Инновационные процессы в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном мире нововведения или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека особенно в школе так как времена меняются, люди меняются, нужны новые подходы к обучению. Инновации стали предметом изучения, анализа и внедрения. Они являются результатом научных поисков, педагогического опыта отдельных педагогов или коллективов.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.[1] Следует заметить, что в толковании не идёт речь об эффективности.

Понятие “инновация” в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение”.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Итак, инновация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Лазарев В.С. выделяет следующее действия развития инновационного процесса[2]:

- определение потребности в изменениях;

- сбор информации и анализ ситуации;

- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

- принятие решения о внедрении;

- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Инновации в образовании и в школе считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теаретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненные в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при введении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании первого педагогического опыта.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.

Развитие школы не может быть осуществлено иначе. чем через освоение нововведений, через инновационный процесс.

Сейчас школа представляет собой совокупность педагогических идей, нововведений. Например: мультимедийные установки, интерактивные доски, электронные учебники, электронные словари. использование интернета и многое другое.

Вывод применение современных нововведений. технологий в образовании создают благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на любых уроках.

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: 1978. -С.381.
  2. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы. – Сельская школа 2003. - №1. – С.4.