привело незнание книг. Жизнь идет вперед, а гоголевские помещики отстали и от жизни, и от людей.
А вот другой пример. Чацкий (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), человек образованный и умный, особенно красноречив, и поэтому он «в друзьях особенно счастлив».
Таким образом, чтобы не отстать от других, надо дружить с книгой.

Ключ: Да, я согласен с приведенными аргументами. Они раскрывают основные положения тезиса, подкреплены яркими примерами из литературы. Точка зрения автора достаточно обоснована. Действительно «С книгой не знаться – от людей отстать».

7. Прочитайте сочинение по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать» и подберите другие аргументы.

Книги – это самое удивительное, что есть в жизни. Ведь книги – это наша путеводная звезда, которая идет вперед и освещает дорогу.
«С книгой не знаться – от людей отстать».
Во-первых, с помощью фантастики мы имеем возможность заглянуть в будущее, ведь писатели-фантасты обладают даром опережать своих современников на много лет вперед и предугадывать события, которые произойдут чрез сотни лет. Так, первые самолеты, подводные лодки, города под водой и полеты в космос – все это вначале было фантастикой. Например, в книгах Ж. Верна «20000 лье под водой» и Г. Уэллса «Война миров».
Во-вторых, наше представление о мире развивается в процессе чтения. Из книг мы узнаем о людях, о жизни и о самом себе. Например, прочитав рассказ А.П. Платонова «Юшка», я открыл для себя новые стороны человеческой души, о которых раньше и не подозревал.
«Нет таких книг, у которых нельзя было бы чему-нибудь не научиться» (Симон Будный). А ученье – это свет.

Аргументы:

1) Когда читаешь, ищешь и находишь скрытый писателем духовный клад. Ведь книгам есть, что нам сказать. Сколько мудростей можно почерпнуть только в одном произведении – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

2) По чтению можно узнать и определить человека. Я думаю, того, кто прочитал и, может быть не один раз, роман Н.В. Гоголя «Мертвые души», сразу видно. Как говориться, интеллект налицо.

3) Книги скрашивают наш досуг. Как чудесно вечером дома остаться наедине с поэзией А.С. Пушкина. Кроме того, что стихи читать полезно, они еще доставляют нам массу приятных минут, согревая душу и сердце.

4) Книги, в отличие от телевидения, заставляют нас думать, ведь телевидение дает нам готовые образы, а чтение книг заставляет нас создавать эти образы самим. Например, читая поэму А.С. Пушкина «Борис Годунов», мы представляем себе Ивана Грозного. Мы видим, как он одет. Слышим, что и как он говорит. Чувствуем и понимаем его настроение, его эмоции.

Ключ:

1) Когда читаешь, ищешь и находишь скрытый писателем духовный клад. Ведь книгам есть, что нам сказать. Сколько мудростей можно почерпнуть только в одном произведении – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

2) По чтению можно узнать и определить человека. Я думаю, того, кто прочитал и, может быть не один раз, роман Н.В. Гоголя «Мертвые души», сразу видно. Как говориться, интеллект налицо.

8. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать» и проанализируйте его по критериям, приведенным в сборниках по ГИА.

«Книга – это духовное завещание одного поколения к другому…» (Герцин А.). Ведь человек остается человеком, в какую бы эпоху он ни жил.
Хорошая книга помогает нам понять историческое прошлое народа, так как в книгах живут думы прошедших времен.
Из исторических книг мы узнаем о давних временах, о людях, живших в далекую эпоху, об их нравах и культуре. Так, в произведениях В. Скотта мрачная эпоха Средневековья представляется нам удивительным временем, полным романтики, рыцарства и приключений. А о Древнем Египте написано больше и ярче в романе Б. Пруса «Фараон». Чем в учебниках по истории. Не зная прошлого, трудно понять настоящее. И если нет прошлого, то не будет и будущего.
Вот и получается: «С книгой не знаться – от людей отстать».

Анализ сочинения:

В данном сочинении экзаменуемый дал обоснованный ответ по проблеме о роли книги в жизни человека.
Экзаменуемый привел 2 аргумента, которые иллюстрируют одну из функций книги.
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
– в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

9. Прочитайте аргументы по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать», напишите вступление и заключение.

Аргументы:

1) Во-первых, в публицистических текстах всегда поднимается проблема, которая волнует общественность. Это могут быть вопросы воспитания, экологии, политики, прав и обязанностей граждан и многие другие. Например, в тексте Л. Серовой ставится вопрос о наследственности, который очень актуален  в наше время. Каждого здравомыслящего человека не может не интересовать развитие генетики. Наука движется вперед, и мы должны быть в курсе всех ее достижений и открытий.

2) Во-вторых, очень интересно читать статьи, очерки и репортажи. Узнаешь много нового. Особенно мне нравятся портретные очерки. Недавно я прочитал очерк Б.Д. Челышева о писателе А.И. Куприне, из которого узнал о нем много интересного: он часто менял профессии, общался с «простым людом», много трудился.

Вступления:

1) Надо ли читать публицистическую литературу? Она очень сложная. Художественные произведения намного интереснее. Но если не читать публицистику, можно отстать от жизни.

2) Огромна заслуга книги в развитии общества. Умные мысли, идеи, знания – все это мы получаем из книг.

3) «От учтивых слов язык не отсохнет».

Заключения:

1) Знания, полученные из книг – это основа успешности человека.
2) Чтение – лучшее учение.
3) Читать публицистику просто необходимо. Ведь «с книгой не знаться – от людей отстать».

Ключ:

Вступление: Надо ли читать публицистическую литературу? Она очень сложная. Художественные произведения намного интереснее. Но если не читать публицистику, можно отстать от жизни.
Заключение: Читать публицистику просто необходимо. Ведь «с книгой не знаться – от людей отстать».

10. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать», разделите его на абзацы.

«С книгой не знаться – от людей отстать». Это мудрое высказывание понравилось мне тем, что раскрывает значение книги в жизни человека. Во-первых, книги расширяют наш кругозор, с книгами Ж. Верна, Г. Уэллса, В. Скотта и многих других писателей мы можем путешествовать во времени и пространстве, ведь из книг мы узнаем о разных странах, народах, природных явлениях, чудесах света. Во-вторых, книги формируют наше мировоззрение. Прочитал хорошую книгу и стал умнее, разумнее и духовнее. Ведь читая, мы попадаем в мир благородного Петруши Гринева (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), честного и открытого купца Калашникова (М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »), свободолюбивого Мцыри (М.Ю. Лермонтова «Мцыри»), смелого Данко (М. Горький «Старуха Изергиль»). Действительно, кто много читает, тот много знает. Значение книги в нашей жизни трудно переоценить.

Ключ:

«С книгой не знаться – от людей отстать».
Это мудрое высказывание понравилось мне тем, что раскрывает значение книги в жизни человека.
Во-первых, книги расширяют наш кругозор, с книгами Ж. Верна, Г. Уэллса, В. Скотта и многих других писателей мы можем путешествовать во времени и пространстве, ведь из книг мы узнаем о разных странах, народах, природных явлениях, чудесах света.
Во-вторых, книги формируют наше мировоззрение. Прочитал хорошую книгу и стал умнее, разумнее и духовнее. Ведь читая, мы попадаем в мир благородного Петруши Гринева (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), честного и открытого купца Калашникова (М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »), свободолюбивого Мцыри (М.Ю. Лермонтова «Мцыри»), смелого Данко (М. Горький «Старуха Изергиль»).
Действительно, кто много читает, тот много знает. Значение книги в нашей жизни трудно переоценить.

11. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать», согласны ли вы с тезисом и выводом?
В чем смысл нашего общения с книгой?

Наверное, в первую очередь в том, чтобы не отстать от жизни и от людей. Это подтверждает и пословица «С книгой не знаться – от людей отстать».
Общаясь с книгой, мы обретаем новых друзей. Как и друг, книга может нас успокоить в трудную минуту, утешить в неудачах, что-то посоветовать в затруднительных ситуациях. Как и друг, книга скрасит наше одиночество.
Но это еще не все: смысл общения с книгой в том, что мы при этом духовно обогащаемся. Соприкасаясь с миром А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.П. Достоевского, человек вдохновляется и смотрит на мир другими глазами. Человек начинает жить духовной жизнью, более богатой и разнообразной. Ведь духовная жизнь – это общение с миром писателя, который многое может нам сказать о людях, о нас самих и о жизни.
Итак, смысл нашего общения с книгой очевиден. Книга приобщает нас к большому миру. Каждый из нас становится неотъемлемой частью этого мира, в котором живут люди. «С книгой не знаться – от людей отстать».

Ключ: Я полностью согласен с тезисом и выводом, так как самое главное сказано. Заключение (Итак, смысл нашего общения с книгой очевиден. Книга приобщает нас к большому миру. Каждый из нас становится неотъемлемой частью этого мира, в котором живут люди. «С книгой не знаться – от людей отстать») логически связано с основным тезисом. Вывод повторяет основную идею (тезис: «С книгой не знаться – от людей отстать»), подчеркивает актуальность мысли.

12. Составьте план сочинения-рассуждения по высказыванию: «С книгой не знаться – от людей отстать».

Я знаю много пословиц о книге, но мне особенно понравилась пословица «С книгой не знаться – от людей отстать». Что это значит?
Я ее понимаю так: у человека нечитающего или читающего мало очень низкий интеллектуальный уровень, или совсем отсутствует. У него узкий кругозор. Речь бедна, мало выразительна. Интересы ограниченны. Он отстает в развитии от своих сверстников. В пример можно привести Митрофанушку (Д.И. Фонвизин «Недоросль»). Интеллектом он явно обделен.
Таким образом, человек, не читающий книги, недалекий, необразованный, невежественный, отсталый. Такого человека сразу видно. Его выдают манеры, выражение лица, а самое главное – речь.
Хочется надеяться, что людей читающих все-таки у нас больше.

Ключ:

План:

I. Вступление: (Я знаю много пословиц о книге, но мне особенно понравилась пословица «С книгой не знаться – от людей отстать». Что это значит?)
II. Основная часть:
1) Тезис: (у человека нечитающего или читающего мало очень низкий интеллектуальный уровень, или совсем отсутствует).
2) Доказательство: (У него узкий кругозор. Речь бедна, мало выразительна. Интересы ограниченны)
3) Пример: (В пример можно привести Митрофанушку (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)).
4) Вывод: (Интеллектом он явно обделен).
III. Заключение: Хочется надеяться, что людей читающих все-таки у нас больше.

13. Коля написал сочинение-рассуждение по высказыванию «С книгой не знаться – от людей отстать», но, когда набирал его, предложения «рассыпались». Составьте текст, расположив предложения в логической последовательности.

Я полагаю, что человек, читающий Пушкина и Толстого, не может убивать себе подобных, «бить по голове» «братьев наших меньших».
Поэтому он не способен на милосердие.
Итак, человечество должны спасти хорошие книги.
У него не развиты чувства и эмоции.
Грустно потому, что люди перестали читать.
А «с книгой не знаться – от людей отстать».
Такие люди, оставаясь равнодушными и черствыми к страданиям других, тем самым отдаляют себя от людей.
Потому что чтение формирует моральный стержень.
Нечтение книги – это преступление.
В наше время книги являются достоянием меньшинства.
А ведь когда-то наша страна считалась самая читающая в мире.
И это грустно.
Нечитающий человек лишен доброты, искренности, любви к ближнему и не в состоянии понять душу другого человека.

Ключ:

В наше время книги являются достоянием меньшинства. И это грустно. Грустно потому, что люди перестали читать. А ведь когда-то наша страна считалась самая читающая в мире.
Нечтение книги – это преступление.
Нечитающий человек лишен доброты, искренности, любви к ближнему и не в состоянии понять душу другого человека. У него не развиты чувства и эмоции. Поэтому он не способен на милосердие.
Такие люди, оставаясь равнодушными и черствыми к страданиям других, тем самым отдаляют себя от людей. Я полагаю, что человек, читающий Пушкина и Толстого, не может убивать себе подобных, «бить по голове» «братьев наших меньших». Потому что чтение формирует моральный стержень.
Итак, человечество должны спасти хорошие книги. А «с книгой не знаться – от людей отстать».

14. Постройте диалог по высказыванию «С книгой не знаться – от людей отстать».

Как-то в библиотеке я услышал разговор двух подружек.
– Нам в школе задали прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Но я уже смотрела фильм, так что читать я не буду, – говорила одна из них.
– Нет, фильм это одно, а книга – совсем другое, – сказала ее подруга. –  Книгу ничто не заменит: ни телевидение, ни компьютер.
– Какая разница? – Удивилась первая девочка.
– Большая, – стала объяснять другая. – Во-первых, с книгой не знаться  – от людей отстать. Во-вторых, фильм дает нам уже готовые образы, а читая книгу, мы думаем.
– А что значит, от людей отстать? – спросила первая.
– Неужели непонятно? – Удивилась вторая девочка. – Книга нас учит уму-разуму. А умные люди ни от кого никогда не отстают – всегда впереди всех.
– Убедила. Я обязательно прочту повесть и сравню ее с фильмом.

Задание по первому высказыванию.
«Язык голубит, язык и губит»

15. Прочитайте сочинение по высказыванию, выделите тезис, доказательства, вывод.

Сейчас люди озлобились, перестали по человечески относиться друг к другу, не замечают, что часто обидными словами причиняют боль другому. А ведь не много нужно – следить за тем, что ты говоришь.
Ведь «Язык голубит, язык и губит».
Действительно, когда с человеком разговаривают ласково, приветливо и по-доброму, у него вырастают крылья. Он испытывает чувство благодарности и желание ответить тем же. А если человека оскорбляют, обижают словами, то он глубоко переживает это. «Злые языки страшнее пистолета» (А.С. грибоедов «Горе от ума»).
Очень важно научиться следить за своей речью.

Ключ:

Тезис: «Язык голубит, язык и губит».

Доказательства:

1) Действительно, когда с человеком разговаривают ласково, приветливо и по-доброму, у него вырастают крылья.
2) А если человека оскорбляют, обижают словами, то он глубоко переживает это.

Пример: «Злые языки страшнее пистолета».

Вывод: Очень важно научиться следить за своей речью.

16. Напишите сочинение по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит».

«Язык голубит, язык и губит». Очень меткая пословица, которая точно передает важность произносимых нами слов. Иногда очень бурно реагируешь, если кто-нибудь тебе сказал не очень приятные слова, обида застилает глаза. Точно сказано: «рана, нанесенная мечем, заживет, а языком – нет». И еще: «доброе слово и кошке приятно».
Пусть в нашей жизни будет как можно больше слов, которые голубят нас.

17. Выберите из предложенных вступлений одно к высказыванию: «Язык голубит, язык и губит», напишите сочинение.

Слова в нашей жизни имеют очень большое значение.
Во-первых, «язык голубит, язык и губит». Словами мы можем похвалить, обрадовать человека, и словами можно «убить».
Вот, например, госпожа Простакова (Д.И. Фонвизин «Недоросль») всегда всех оскорбляла и унижала словами. В ее грубой речи выражалось пренебрежительное отношение к людям.  Она зла фурия. Поэтому все, кто окружал ее, были запуганы и забиты, даже ее собственный муж превратился в тряпку.
А вот другой пример – Стародум. Речь его наставительная, доказывающая, что надо воспитывать человека. Именно ему принадлежат слова: «Вот злонравия достойные плоды». Поэтому все тянутся к нему: и Софья, и Правдин.
Итак, надо всегда помнить о могучей силе воздействия языка и контролировать свои слова.

Вступления:

1) Задумываемся ли мы над тем, как мы говорим, какие слова мы произносим? Следим ли мы за своим языком? К сожалению, не всегда. А зря.

2) Язык, речь, слово… Этим понятиям трудно дать определение. Однако именно поэтому они привлекают наше внимание, именно поэтому мы пытаемся понять их сущность. С этими понятиями связано бесконечное множество пословиц, поговорок и афоризмов.

3) Проговаривая те или иные слова, мы вольно или невольно прислушиваемся к внутреннему голосу – голосу разума, который оценивает эти слова, как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, правильные или неправильные. Почему же мы должны прислушиваться к голосу разума?

Ключ: Задумываемся ли мы над тем, как мы говорим, какие слова мы произносим? Следим ли мы за своим языком? К сожалению, не всегда. А зря.

18. Выберете из предложенных заключений одно и напишите сочинение-рассуждение по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит».

В драматических произведениях вся нагрузка ложится на речь, так как речь является основным средством характеристики героя. И здесь как нельзя кстати подходит пословица «Язык голубит, язык и губит».
Часто бывает так, что человек говорит и красиво, и культурно, но слова его причиняют боль окружающим людям.
Так, например, речь Чацкого (А.С. Грибоедова «Горе от ума») привлекательна, умна и пламенна. Он «остер, красноречив». Но именно это и губит его. За «острый язычок» Чацкого объявляют сумасшедшим. Вот уж действительно «язык мой – враг мой». Так случилось и с Чацким.

Заключения:

1) Таким образом, понятие язык очень сложное и требует уважительного к себе отношения. Сколько бы ни пытались мы постичь его глубины, мы не исчерпаем всего богатства, воплощенного в мудрых изречениях.

2) Таким образом, надо следить за своей речью, чтобы язык твой не стал врагом твоим и не сделал тебя посмешищем для всех.

3) Итак, что у человека на уме, то у него и на языке. Дай бог, чтобы у каждого было больше здравого смысла и разума. Тогда и язык его никого «не погубит».

Ключ: Таким образом, надо следить за своей речью, чтобы язык твой не стал врагом твоим и не сделал тебя посмешищем для всех.

19. Подберите 2 аргумента к сочинению-рассуждению по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит».

Каждая пословица несет в себе определенный смысл, жизненный опыт и народную мудрость. Так всем известна пословица «Язык голубит, язык и губит». Чему учит нас она?
Считаться с людьми и выбирать слова, следит за тем, что ты говоришь, чтобы не обидеть никого. Ведь слово, что камень, брошенный человека – может убить.
Мы должны помнить о народной мудрости и отвечать за свои слова.

Аргументы:

1) В романе М.Б. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин говорит красиво и учтиво. В его дневнике прекрасные описания природы, умные афоризмы. В то же время в его словах эгоизм, который обижает людей и делает их несчастными. Княжна Мери сказала, что скорее согласится попасть под нож убийце, чем к нему не язычок. Можно себе представить, насколько опасным бывает язык человека.

2) Вспомним Очумелова (А.П. Чехов «Хамелеон»). Его язык постоянно меняется в зависимости от обстоятельств. Он ласков с собакой генерала и груб с Хрюкиным.

3) От учтивых слов язык не отсохнет.

4) Люди ходят в церковь, для того чтобы услышать Слово Божье, спасительные молитвы и обрести надежду и успокоение.

Ключ:

1) В романе М.Б. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин говорит красиво и учтиво. В его дневнике прекрасные описания природы, умные афоризмы. В то же время в его словах эгоизм, который обижает людей и делает их несчастными. Княжна Мери сказала, что скорее согласится попасть под нож убийце, чем к нему не язычок. Можно себе представить, насколько опасным бывает язык человека.

2) От учтивых слов язык не отсохнет.

20. Прочитайте сочинение, согласны ли вы с приведенными аргументами?

Существует версия, что слово обладает энергетикой. А энергия бывает положительной и отрицательной. Значит язык наш тоже «заряжен» хорошими и плохими словами.
Поэтому «Язык голубит, язык и губит».
«Голубит» – это значит спасает. Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово «Христос воскрес, радость моя» – именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Всем Серафим дарил радость, тепло, счастье. Добрые слова вселяли надежду, исцеляли, позволяли по-новому взглянуть на жизнь.
А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжает губить душу человека. Худое слово выводит человека из себя, разбивает отношения, разрушает веру. «Слово можно в разящий свинец перелить», и оно поразит человека в самое сердце.
Следовательно, прежде чем произнести роковые слова, скажи себе: «Я подумаю об этом завтра».

Ключ: Да, я согласен с приведенными аргументами. Они раскрывают основные положения тезиса, подкреплены яркими примерами из жизни. Точка зрения автора достаточно обоснована. Действительно «Язык голубит, язык и губит».

21. Прочитайте сочинение по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит» и подберите другие аргументы.

«Дар слова – одна из величайших способностей человека». С помощью языка мы общаемся друг с другом. С помощью языка выражаем свои чувства. С помощью языка высказываем свои мысли. Вопрос: как мы это делаем? По-доброму, культурно, вежливо, красиво или зло, неискренне, обидно?
Язык бывает разный.
Во-первых, «Язык голубит, язык и губит». С одной стороны, огромное наслаждение доставляют нам прекрасные поэтические строки А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина. Чудесные слова ласкают наш слух.
И, наоборот, режет ухо нецензурная брань и ругательство, которые, к сожалению, мы часто слышим на улице, видим в Интернете.
Во-вторых, одни и те же слова можно по-разному произнести. Как говорится, «то же слово, да по-иному сказано», с другой интонацией.
Действительно, это великое искусство, обладая даром слова, использовать его в добрых целях.

Аргументы:

1) Язык госпожи Простаковой (Д.И. Фонвизин «Недоросль») погубил Митрофана. Мать сама показывала сыну пример бескультурия и глупости и откровенно выражала свое пренебрежение ко всем наукам.

2) Когда учитель поддерживает своего ученика, ободряет его словами, то ученик начинает верить в свои силы. Тогда у него все получается. А грубые слова уничтожают уверенность в себе. И тогда успеха не жди.

3) Слова любви, который говорил Кирибеевич Алене Дмитриевне (М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »), погубили и саму Алену Дмитриевну, и ее мужа купца Калашникова, и самого молодого опричника.

Ключ:

1) Язык госпожи Простаковой (Д.И. Фонвизин «Недоросль») погубил Митрофана. Мать сама показывала сыну пример бескультурия и глупости и откровенно выражала свое пренебрежение ко всем наукам.

2) Когда учитель поддерживает своего ученика, ободряет его словами, то ученик начинает верить в свои силы. Тогда у него все получается. А грубые слова уничтожают уверенность в себе. И тогда успеха не жди.

22. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит» и проанализируйте его по критериям, приведенным в сборниках по ГИА.

Существует такое понятие: говорить на разных языках. Оно имеет много разных смыслов.
Один из них такой: люди разного интеллекта, образования и культурного уровня мыслят по-разному, а значит, и выражают свои мысли и чувства по-разному, то есть говорят на разных языках. Поэтому не понимают друг друга. Пример тому – разговор Фамусова и Чацкого (А.С. Грибоедов «Горе от ума»). Язык Чацкого воспламеняет. Это речь умного, образованного, передового человека. Человека, который живет будущим, а не прошлым. И мы верим, новые веяния непременно должны победить.
А в словах Фамусова – страх пред будущим. Его речь направлена против всего нового и прогрессивного. Язык Фамусова – это язык отсталого консервативного человека, который на корню готов загубить живую мысль.
Действительно, «Язык голубит, язык и губит»

Анализ сочинения:

В данном сочинении экзаменуемый дал обоснованный ответ по проблеме языка.
Экзаменуемый привел 2 аргумента, которые иллюстрируют значение языка.
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
– в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

23. Прочитайте аргументы по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит», напишите вступление и заключение.

Аргументы:

1) К сожалению, мы на каждом шагу встречаемся с грубостью: в транспорте, магазине, больнице. Если бы у нас была возможность выбора, то мы выбирали бы себе врачей, учителей, продавцов в первую очередь по их языку. Добрые и вежливые слова нас привлекают, а резкие и грубые – отталкивают. Вспомним, как тянулись люди к бабушке Алеши (М. Горький «Детство»). Она для всех умела найти ласковые слова, каждого могла успокоить и приголубить. Она излучала свет и любовь к ближним.

2) Дед – полная противоположность бабушки. Вечная брань, обидные слова, ругательства, были нормой его отношения к домочадцам. Поэтому все в доме его боялись и ненавидели.

Вступления:

1) Приходилось ли вам жалеть когда-нибудь о своих словах? Всегда ли вы следите за своим языком? Умеете ли достойно общаться с людьми?
Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было промолчать или сказать по-другому. Ведь известно,  что «Язык голубит, язык и губит».

2) На первый взгляд в пословице: «Язык голубит, язык и губит» всего лишь содержится намек на многогранность языка. Однако стоит обратить внимание на то, какие важные стороны языка отражает эта народная мудрость. Нетрудно заметить в них глубокий смысл.

3) Как связаны речь человека и его личные качества? Безусловно, самым тесным образом. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей» (М. Горький).

Заключения:

1) Давайте и мы оглянемся на самих себя. Проанализируем свою речь, свой язык, свои слова, постараемся сделать так, чтобы люди шли к нам, выбирали нас и любили нас.

2) Конечно, мы не всегда с должным вниманием относимся к своим словам. Наверное, поэтому народная мудрость гласит: «Язык голубит, язык и губит».

3) С книгой не знаться – от людей отстать.

Ключ:

Вступление: Приходилось ли вам жалеть когда-нибудь о своих словах? Всегда ли вы следите за своим языком? Умеете ли достойно общаться с людьми?
Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было промолчать или сказать по-другому. Ведь известно,  что «Язык голубит, язык и губит»

Заключение: Давайте и мы оглянемся на самих себя. Проанализируем свою речь, свой язык, свои слова, постараемся сделать так, чтобы люди шли к нам, выбирали нас и любили нас.

24. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит», разделите его на абзацы.

Почему мы всегда помним о том, что с посторонними людьми надо следить за своим языком, выбирать слова, думать, прежде чем сказать? А со своими близкими забываем об этом. А ведь высказывание «Язык голубит, язык и губит», может быть, как раз предостерегает нас от невнимания к нашим родным людям. Наши родители очень нуждаются в теплых и ласковых словах. Вспомним, как Екатерина Петровна (К.Г. Паустовский «Телеграмма») по нескольку раз перечитывала телеграмму от своей дочери, надеясь найти утешение в коротких и скупых словах. А ее слова в письме к дочери «ненаглядная моя» смогли перевернуть душу Насти и растопить ее сердце. Настя поняла вдруг, что никто ее в жизни так не любил, как эта старенькая женщина. А в повести Пушкина «Станционный смотритель» грубые слова Минского, «укравшего Дуню», в буквальном смысле убили ее отца Самсона Вырина. Помните народную мудрость о живительной и в то же время разрушительной силе языка. Чаще говорите своим родителям теплые слова, которые их утешают и голубят, и остерегайтесь слов, которые могут погубить их. Таким образом, много важных вопросов, связанных с языком, но мысль о его многообразии кажется мне наиболее интересной.

Ключ:

Почему мы всегда помним о том, что с посторонними людьми надо следить за своим языком, выбирать слова, думать, прежде чем сказать? А со своими близкими забываем об этом.
А ведь высказывание «Язык голубит, язык и губит», может быть, как раз предостерегает нас от невнимания к нашим родным людям.
Наши родители очень нуждаются в теплых и ласковых словах. Вспомним, как Екатерина Петровна (К.Г. Паустовский «Телеграмма») по нескольку раз перечитывала телеграмму от своей дочери, надеясь найти утешение в коротких и скупых словах. А ее слова в письме к дочери «ненаглядная моя» смогли перевернуть душу Насти и растопить ее сердце. Настя поняла вдруг, что никто ее в жизни так не любил, как эта старенькая женщина.
А в повести Пушкина «Станционный смотритель» грубые слова Минского, «укравшего Дуню», в буквальном смысле убили ее отца Самсона Вырина. Помните народную мудрость о живительной и в то же время разрушительной силе языка. Чаще говорите своим родителям теплые слова, которые их утешают и голубят, и остерегайтесь слов, которые могут погубить их.
Таким образом, много важных вопросов, связанных с языком, но мысль о его многообразии кажется мне наиболее интересной.

25. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит», согласны ли вы с тезисом и выводом?

Как вы говорите с больным человеком? Как приветствуете старого друга?  Как успокаиваете ребенка?
Добрыми, мягкими, приятными словами. Язык ваш голубит окружающих вас людей. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Послание к Ефесянам).
Как гласит пословица «Язык голубит, язык и губит».
А как вы отчитываете кого-нибудь? Как высказываете свое плохое настроение? Обидными, грубыми словами, порой сказанными сгоряча. Как сильно ранят они того, на кого обрушился ваш гнев! И раны эти долго заживают, а иногда остаются на всю жизнь. Например, ссора между Троекуровым и старым Дубровским (А.С. Пушкин «Дубровский») произошла именно из-за обидных слов, и это привело к большой трагедии. Действительно, язык губит.
Хочется верить, что у каждого найдется много хороших слов для всех окружающих людей, как и для своих друзей.

Ключ: Я полностью согласен с тезисом и выводом, так как самое главное сказано. Заключение, подчеркивает актуальность того, что в наше время особенно необходимо следить за своей речью.

26. Составьте план сочинения-рассуждения по высказыванию: «Язык голубит, язык и губит».

Отличается ли язык успешного человека от языка человека, у которого жизнь не удалась? Оказывается, да. Из уст добившегося успеха чаще исходит слово единения, чем слово разобщения, слово одобрения, чем слово неприятия, слово терпимости, чем слово предубеждения.
Если человек выражает любовь и одобрение, люди испытывают к нему те же чувства и к человеку приходи успех. А признание – это и есть успех. А слово ненависти, скорее всего, ненавистью же отзовется. На порицание и осуждение ответят тем же.
Все сказанное влияет конкретно на человека. В пример можно привести Моцарта и Сальери, и Бориса Годунова.
Поэтому спрашивайте себя: послужит ли то, что я намерен сказать во благо моих взглядов, призвания, целей? Поднимет ли настроение собеседнику? Воодушевит, даст мотивацию, толчок? Рассеет страхи и создаст ощущения безопасности и доверия? Поднимет самооценку, уверенность в себе и готовность рисковать и действовать?
«Язык голубит, язык и губит», поэтому язык может определять судьбу человека.

Ключ:

План:

I. Вступление: (Отличается ли язык успешного человека от языка человека, у которого жизнь не удалась? Оказывается, да.)

II. Основная часть:

1) Тезис: (Из уст добившегося успеха чаще исходит слово единения, чем слово разобщения, слово одобрения, чем слово неприятия, слово терпимости, чем слово предубеждения).
2) Доказательство: (Если человек выражает любовь и одобрение, люди испытывают к нему те же чувства и к человеку приходи успех. А признание – это и есть успех. А слово ненависти, скорее всего, ненавистью же отзовется. На порицание и осуждение ответят тем же).
3) Пример: (В пример можно привести Моцарта и Сальери, и Бориса Годунова.).
4) Вывод: (Все сказанное влияет конкретно на человека).

III. Заключение: «Язык голубит, язык и губит», поэтому язык может определять судьбу человека.

27. Коля написал сочинение-рассуждение по высказыванию «Язык голубит, язык и губит», но, когда набирал его, предложения «рассыпались». Составьте текст, расположив предложения в логической последовательности.

Насколько язык могуществен, настолько и опасен.
Сколько людей судятся из-за обидных слов в свой адрес, оскорблений, унижающих человека!
Это высказывание особенно актуально в наше время.
Известны случаи, а их немало, связанные с исками о защите чести и достоинства.
Но в то же время умная речь адвоката может спасти невиновного или смягчить приговор.
«Язык голубит, язык и губит».
Поэтому спрашивайте себя: послужит ли то, что я намерен сказать, во благо или нанесет непоправимый вред.
Возьмем такую область, как юриспруденция.

Ключ:

«Язык голубит, язык и губит».
Это высказывание особенно актуально в наше время. Возьмем такую область, как юриспруденция. Известны случаи, а их немало, связанные с исками о защите чести и достоинства. Сколько людей судится из-за обидных слов в свой адрес, оскорблений, унижающих человека!
Но в то же время умная речь адвоката может спасти невиновного или смягчить приговор.
Насколько язык могуществен, настолько и опасен. Поэтому спрашивайте себя: послужит ли то, что я намерен сказать, во благо или нанесет непоправимый вред.

28. Какие из приведенных ниже мудрых мыслей можно взять в качестве заключения

1. С книгой не знаться – от людей отстать.
2. От учтивых слов язык не отсохнет.
3. Язык голубит, язык и губит.

Бывают слова добренькие и сладенькие, но их приятность обманчива. Такие слова усыпляют, расслабляют, уводят в мир иллюзий, закрывают глаза на правду.
Но прозрение рано или поздно все же наступает. И эти слова оказываются горькой пилюлей в сладкой оболочке. Как в пословице «мягко стеле, да жестко спать».
Сладкая ложь приносит человеку не меньше страданий, а, может быть, даже больше, чем грубость. Так, старик Лука (М. Горький «На дне») своими сладкими речами убаюкивал несчастных жителей ночлежки. Но потом им стало еще хуже. И случилась трагедия.

Ключ:

«Язык голубит, язык и губит».