Творческий экзамен как альтернативная форма аттестации

Разделы: Общепедагогические технологии


Согласно новым ФГОС целью обучения должно стать не столько вооружение учащегося готовыми знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Одним из способов такого обучения является метод проектов. Но, насколько мы знаем, главное условие проектной работы – вызов должен происходить от ребенка, именно он должен быть инициатором. Тогда возникает вопрос: Как этот запрос на создание проектов вызвать? И желательно у всех!??

В нашей школе традиционно в конце учебного года учащиеся подростковой школы сдают творческие экзамены по выбору. Творческие экзамены являются альтернативной формой аттестации.

Творческие экзамены позволяют каждому ученику выбрать творческую/проектную работу, соответствующую интересам и возможностям.

Цель творческого экзамена - поддержка учебного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских начинаний учащихся. Формирование у учащихся заинтересованного отношения к интеллектуальной деятельности и стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время.

Задачи творческого экзамена:

  • создать условия для определения учащимися своих интересов в рамках уроков;
  • организовать работу по выявлению интересов и самоопределению учащихся относительно творческих экзаменов;
  • организовать консультативную работу по подготовке учащихся к творческим экзаменам;
  • создать банк данных о научно-исследовательских работах учащихся.
  • организовать публичную защиту и экспертизу работ в форме образовательного события (Межпредметной конференции).

Учащиеся подростковой школы делают пробу самостоятельного результативного действия. Они выбирают любой предмет, предлагают тему работы, которая часто шире, чем учебный материал. На этом экзамене можно представить как индивидуальную, так и групповую работу.

Творческая работа – это способность подойти к вопросу (теме) с новыми идеями и возможностями, найти и собрать информацию из разных источников, проанализировать ее достоверность или исследовать какую-то тему самостоятельно. У подростков нашей школы есть возможность выбирать из уже существующего (предлагаемого) или стать инициатором нового дела. Он может быть как автором поэтического сборника, так и составителем математических задач, повышенной сложности.

Формы работы педагогов и учащихся по подготовке к экзамену:

  • работу секций по предметам гуманитарного и естественно-математического циклов;
  • индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей-предметников;
  • защита творческих работ, рефератов, проектов;
  • тьюторское сопровождение подготовки и участия в экзамене.

Требования к работам учащихся:

1) Научно-исследовательскими, поисковыми и рационализаторско-изобретательскими работами считаются следующие:

  • освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее: связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной работы (лабораторной или работе с источниками);
  • по конструированию аппаратов, моделей, приборов, вносящих принципиально новое в решение научно-практических задач.

2) Творческими работами считаются следующие:

  • авторские - художественные произведения в разных видах и жанрах;
  • авторские публицистические (эссе, аналитические заметки, статьи в СМИ и т.п.)
  • дизайнерские макеты и разработки;
  • т.д..

К работе обязательно прилагается список использованной литературы, а так же могут быть представлены: чертежи, рисунки, фотоснимки, карты, графики.

Хотелось бы отметить, что при подготовке к творческим экзаменам используются технологии тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ на предметном материале.

Специфика работы предметного тьютора состоит в том, что он работает на предметном и профессиональном материале, предоставляет учащимся возможность реализации пробы в определенной предметной научной области и областях профессиональной деятельности. Таких, как квазинаучные исследования, предметные олимпиады, творческие работы, углубление знаний в определенной предметной области и т.д.

Главная задача – ухватить предметный интерес учащегося, дать возможность реализовать профессиональную пробу в данной области и организовать качественную содержательную обратную связь (рецензия, экспертное заключение, мастер класс, экспертное обсуждение, стажировка и т.п).

Этапы работы предметного тьютора:

1. Представление ресурсов предметной области образовательного пространства (карта модульного пространства)

Запуск проектного модуля
(темы, формы работы)
Модули
в соответствии с возрастом
Итоговый
проектный модуль

2. Построение части индивидуального маршрута касающегося данной предметной области.

3. Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия.

Тип образовательного результата Конкретизация результата
Позитивный социальный опыт Опыт работы индивидуально или в команде, отстаивание своей точки зрения перед экспертом, опыт оказания помощи в освоении предмета; умение доносить сложную информацию доступно.
Компетентности (исследовательские, проектные, информационно-коммуникативные умения) Опыт исследования закономерностей, формулирования гипотез и их проверки, проведения экспериментов.

Опыт проектирования деятельности - постановка задач, планирование, выстраивание коммуникации в группе, поиск ресурсов для решения поставленных задач.

Опыт создания и презентации собственного продукта деятельности, исследования и экспериментирования в предмете, повышение мотивации к обучению.

Учебные результаты Более глубокое освоение базовых предметных понятий.

Опыт моделирования и проектирования математических игр (ситуаций).

Опыт применения имеющихся предметных знаний, понимание их актуальности.

Расширение кругозора, повышение мотивации к изучению предметов, развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Мы предлагаем примеры творческих работ по нескольким предметам.

Предметная область: математика

1. Тема “Законы красоты”

Цель работы: Узнать существует ли истинная красота.

Вывод: Изменение идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты – гармонии.

Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентинка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от тренированного, спортивного типа нашей современницы – все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ.

Приложение 1

2. Тема “Кристаллы - природные и искусственные многогранники”

Цель работы: Найти взаимосвязи кристаллов с геометрическими телами.

Вывод: В ходе исследования удалось ответить на вопросы, которые заинтересовали нас в самом начале изучения таких удивительных и многогранных кристаллов.

Во-первых, кристаллы одни из самых красивых и загадочных творений природы.

Во-вторых, кристаллы можно выращивать дома.

В-третьих, все они разные.

И наконец, в природе можно встретить кристаллы, очень похожие на правильные многогранники.

Приложение 2

3. Тема “Геометрические иллюзии”

Цель работы: Таков ли реальный мир, каким мы его видим? Почему иногда зрение нас подводит?

Вывод: В ходе работы удалось: познакомиться с геометрическими иллюзиями; рассмотреть связь между разными иллюзиями в математике и использование свойств иллюзий человеком в физике, культуре и психологии; доказать, что обман зрения создает не только природа, но и человеческое зрение.

Приложение 3

Предметная область: филология

1. Тема: “Поэт о художнике”

Цель работы: проследить взаимосвязь художественного искусства слова и письма картин, актуальной для современного искусства темы визуальности.

Вывод: Увеличение доли визуального в искусстве – характерная черта современной культурной ситуации. Между художественными образами в искусстве и образами визуальными явственно прослеживаются связи, активно идет взаимопроникновения качеств. Роль визуальной культуры возрастает в силу победы визуального над вербальным. Отсутствие языкового барьера в пространстве визуальности, увеличение скорости трансляции визуального текста, развитие медиа и электронных средств коммуникаций – все эти качества визуального образа делают его необходимым в изобразительном искусстве и изучении слова. Поэтому считаю, что на уроках литературы необходимы наглядные примеры.

Приложение 4

Предметная область: биология

1. Тема “Дыхание города”

Цель работы: рассчитать кол-во угарного газа при выхлопе автомобилей.

Вывод: в ходе работы было выявлено влияние угарного газа на человека, рассчитано количество угарного газа на наиболее загруженных автотранспортом улицах города Томска, а также были предложены варианты для очистки и предотвращения загрязнения города угарным газом.

Приложение 5

2. Тема “Квезаль”

Цель работы: выяснить, какую птицу считают “птицей счастья”, узнать в каких условиях она обитает.

Вывод: в ходе работы было выявлено, что “птицей счастья” часто называют самую крупную птицу отряда трогонообразных – Квезаль. Данная птица занесена в Международную красную книгу как вымирающий вид. Проведен сравнительный анализ Квезаля с Синицей (птицей обитающей в Сибири). Было выявлено, что особенности внешнего строения, рациона питания и климатических условий обитания слишком отличаются от благоприятных условий для Квезаля, и поэтому он не может существовать в Сибири.

Приложение 6

Межпредметная область

1. Тема “Загадки Египетских пирамид”

Цель работы: В чем же загадки одного из семи чудес света - Египетских пирамид в Гизе.

Вывод: В ходе подготовки творческого экзамена удалось узнать о том, что архитекторы того времени очень точно по градусам, высоте, ширине, строили пирамиды и другие здания, что по своей природе феноменально. Так как мы с вами живем в 21 веке и строим ничуть не лучше, чем египтяне, не смотря на то, что имеем технику, которая в несколько сотен раз превосходит “технику” того времени. А то, как они это делали, мы уже не узнаем ни когда!

Приложение 7