Лепка пустотелой скульптуры на уроках керамики

Разделы: Внеклассная работа


Керамика связана с историей человека с древних времен. Именно по предметам из глины и их фрагментам дошла до нас история жизни древних народов. Да и сами первые люди, согласно мифам о сотворении мира, были созданы Богом по образу и подобию своему из глины.
Самое интересное, что многие способы создания керамических изделий сохранились с незапамятных времен и претерпели не самые кардинальные изменения. Конечно, современные керамисты, в дополнение к традиционным способам создания керамических работ, открывают новые техники лепки, стремятся к использованию новых материалов и способов декорирования. Мир керамики удивительно разнообразен, богат различными техниками и открытиями. Это дает учителю возможность обучить детей множеству способов лепки, разным подходам к форме, к декорированию, научить чувствовать материал. Знание свойств глины, большого количества приемов лепки, как объемных, так и плоскостных вариантов создания работы, предоставляет каждому ученику одинаково высокий шанс для реализации его творческих возможностей, создаются условия для максимального развития детей с разными способностями.
Данное пособие по художественной керамике является результатом обобщения работы автора на протяжении многих лет с детьми ремесленно-художественного отделения ДШИ №2.
Составная часть образовательного процесса на отделении – керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью.
Срок обучения в школе – 3 года. Возраст детей от 9 до 16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.

Цель моей работы с детьми: развить в детях способности к творческому восприятию и мышлению.

Образовательные задачи специальности:

  • Создать условия для самовыражения учащихся, развить их воображение и фантазию;
  • Научить практической работе с фактурами;
  • Закрепить приёмы стилизации и трансформации образа.
  • Создать условия для развития импровизации в ходе выполнения практической работы
  • Развить способности применять полученные знания в любой практической работе;

Одним из важнейших разделов при обучении керамике в нашей школе, является обучение созданию пустотелой скульптуры. На протяжении учебы, дети осваивают следующие способы создания пустотелой скульптуры:

1. Лепка из жгутов. Один из самых старых способов создания сосудов и пустотелой скульптуры. Дети знакомятся с ним еще в дошкольном возрасте. Образ лепится из заранее подготовленных жгутов и лент. Жгуты накладываются один на другой по спирали. Каждый следующий жгут кладут на внешний край предыдущего. Полученные стенки разглаживают как изнутри, так и снаружи стекой. Способ универсальный, т.к. позволяет легко сужать и расширять фигуру в необходимых местах, может быть использован при изготовлении любой формы.

2. Лепка из пустотелого шара. Это также, один из первых способов, использованных человеком для создания некрупных изделий. Способ заключается в следующем: небольшой кусок глины делится на 2 части, из которых формируются шарики. По центру шара большим пальцем делается углубление почти до самого дна, остальные пальцы лежат на внешней стороне шара. Постепенным пошаговым движением по кругу формы раздвигаем боковые стенки. Два готовых полушария тщательно склеиваются шликером. Образ дополняется необходимыми деталями ( голова, руки, ноги и т.д.). При обучении этому способу дети получают знания по стилизации образа.

3. Лепка из куска с последующей выборкой глины. Данный способ предполагает создание законченного образа из достаточно крупного куска. Затем фигура разрезается металлической струной на 2-3 части. Петлеобразной стекой вынимаются излишки глины изнутри, и облегченные части фигуры склеиваются шликером (жидкой глиной).

4. Лепка из пласта. Данный способ является одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики в настоящем времени. Из раскатанного пласта ребенок формирует либо готовый образ, либо его детали. Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, полету фантазии, отходу его от реального представления образа к стилизованному. Развивает образно-ассоциативное мышление, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.

5. Лепка по матрице. При данном способе используются приспособления в виде небольшого шара, овала, пластиковой чаши, любой несложной формы. Может использоваться как внутренняя, так и наружная часть формы. Форма покрывается сначала пленкой (чтобы глина не прилипла к форме), затем на нее размещают раскатанный пласт, который повторяет необходимую форму. Излишки глины отрезаются. Данный способ используется в разделе «Конструирование». Очень хорош для развития пространственного, объемного мышления и логики.

6. Лепка из фактурных пластов (фактурных налепов). Сравнительно молодой и достаточно востребованный сейчас способ лепки. Способ предоставляет большие возможности для создания стилизованных образов, предполагает полет мысли, фантазии ребенка, требует особого подхода к формообразованию. К преимуществам и отличительным чертам способа относятся:

а) огромные возможности для фантазии и импровизации;
б) большая степень обобщения образа;
в) сравнительная быстрота исполнения;
г) прекрасные возможности для декорирования;
д) легкость изделия по массе;
е) эффектность работы;
ж) достаточно широкий спектр приложения (скульптура, сосуды, декоративные тарелки, панно).

Данную работу я хочу посвятить знакомству именно с этим способом лепки, раскрыть особенности создания художественного образа и технические приемы работы данным способом. Начать знакомство со способом лепки из фактурных пластов предлагаю с лепки животного.

Создание образа.

Лепка изделий способом «из фактурных пластов» ориентирована на разный возраст , разную степень подготовленности ребят, но, тем не менее, все дети должны иметь определенные навыки и умения, владеть основными примами лепки, уметь держать объем. В частности, при обучении в нашей школе дети сначала осваивают все вышеперечисленные способы создания пустотелой скульптуры. У них есть опыт работы с фактурами . Имеют представление о декорировании изделий, штампами, контррельефом, налепами, росписью.

1. Создание эскиза

Для того, чтобы слепить животное в данной технике, нам, прежде всего, необходимо создать ряд эскизов и зарисовок, т.к. удачный эскиз– решение половины поставленных задач. Ребятам объясняется, что данная техника невозможна для лепки реалистичного животного. Предлагается создать стилизованный образ животного. Для начала им необходимо выбрать объект стилизации, изучить форму, фактуру и даже характер животного. Обнаружив характерные черты животного, ребенок должен удалить в процессе стилизации все несущественное. Например: при лепке жирафа, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор, для барана самыми значимыми будут рога. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.

Ребята должны знать, что при трансформации формы им можно:

  • утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
  • изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
  • допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.

Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла.
При лепке животного способом «из фактурных налепов» могу предложить взять за основу туловища округлую форму, либо шар, либо овал

2. Практическая работа над образом

1. Подготовка к работе

Для создания задуманного образа нам необходимо приготовить: глину, 2 влажные тряпки, фактурные ткани, скалку, стеки, шликер. Можно использовать любые сорта глин средней жирности. Причем глина должна быть хорошо очищена, тщательно промята, не должна прилипать к рукам. Шликер приготовим заранее. Для этого возьмем небольшой кусок глины, размешаем его с водой до однородного сметанообразного состояния, 2-3 раза пропустим через сито.

2. Лепка животного

1) Заготавливаем пласты с фактурной поверхностью, не менее 4-5 видов. Раскатываем пласт, расположив глину на ткани, накрыв ее сначала также тканью. Снимаем верхнюю ткань, накрываем пласт фактурной тканью, прокатываем еще раз заготовку. Толщина заготовок должна быть 5-7 мм. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка

2) Раскатываем еще один пласт толщиной 10 мм. Это заготовка для донышка, основания скульптуры.

3) Вырезаем из него круг, проделываем в середине небольшое отверстие. Небольшое отверстие необходимо для того, чтобы выходящие при обжиге газы не разорвали работу.

4) Отрывая от фактурных пластов небольшие кусочки, начинаем формировать нижние конечности животного, пока это просто лента высотой от 50 до120мм высотой. Высота конечностей зависит от задуманного образа, у жирафа она будет, естественно, выше, чем у барана. Кусочки наклеиваются немного внахлест, перемежаются разными фактурами, места приклеивания смазываются шликером. По окончании этой процедуры вы можете, при желании, наметить ноги. Для этого необходимо в переднезадней и боковых сторонах ленты, по середине, немного прогнуть пальцем нашу заготовку внутрь.

5) После набора необходимой высоты конечностей, приступаем к формированию шарообразного туловища. Придерживаем место присоединения туловища одной рукой, второй приклеиваем изнутри фактурный кусок и отгибаем его наружу. Формируем шар (овал), оставив незакрытой только место, где у животного начинается шея. Следите за тем, чтобы между фактурами не было зазоров, промежутков, так как это не придаст прочности вашей работе. Также будьте внимательны к толщине ваших пластов. Если они разнятся по толщине, то постарайтесь использовать более толстые при лепке конечностей и нижней части туловища. В противном случае конструкция может просто обрушиться под собственной тяжестью.

6) Начинаем работать над шеей. Сразу придайте ей нужное вам направление, ибо исправить ее позже будет просто невозможно. Единственный способ исправления – это очень аккуратное удаление «неправильных» пластов.

7) Склеиваем из 4-5 фактурных кусков небольшой лоскутный пласт. Сворачиваем его в кулек, склеиваем по шву. Получилась голова животного, которую мы приклеиваем шликером на намеченное место.

8) Осталось приклеить на шликер небольшие треугольники – уши и из двух шариков сделать глаза. Из полоски глины смоделируйте гриву и хвост. Их лучше приклеить с помощью стеки.

Наша лошадка готова. Бережно перенесите ее в место сушки.

Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге, которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.

3. Сушка работы

Это очень ответственный момент. Сушить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими деталями и еще влажными. Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или полиэтиленовой пленкой.

4. Обжиг работ

Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. Обжигают работы в горнах, русских, муфельных, газовых и электрических печах. В нашей школе электрические печи с датчиком и регулятором температуры.
Керамические изделия, выполненные способом лепки из фактур, подвергают обжигу дважды.
Первый обжиг (утильный, бисквитный) производится после окончательной просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей (полив) и разных цветовых покрытий. Температура утильного обжига доводится обычно до 800-900 °С, политого – до 1000-1100 °С.
Качество обжига зависит от того, как поместить работы в печи. Располагать их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки (из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство, по которому будут циркулировать разогретые газы.

Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.

Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от нагревательных элементов.

Температура в печи до 400 °С должна повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить процесс до 600 °С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки изделий не разрушились. Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 °С обжиг снова должен идти медленно. По достижении необходимой температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной температуры.

5. Декорирование изделия

Как уже отмечалось выше, работа будет декорироваться после первого (утильного) обжига. Наиболее эффектными способами декорирования керамики, выполненными в этой технике, будут: холодный способ – втирание акриловых красок в фактурные трещинки (он не требует второго обжига), и способ, требующий повторного обжига – фроттаж. Это втирание в фактурные углубления а) глазурей; б) пигментов; в) оксидов металлов. Мне он представляется более интересным, так как этот способ декорирования позволяет добиться убедительного эффекта «старения», возможны непредвиденные и весьма впечатляющие эффекты после второго обжига. Справедливости ради, необходимо отметить, что холодный способ декорирования более прост, дешев, быстр и нагляден в исполнении.

Заключение

Это пособие можно взять за основу в работе керамистам, руководителям кружков и студий, преподавателям школ искусств, любителям, которые только собираются осваивать данную технику. Возможен вариант использования его как руководства к действию в предложенном виде и вариант развития его, исходя из собственного опыта, видения и условий работы.

Список используемой литературы:

  1. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Керамика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  2. Джованна Буббико, Хуан Круус Керамика. Техники. Материалы. Изделия. Ниола-Пресс, 2006.
  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2004.
  4. Малолетков В.А. Керамика, М.: Юный художник, 2001.
  5. Пилипенко Ю.А. Развитие художественного восприятия школьников средствами скульптуры и художественной керамики. Изо бразительное искусство в школе. 2004.–№3.