Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на традициях народной культуры, литературном и языковом наследии родного края

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность проекта

Духовно-нравственное воспитание учащихся – первостепенная задача современной образовательной системы, важный компонент социального заказа для образования. Системе образования отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В первую очередь, конечно, ценностные качества личности формируются в семье. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школедолжна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

В настоящее время краеведению отводится значительная роль в решении духовно-нравственного воспитания.

Необходимость внедрения проекта связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.

Изучение традиций своего народа – важные составляющие культуры современного человека.

С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с культурой своей малой родины. С детства люди впитывают традиции своего народа. Чтобы человек стал настоящей личностью, необходимо с юных лет прививать ему любовь к культуре своего народа. Нужно бережно хранить доставшееся нам наследие.

В настоящее время люди возрождают традиции, обычаи своих предков, так как каждому человеку необходимо знать историю, культуру своей страны. Но нельзя знать историю страны, не зная истории и культуры своей малой родины. Как известно, нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого. И не случайно академик Д.С. Лихачёв ввёл такое понятие, как экология «культуры», которое означает и сбережение культурной среды, и сохранение активной действенной памяти о прошлом любого народа, и понимание невосполнимости разрушенных памятников и явлений культуры, и осознание опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к родной истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим предкам. Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений, и он обязан передать свои культурные ценности потомкам. Поэтому нужно беречь традиции, которые сохранились от наших предков, и сохранять их.

Проект реализуется в рамках программ: «Диалектизмы. Обряды и обрядовый фольклор»; «Литературное краеведение».

В своей практике я часто сталкиваюсь со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по литературному краеведению своего края;
  • отсутствие у учащихся знаний по литературному краеведению;
  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

Цель проекта:

  • изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края;
  • знакомство с литературным наследием (достопримечательностями и людьми, прославившими родной край в стихах, рассказах, очерках);
  • знакомство с литературной картой Омской области.

Задачи:

  • обогащать и систематизировать знания детей о культурном наследии Седельниковского района и Омской области.
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и литературному наследию родного края.
  • совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно-исследовательской деятельности.
  • научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
  • развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

Проблема проекта: способствует ли изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края воспитанию духовно-нравственной личности?

Участники проекта: учащиеся 5-9 класса, МКОУ «Седельниковская СОШ №1», учитель русского языка и литературы, родители учеников, специалисты Центральной районной библиотеки, специалисты Центра русской традиционной культуры, специалисты Седельниковского музея истории.

Время реализации проекта: сентябрь 2012 – май 2017

Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.

Ведущая деятельность: проектная.

Форма продуктов проектной деятельности: детские проекты (презентации, видеофильмы, мини-спектакли, альбомы, исследовательские работы).

Информационно-техническое оснащение: центральная детскаяи школьная библиотеки, интернет-ресурсы, музей, оборудование для съёмок: видеокамера, фотоаппарат.

Ожидаемые результаты:

  • Для учеников:
    • личностные:
    • приобретение детьми знаний о своем родном крае, воспитание чувства любви к своей малой родине, к её духовному наследию;
    • приобретение учащимися общечеловеческих ценностей;
    • эмоциональное благополучие учащихся;
    • отсутствие асоциального поведения у учащихся;
    • метапредметные: умение вести проектную работу (способность разработать, защитить, внедрить проект).
  • Для педагога:
    • повышение профессионализма;
    • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
    • личностный и профессиональный рост;
    • самореализация.
  • Для родителей
    • повышение уровня личностного сознания;
    • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
    • самореализация.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
  • Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
  • Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
  • Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Формы и методы реализации проекта: групповая форма работы.

Ведущий метод: проектный.

Этапы работы:

1. Диагностический сентябрь 2012 – октябрь 2012 1) Разработка диагностического инструментария для изучения образовательных потребностей участников проекта (Приложение 1).
2) Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту (Приложение 2).
2. Организационный Ноябрь 2012 – декабрь 2012 Изучение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся»
3. Практический январь 2013 – декабрь 2017 Реализация основных мероприятий
4. Итогово-аналитический январь 2017 – май 2017 1) Анализ и обобщение результатов проекта;
2) Рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике

План работы в рамках детско-родительского творческого проекта

 

Направление

Содержание работы

Ответственные

1 Фольклор Седельниковского района. Работа с информаторами. Запись пословиц, поговорок, пестушек, потешек, частушек. Запись материала, авторами которого являются дети (дразнилки, прозвища, поддевки, небылицы, перевёртыши, считалки, скороговорки, загадки). На основе собранного материала разработка творческих проектов. Классные руководители (5 класс).Учитель русского языка и литературы.(Яук Н..В.). Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители.
2 Диалекты.
Зимние календарные обряды и обрядовый фольклор.
Учебные проекты. Работа над составлением словаря диалектных слов Седельниковского района. Знакомство с зимними календарными обрядами (колядование, масленица). Работа с информаторами. Классные руководители (6 класс). Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители.
3 Весенне-летняя обрядность и обрядовый фольклор. Учебные проекты. Работа с информаторами. Весенне-летняя обрядность (Сороки, Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасха Христова). Семицко-Троицкие обряды. Осенняя обрядность. Песни, игры, связанные с этими праздниками. Разыгрывание обрядов. Оформление материала. Классные руководители (7 класс). Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Специалисты русской традиционной культуры.Детский актив. Родители.
4 Поэзия и проза Седельниковского района. Встречи с поэтами и писателями, проживающими в Седельниковском районе. Изучение литературного наследия в библиотеке, музее. Учебные проекты. Классные руководители (8 класс). Библиотекари. Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.). Детский актив. Родители.
5 Литературная карта Омской области. Изучение творческого наследия писателей Омского Прииртышья. Экскурсия в библиотеку города Тары, экскурсия в музей Ф. М. Достоевского. Учебные проекты. Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.). Классные руководители (9-е классы). Детский актив. Специалисты районной и школьной библиотеки. Родители.

Этапы реализации ученических проектов

1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.

Деятельность

Учитель

Учащийся

1-й этап: погружение в проект
Формулирует: Осуществляют:
Проблемную ситуацию Присваивают проблемную ситуацию
Проблему Присваивают проблему
Цель и задачи Принимает цели и задачи
2-й этап: организация деятельности
Предлагает: Осуществляют:
Организовать группы Разбиение на группы
Распределить роли (обязанности) Распределение ролей
Спланировать деятельность по решению задач проекта Планирование работы
Возможные формы презентации Выбирают формы презентации
3-й этап: осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают самостоятельно:
Консультирует по запросу В соответствии с ролью (обязанностью)
Контролирует ненавязчиво Консультируются по необходимости
Даёт новые знания по запросу «Добывают» недостающие знания
Репетирует презентацию Подготавливают презентацию
4-й этап: презентация
Принимает отчёт: Демонстрируют:
Обобщает результаты Понимание цели и задачи
Подводит итоги обучения Умение планировать и осуществлять работу
Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение Найденный способ решения проблемы
Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат Рефлексию деятельности и результата
  Дают взаимооценку деятельности и её результативности1

Правила и принципы работы над проектами:

– Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
– Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
– Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.
– Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Финансовое обеспечение: спонсорские родительские средства.
_____________________________________________________________________________

1 Этапы разработки ученического проекта взяты из лекции «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе при переходе на ФГОС», – Омск 2012 (курсы повышения квалификации).

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения Директор школы. 1995. № 6.
4. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. (Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н., Мельников. – Новосибирск, 1981)
5. Круглов Ю.П. Русские свадебные песни, – М.,1978
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. – М. , 1978
7. Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей (под ред. В.К. Соколова, – М. , 1982)
8. Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей. – Омск: издательство Ом ГПУ, 2001.
9. Материал, записанный со слов старожилов, проживающих в деревнях Седельниковского района и села Седельникова.
10. Сборник статей «Научно-исследовательская деятельность ученика и учителя» – Омск: ООИПРО, 2004.