Тема урока: "Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по его процентам". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока.

Образовательная:

  • закрепить умение превращать десятичную дробь в проценты; закрепить умение превращать проценты в обыкновенную дробь и в десятичную дробь; научить решать задачи на проценты, открыв новое знание;
  • формировать способность к открытию нового знания и умению применять новое знание;
  • закреплять знание уточненной структуры учебной деятельности, умение осознанно осуществлять учебную деятельность при введении нового знания.

Ход урока

1. Мотивация

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что мы знаем по этой теме?

Что мы умеем делать, зная определение процента?

А как вы думаете, мы всё уже изучили по теме “Проценты”?

Сегодня на уроке мы будем продолжать работать по теме “Проценты” - мы узнаем новое о процентах.

Вы готовы узнавать и открывать новые знания?

Все на месте, все в порядке -
Ручки, книжки и тетрадки
Все-все правильно сидим
Все внимательно глядим
Готовы все работать, думать и решать
Знания новые готовы открывать

Итак, вы готовы к открытию нового знания. А как будем открывать новые знания? (Поймём, что не знаем, сами найдём ответ)

С чего мы начнём нашу работу? (Да, с повторения уже имеющихся знаний)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Устная работа (на закрепление понятия "Процент"). Предлагаются упражнения по переводу дроби в проценты, а процентов в десятичные дроби.

1. Представьте данные десятичные дроби в процентах:

0,5= 0,01= 0,45=

12= 0,12= 6,2=

0,045 = 70,5 = 1,5 =

2. Представьте проценты десятичными дробями:

100% =: 400% =: 72% =:

430% =: 3,1% =: 0,5% =:

3. Заполните таблицу:

Обыкновенная дробь      
Десятичная дробь     0,45   0,8
Проценты       75%  

Задача №1

В Горно-Алтайске проживает 40000 человек. В Майме проживает от числа всех жителей Горно-Алтайска. Сколько человек проживает в нашем селе Майма?

Задача №2

На ул.Гидростроителей проживает 800 чел., это от числа всех жителей улицы Ленина. Сколько человек проживает на улице Ленина?

Задача №4

В МСШ №3 - 400 учеников

Отличников - ? 8% от (В МСШ №3 - 400 учеников)

Сколько отличников в МСШ №3?

Задача №5

В МСШ №2 - ?

Спортсменов - 240, это 80% (В МСШ №2 - ?)

Сколько учеников в МСШ №2?

- У кого есть ответы на эти вопросы? Вы можете их обосновать? Вы можете доказать, что вы решили правильно ? (Нет, мы не можем доказать, что решили правильно)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: проанализировать свои действия, зафиксировать место затруднения, выявить причину затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Почему не смогли его выполнить?

- Чего мы ещё не знаем? (Не умеем находить проценты от числа)

4. Построение проекта выхода из затруднения:

Цель: Сформулировать цель урока; составить план действий на уроке. (Обсуждение проекта решения задач)

- Значит чему нам надо научиться? Какова цель нашей дальнейшей деятельности?

- Посовещайтесь в парах в течение 1 минуты. Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- Тема сегодняшнего урока  “Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам”.

- Составим план наших действий по реализации сформулированной цели.

(После проведённых рассуждений план записывается на доске)

  1. Превратить проценты в обыкновенную дробь.
  2. Решить полученную задачу известным способом.
  3. Сформулировать вывод.

5. Реализация построенного проекта (работа в группах)

Ребята выполняют работу в группах. Когда первые 2группы, решающие разные задачи, выполнят задание, представители этих групп выходят к доске, обосновывают свои решения, остальные участвуют в обсуждении.

1 группа: Показывает решение пробной задачи №4.

2 группа: Показывает решение пробной задачи №5.

Поздравляю, вы открыли новое знание!

Что будем дальше делать? (Применять при решении)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задача №6

  1. Найти 20% от 14 .(У доски с комментированием)
  2. Найти 4% от 240. (У доски с комментированием)
  3. Найти 12% от 300. (Комментирование с места)
  4. Найти число, если 5% этого числа равны 15. (Проговаривают в парах)
  5. Найти число, если 20% этого числа равны 12. (Проговаривают в парах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

- Молодцы, хорошо поработали, настало время самостоятельной работы.

- Для этого я предлагаю вам выполнить задание №7.

  1. Найти 8% от 20.
  2. Найти 2% от 52.
  3. Найти 25% от 40.
  4. Найти число, если 4% этого числа равны 16.
  5. Найти число, если 50% этого числа равны 150. (Самопроверка с показом эталона решения)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак “+”.

- Кто ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена? (Рассуждения учеников)

- Допущенные ошибки исправьте. Вам нужно ещё раз повторить правило и потренироваться в решении таких задач.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Где можно использовать полученные знания? (В решении примеров, задач, уравнений).

- Ребята, задачи на проценты находят очень широкое применение в жизни.

- Я предлагаю вам решить задачу, которую очень часто приходится решать вашим родителям при покупках в магазинах. (Задача на экране)

Задача №8

Сколько будет стоить телевизор стоимостью 32 000 рублей, если в магазине объявлена акция – скидка на весь товар составляет 20%?

9. Рефлексия

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- С какими затруднениями встретились сегодня на уроке?

- Как вышли из ситуации?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

- Что было самым трудным для вас на уроке?

- Что было самым интересным для вас на уроке?

Домашняя работа: составить 2 задачи на проценты.