Роден и его время

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Родена и показать какой вклад он внес в развитие искусства скульптуры.

Оборудование: картины Микеланджело, репродукции скульптурных работ Родена: “Мыслитель”, “Граждане Кале”, “Ромео и Джульетта” и д.р., свеча, портрет Родена.

Эпиграф:

Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит,
Я не прав,
И смертельное меня не тронет тленье.

/Микеланджело/

Звучат строки: Ноябрьским утром 1917 года Франция прощалась с человеком оставившим ей свою славу первого скульптора мира и более четырехсот пятидесяти работ. Эти человеком был Огюст Роден.

(Демонстрируется портрет скульптора, звучат стихи А. Ахматовой)

“Нам свежесть слов и чувства простоту
Терпеть не толь, что живописцу зрение
Или актеру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?
Но не пытать, а для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осужден – и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомнений.
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

(На доске появится тема: “Роден и его время”. 1840-1917 г.)

(Эпиграф)

Учитель: Обращаясь к истории французской скульптуры конца XIX и начало XX века, мы, прежде всего, вспоминаем Родена - замечательного мастера скульптуры. Роден учился в Париже в школе рисования. В академию его трижды не принимали, и он сам избрал себе в учителя Микеланджело. Позднее он сам признавался, что Микеланджело помог ему избавиться от академизма, с его “пустотелыми куполами” и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Однако Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точной. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновения. Драгоценное свойство Родена - его не редкость широкий взгляд на историю мирового искусства. Его увлечение Грецией не мешало ему ценить достоинства искусства Востока и средневековой скульптуры. Его восторженное отношение к готике можно сравнить с тем открытием Рублева, которое в наши дни вдохновляет и наших современников.

(Перейдем от классической академической скульптуры к Родену - и нас поразит резкий перелом.)

Демонстрируются слайды в сравнении (Приложение).

  • Скульптуры Микеланджело
  • Работы Родена

- Будто кто-то скомандовал вольно и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их глазах, жестах, телодвижениях ясно проступило, что их волнует, с их тел словно спала незримая пелена и нашими глазами открылась тайна жизни плоти.

(Но верно ли, что скульптура Родена – это всего лишь слепок живого тела, нечто вроде магнитофонной записи подслушанного разговора)

- Нет, главное не в правдоподобии, а в том, что человеческое тело приобрело у Родена также возможности движения и самовыражения, о которых нельзя было даже мечтать. Оно стало гибким, податливым, стремительным. Люди изгибают корпус во всех направлениях, поворачиваются по спирали протягиваю руки, - кажется нет той позы, которой бы они не принимали. Люди Родена получают небывалую свободу. Они прочно ступают по земле, словно ощупывая почву, плывут в пространстве, как русалки в воде, душевный порыв окрыляет их и они несут в след за своей мечтой и любовью.

(Это произносится на фоне ноктюрна Листа)

Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света. Скульптура Родена это по преимуществу пространственная скульптура - некоторые его статуи завоевали право выйти из закрытого помещения на волю, в парк отеля Бироно, и находят здесь для себя благоприятную среду. Вместе с пространством скульптуры завоевали себе стихию времени в такой сильной степени, как ни у одного из предшественников.

(Звучат стихи А. Ахматовой)

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав не зябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной
Смотри ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.

***

- Человек не противопоставляет миру, природу, он составляет ей неотъемлемую часть, живое подобие и в этом родстве – и сточник его обновлений.

У Родена жесты - это не условный язык пантомимы. В свои жесты человека вкладывает себя, его протянутая рука, как ветка, которую выбрасывает дерево. Человек Родена как бы выходит за свои собственные границы. Скульптор позволяет нам уловить тайны точки жизни.

(На фоне органной фигуры Баха)

- Прекрасная статуя Родена - “Мыслитель” это пример не только способности могучего человеческого тела собрать в кулак и этим усугубить свою силу, но и способность тела во всем, вплоть до каждого пальца, стать вместилищем души, средоточением мысли. Достигнуть полной зрелости, великий мастер как бы оглянулся на детство человечества и выразил свой замысел в предельно простом и ясном решении. Лепка этой статуи звучит, как могучая органная фигура Баха.

“Бальзак”, “Граждане Кале”

Роден опередил свое время, он не мог не оглядываться на него. Этими творениями он завоевал себе славу великого мастера. И все же искусство Родена нельзя подвести под одну черту. Во многих вещах в поисках красоты он впадает в красивость и не может уберечься от салонных вкусов, в поисках глубокомыслия, злоупотребляет подуманной символикой. Порой ему изменяет сила, и тогда побеждает усталость. Все это выглядит теперь чем-то старомодным, но не в этом сущность Родена.

- Роден стоял на рубеже двух эпох. Он последний в ряду великих мастеров. И вместе с тем он расчистил путь для современной скульптуры, которая еще только пробивала себе путь. Роден не создал школы, но он пробудил в современниках жажду дерзания. И не в этом заслуга Родена, что он отошел от скульптуры одного стиля и создал скульптуры другого. Его заслугу вернее видеть в то, что он сделал решающий шаг к возрождению скульптуры истинной, скульптуре какой, какой она была в течении многих столетий и тысячелетий ее расцвета "Роден вернул скульптуре способность быть тем, чем он может и должна быть и в этом его историческое значение.

(На доске появляется изображение “Поцелуй”, “Вечная весна”, “Ромео и Джульетта”)

Роден действительно большой художник, и как большому художнику ему открыт доступ во все века и ко всем народам, и хотя он отделен от нас годами - он все еще нам современник, и большая беда для современного зрителя не заметить, что Роден обладает способность жить вечно.