"Отражение света"

Разделы: Физика


Цель: познакомить учащихся с явлением отражения света, сформулировать закон отражения.

Ход урока

  Этапы урока Содержание этапа
I. Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; личностно ориентировать учащихся на работу.

Методы: словесные.

Здравствуйте, ребята!

Чтобы нам удобно было работать на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам работу в парах.

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: проверить знания учащихся по закону прямолинейного распространения света; создать условия для проверки знания закона прямолинейного распространения света.

Методы: словесные.

Давайте вспомним:

1. Какой раздел науки называют оптикой?

2. Что такое свет?

3. Назовите естественные источники света.

4. Какие источники света считаются искусственными?

5. Что такое луч света?

6. Сформулируйте закон прямолинейного распространения света.

7. Какое явление служит доказательством того, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно?

8. Что такое тень и полутень?

9. Как возникают солнечные и лунные затмения?

III.

А)

Изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний.

Цель: организовать работу по применению закона прямолинейного распространения света в однородной среде; создать проблемную ситуацию для подведения к теме и цели урока.

Методы: побуждающий к проблемной ситуации диалог.

10. Где практически используется закон прямолинейного распространения света?

11.При каком условии непрозрачный предмет дает тень без полутени?

12. Как удается водителю автобуса видеть то, что происходит за его спиной?

13.Все ли пространство автобуса он видит в зеркале? Почему?

14. Пуская зеркалом зайчики какими световыми законами вы руководствуетесь?

Как вы думаете. Достаточно ли у вас знаний для ответа на последние три вопроса?

Б) Постановка учебной задачи.

Цель: обсудить затруднения и сформулировать тему и цели урока.

До сих пор мы пока рассматривали вопрос о том, что за преградой образуется тень, т.е. света там нет. А что же происходит со световым лучом в момент касания преграды?

Как вы управляли световым зайчиком при помощи зеркала? Вы возвращали световой луч назад. Это явление называется отражением света. И оно происходит по определенным законам.

Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Отражение света. Изучить законы отражения света.)

В) Открытие новых знаний.

Цель: выяснить законы отражения света.

Методы: учебный диалог, фронтальный эксперимент, формулировка выводов.

Итак, падая на границу раздела двух сред (например, на зеркало) свет меняет своё направление, отражается.

Давайте выясним, по каким законам это происходит.

Закроем окна и зажжем свечи.

Перед свечой установите экран со щелью, за ним положите чистый лист бумаги. Найдите такое положение свечи, при котором полоска света на бумаге будет отчетливой, тонкой и яркой. Поперек этой полоски поставьте на ребро плоское зеркало.

Прочертите карандашом линию вдоль зеркала и отметьте точку на линии, куда упал луч. Затем отметьте начало падающего луча и конец отраженного. Уберите зеркало и, соединив точки, проведите падающий и отраженный лучи. В точке падения луча постройте перпендикуляр.

Угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром, называют углом падения. Его можно обозначить буквой греческого алфавита α.

Угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом, называется углом отражения. Его можно обозначить буквой β. Измерьте углы падения и отражения.

Посмотрите на экран. Мы видим, что при изменении угла падения луча меняется и угол отражения.

А теперь сформулируем законы отражения света.

В ваших экспериментах вы смогли одновременно увидеть три линии находящиеся на плоскости листа бумаги. Значит, лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Сравните углы падения и отражения. Угол падения равен углу отражения.

α = β

Смотрим на экран. Если луч падает на зеркало в направлении отраженного луча, то отраженный при этом луч пойдет по пути падающего. Следовательно, падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей.

Всякая незеркальная, т.е. шероховатая, негладкая поверхность рассеивает свет, так как на ней имеются небольшие выступы и углубления.

Закройте зеркало листом белой бумаги. Попытайтесь объяснить, как создается рассеянное отражение. Справедлив ли при этом закон отражения света?

IV. Закрепление учебного материала.

Цель для учащихся: учиться применять полученные знания при решении задач.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для применения полученных знаний при решении задач.

Применим полученные нами знания при решении задач.

1. Найдите построением ход луча, падающего на плоское зеркало, если известен ход луча, отраженного от зеркала.

2. Угол падения луча равен 30° Определите угол отражения луча.

3. Угол падения луча равен 15°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

V. Контроль знаний.

Цель: проверка степени усвоения знаний, полученных на уроке.

Метод: самооценка, оценка.

А теперь работаем самостоятельно, по вариантам, на оценку.

1 вариант.

Угол падения луча равен 25° . Чему равен угол отражения?

2 вариант.

Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

3 вариант.

Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50°. Под каким углом к зеркалу падает свет?

Сдайте ваши работы и оцените правильность решения, сравнив его с тем, что вы видите на экране.

VI. Задание на дом.

Цель для учащихся: закрепить знания о законах отражения света.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся решать задачи с применением закона отражения света.

Чтобы закрепить знания, полученные на сегодняшнем уроке, дома вы будете читать §63 и учить определения, отвечать на вопросы (устно).

Упражнение 30 (1-3) (письменно).

VII. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и класса.

Удалось ли нам решить поставленные сегодня на уроке задачи?

Мы с вами рассмотрели закон отражения света, при этом мы пользовались зеркалом.

А вот как строятся изображения предметов в зеркале, которые видит, например, водитель автобуса, этого мы еще не знаем. Этим мы и займемся на следующем уроке.

До свидания.