Проблема развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и пути ее решения

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


1. Актуальность темы.

Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативностью, самостоятельностью, конкурентоспособностью, мобильностью. Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения [1].

Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве, и наши дети (как и все мы) должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, иначе говоря, проявлять творческий подход.

Поэтому одна из основных задач современного образования в целом и общеобразовательной школы в частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и способностей учащихся, в формировании у них инициативности, самостоятельности, развитии фантазии, а также универсального умения ставить и решать задачи.

Все это определяет объективную актуальность темы представленной статьи, имеющей реферативный характер. В статье я провожу систематизацию и обобщение информации из различных источников и отражаю собственную точку зрения по тем или иным вопросам.

Цель статьи – раскрыть сущность проблемы развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и отразить возможные пути ее решения. Достижению представленной цели способствует решение ряда задач, чему и посвящены разделы 2–5.

Для начала затронем вопрос о терминологии отдельных понятий и определим, что следует считать “развитием творческой личности”.

2. Современное представление о развитии творческой личности.

Во-первых, коснемся вопроса о том, что такое “личность”. В литературе [2] данное понятие определяют, как:

  • объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, деятельности, поведении (В.А. Ганзен, А.Н. Леонтьев);
  • субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский);
  • формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру (Ю.В. Щербатых).

Отсюда видно, что личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Вместе с тем, нельзя сказать, что личность – исключительно продукт общественных отношений; она способна преобразовывать окружение и быть активным субъектом деятельности, общения, взаимодействия [2].

Понятие “личность” граничит с понятием “индивидуальность”, которую обычно разъясняют как особенную, непохожую на других личность с творческим преломлением в человеке социальных качеств, с его неповторимой системой отношений к миру, особенностями [2].

Каждая личность и индивидуальность может быть охарактеризована определенными способностями, под которыми понимают индивидуально-психологические качества, позволяющие человеку сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности [3, 4]. Нельзя не согласиться с Р.С. Немовым, Б.М. Тепловым и др. [3], считающими, что способности всегда связаны с деятельностью, и в то же время их формирование и развитие происходит в процессе деятельности.

Понятие “развитие” определяется как изменение во времени, совершенствование, процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное [4].

Развитие личности происходит в течение всей жизни и предполагает изменения мировоззрения, самосознания человека, его отношений к действительности, характера, различных способностей, психических процессов, накопление опыта [4]. Другими словами, развитие личности – постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей, ее совершенствование.

Все рассмотренные понятия достаточно тесно связаны с понятиями творчества и творческой личности, которые, как показывает анализ литературы [5], нельзя определить однозначно. Ряд авторов (Я. Полонский, Б.А. Лезин, А.Я. Пономарев и др.) склоняются к определению творчества, как высшей формы деятельности человека, в которой продукт оценивается по его социальной значимости и оригинальности, новизне.

Однако мне более близко мнение Л.С. Выготского [6]: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке”, “именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее”.

Как отсюда видно, творческая деятельность, с одной стороны, определяется каким-либо новым, оригинальным продуктом, имеющим социальную значимость; с другой стороны, совсем необязательно, чтобы эта новизна была объективной.

Наоборот, поскольку разговор идет о школьном возрасте, мне представляется вполне логичным, что не следует ожидать от детей каких-либо открытий, обладающих большим значением для общества. Я считаю, тут правильнее говорить о субъективной новизне, присущей только субъекту творчества (ученику), открывающему что-то новое именно для себя, по-новому что-то осмысливающему, а главное, развивающемуся.

Вот почему все рассмотренные выше понятия взаимосвязаны. Развитие личности подразумевает формирование и развитие каких-либо способностей, движение вперед, совершенствование. Творчество также представляет собой движение вперед: от старого к новому, от простого к сложному, от худшего к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

Таким образом, под развитием творческой личности я предлагаю понимать развитие в школьниках стремления, активности и желания к постоянному совершенствованию, созданию материальных или нематериальных продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, уникальностью.

Теперь постараемся охарактеризовать проблему развития творческой личности учащихся в рамках современной образовательной системы, а также рассмотреть, какие условия необходимы для ее решения.

3. Характеристика проблемы развития творческой личности учащихся.

И первое, на что хотелось бы обратить внимание, это мотивы творческого развития и непосредственно связанные с ними интересы и потребности. Именно потребностно-мотивационная сфера составляет основу любого вида деятельности и развития личности человека, тем более, творческого [7]. Вполне очевидно, что те или иные способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают всю его личность и способствуют ее развитию.

В школьной практике учителя часто сталкиваются с тем, что у определенной группы детей (порой это большинство учащихся в классе) отсутствует мотивация (интерес, потребность) к изучению того или иного предмета (бывает и так, что у ребенка совсем нет желания учиться и даже ходить в школу). Это часто оказывает решающее влияние на процесс развития личности учащегося.

Поэтому вся тонкость педагогического искусства сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка в той или иной деятельности, выявить его потребности или как-то иначе мотивировать. При этом, я считаю, мотивы не должны быть навязанными (например, когда ребенка в чем-то ограничивают ради хорошей отметки). В такой ситуации ученик действует, что называется, из-под палки, а искренний интерес отсутствует. Если же у ребенка есть этот интерес, есть потребность (например, узнать что-то, научиться чему-то), то и работа учителя, в значительной степени упрощается и состоит лишь в том, чтобы помочь ученику, направить его, подсказать. Ребенок сам будет активно действовать и узнавать что-то новое, а значит развиваться как творческая личность.

Верную подсказку учителям дают Р.С. Немов и С.А. Левин [8], указывающие на то, что ребенка легче мотивировать (обеспечить его интерес), если его деятельность сама по себе будет носить творческий характер, связанный с открытием нового.

Важную роль в процессе развития творческой личности обучающихся, безусловно, играет и один из самых актуальных и обсуждаемых на сегодняшний день вопросов – вопрос содержания образования. Не буду долго рассуждать о том, требует ли это содержание кардинальной перестройки, но, очевидно, что некоторые изменения в него внести вполне возможно, хотя это и потребует значительного количества времени и усилий.

В нынешней школе мы зачастую сталкиваемся с нетворческим характером обучения детей, предполагающим передачу учащимся знаний, умений, навыков (ЗУН) и организующим их деятельность по некоему шаблону, стереотипу. Такой подход формирует у большинства детей интеллектуальную пассивность, безынициативность, репродуктивное, а не творческое мышление. Ученики с переменным успехом усваивают эти ЗУН, но руководствуются исключительно шаблонами, т.е. могут решить типичные задачи, используя типичные приемы, которым их научили. Вместе с тем, они, как правило, не могут найти решение какой-либо нестандартной проблемы, выпадающей из шаблона. Это, естественно, уводит нас с пути творческого развития.

Возникает вопрос о том, будут ли знания, которые передаются ученикам, ими потом востребованы? К сожалению, даже мой собственный жизненный опыт дает отрицательный ответ на этот вопрос. В частности, из школы и университета лишь около 30% информации оказалось для меня полезной и нужной в профессиональной деятельности (я имею ввиду свой первый опыт работы – в научно-исследовательском институте по специальности химик-технолог).

Очевидно, нужно что-то менять. И в качестве одного из путей таких изменений некоторые авторы [7] предлагают ориентацию содержания образования на практическую и творческую деятельность, причем на такую, которая уже сейчас актуальна для ребенка и отвечает его каким-либо жизненным потребностям и интересам. Желательно, чтобы ребенок видел конечный результат и понимал, что знание или умение, полученное им, действительно необходимо. Это, конечно, сложно сделать со всем содержанием образования, но вполне возможно хотя бы на отдельных уроках или во внеклассной деятельности.

Говоря о ЗУН, я не хочу быть неправильно понятым. Я их вовсе не отрицаю. Наоборот. Результатов в любой деятельности можно и нужно достигать с помощью освоения знаний и умений, ранее полученных другими людьми. Это, конечно, не творчество, но… Это его важная предпосылка, фундамент, без которого нет творчества.

Таким образом, ЗУН необходимы, в т.ч. и в процессе творческого развития. Но сами по себе они не представляют большой ценности. Гораздо важнее, на мой взгляд, умение добывать и использовать эти ЗУН, умение видеть и решать проблемы, вникать в то, что до этого вообще никогда и нигде не изучал, нестандартно мыслить, постоянно узнавать новое, двигаться вперед и развиваться, что и составляет основу творчества.

На большинстве производств работников ценят не за знания, а за определенные качества, в частности умения добывать знания (в т.ч. и те, которые когда-то нами были получены, но затем “успешно” забыты за ненадобностью) и решать проблемы. Все это напрямую связано с развитием творческой личности учащихся, ведь творческая деятельность обладает важной особенностью – универсальностью своих методик, которые применимы практически везде.

Могу привести еще один пример из собственной жизни. На первом месте работы (химик-технолог) меня ценили не за красный диплом, полученный по окончании университета, а именно за умение вникать в различные вопросы, понимать суть тех или иных производственных задач. Также и сейчас, когда я работаю в школе, где важны не мои знания в педагогической теории, а умение ориентироваться в различных ситуациях, связанных с детьми, учителями, родителями, умение общаться, взаимодействовать, находить и предлагать решения.

Поэтому я склоняюсь к тому мнению, что самыми ценными умениями, которые мы можем дать детям, являются именно умения учиться (самостоятельно добывать новые знания или познавательные умения) и решать проблемы. Это пригодится в любой жизненной ситуации.

4. Условия развития творческой личности школьников.

Как видно из раздела 3, проблема развития творческой личности достаточно сложна. Нельзя решить ее в один день, но создать определенные условия для ее решения вполне возможно. Коснемся того, что при этом нужно учитывать.

Так, Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон [9] считают, что серьезным препятствием на пути к творческой деятельности учащихся могут выступать:

  • склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);
  • боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, поведении;
  • боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется;
  • завышенная оценка значимости собственных идей и желание ими ни с кем не делиться;
  • высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе.

Вполне очевидны и следующие препятствия: лень, неспособность довести дело до конца, отсутствие поддержки со стороны сверстников, родителей, учителей, неверие в себя и т.д.

Факторов, препятствующих творческому развитию, довольно много. Как их преодолеть и дать учащимся возможность раскрыть себя и свои способности? Во-первых, следует учитывать интересы, потребности и мотивы самих детей, среди которых могут быть: желание быть признанным, быть сильным, здоровым, стремление достичь успехов, признания и т.д.

Во-вторых, нужно учитывать, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности. Поэтому важнейшим свойством личности является ее собственная активность, напрямую обусловленная интересами и потребностями.

Но перед тем, как ребенок сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех учащихся независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес.

Важно, однако, помнить и о том, что у творчества есть субъективная сторона, связанная с переживанием самого процесса творчества, которая может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Мой собственный опыт работы в качестве руководителя школьной театральной студии показывает, что если какая-либо деятельность приносит ребенку удовольствие, становится желанной, то он сам проявляет к ней огромный интерес, с наслаждением занимается ею, совершенствует свой индивидуальный опыт и способности.

Авторы [8] отмечают, что для развития творческой личности детей необходим развивающий характер их деятельности, что может быть достигнуто с помощью создания проблемных ситуаций. Деятельность должна быть максимально трудной, но одновременно выполнимой, находиться в зоне потенциального (ближайшего) развития ребенка.

Личность самого педагога тоже имеет значительное влияние на процесс творческого развития детей. Ребенку, безусловно, нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. По мнению А.Н. Лука, если учитель обладает высшими творческими возможностями, то и одаренные ученики добиваются блистательных успехов [10].

Обобщая сказанное, отмечу, что наша задача, как учителей и воспитателей, состоит в формировании и поддержании в детях (на основании их интересов и потребностей) активности, “огонька в глазах”, состояния радости от осознания собственных результатов, желания постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты.

5. Возможные пути решения проблемы развития творческой личности в условиях современной школы.

Нужно отметить, что при всех трудностях современная школа в условиях изменения системы образования предоставляет довольно широкие возможности для развития творческих способностей и личности учащихся. Сама по себе школа уже является средой творческой. Дети учатся, растут, развиваются, узнают что-то новое.

Основной формой деятельности в школе является урок. В целях эффективного развития творческих способностей учащихся при выборе форм уроков следует учитывать то, что лучше всего может увлечь детей (тут снова возникает вопрос мотивации), и выбирать такие занятия, где можно пофантазировать, поразмышлять, предложить различные варианты.

При устном изложении учебного материала творческая активность учащихся может быть достигнута приемами проблемного обучения: выдвижением предположений, постановкой проблемных вопросов, организацией дискуссий. На лабораторных занятиях можно использовать задания исследовательского характера, задачи по поиску ошибок. В самостоятельные и контрольные работы можно в ряде случаев включать нестандартные задачи.

Возможно использование во время уроков творческих задач, в которых ребенок сам определяет для себя верное решение. Достаточно эффективны методы дифференцированного обучения (с разделением учеников на группы), способствующие проявлению самостоятельности как сильных, так и слабых учеников. Полезными окажутся и межпредметные связи, интегрированные уроки.

При любой форме важно, чтобы ученики находились в ситуации успеха, не боялись делать ошибки, осмысливали бы свои достоинства и недостатки.

Важное место в развитии творческих способностей учащихся занимает проектная исследовательская деятельность, организовать которую можно как на уроках, так и в дополнительное время. Я, как заместитель директора, возглавляю работу лицея в данном направлении и могу сказать, что она весьма продуктивна для развития не только творческих способностей, но и самостоятельности учеников, их коммуникативных навыков, а также умения самопрезентации (заключительный этап исследовательского проекта – публичная защита), что очень важно для жизни. Основой исследовательской работы является самостоятельная деятельность учащихся по постановке и решению различных проблемных вопросов. Задача наставника – направить ребенка в соответствии с его личными интересами, мотивировать его на проведение исследования, выполнение работы. Тогда ученик сам проявляет активность, ставит перед собой цели, задачи, находит ответы на возникающие вопросы, самостоятельно приобретает новые знания и умения, что способствует его интеллектуальному и творческому развитию.

Не только как заместитель директора, но и как педагог дополнительного образования (руководитель театральной студии), я могу сказать, что огромную роль в развитии творческой личности детей играет внеурочная деятельность, а также дополнительное образование. Эти направления работы сочетают в себе как коллективное, так и индивидуальное творчество и отличаются большим разнообразием: центры народных промыслов, художественные мастерские, танцевальные студии, школы искусств, исторические и краеведческие кружки, спортивные секции и т.д. При этом ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха пробовать свои силы, развивать их. Тут активность исходит от самого ребенка, задача педагога снова состоит лишь в том, чтобы поддержать его, подсказать, направить, способствовать его обучению, развитию творческих способностей.

Отмечу и другие возможности и формы организации образовательного процесса с целью развития творческой личности учащихся:

  • проведение детских фестивалей и конкурсов (как внутри школы, так и на муниципальном, областном и других уровнях), где дети могут представить поделки, рисунки и другие продукты собственной творческой деятельности;
  • проведение предметных олимпиад и научно-исследовательских конкурсов, где ребятам дается возможность решать нестандартные задачи или комплексные проблемы;
  • использование технологии педагогических мастерских [11], модульной технологии, кейс-стадии, технологии адаптивного обучения, Дальтон-технологии и др.

6. Заключение.

В данной статье я попытался раскрыть сущность проблемы развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и представить возможные пути ее решения. Считаю целесообразным сформулировать ряд выводов:

  • под развитием творческой личности учащихся следует понимать развитие в школьниках на основании их интересов и потребностей активности и желания к постоянному совершенствованию, созданию материальных или нематериальных продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, уникальностью, оригинальностью;
  • проблема развития творческой личности учащихся может быть охарактеризована такими компонентами как: потребностно-мотивационная сфера, содержание образования и его связь с практикой, условия развития творческой личности школьников. Все составляющие необходимо учитывать при организации деятельности детей, направленной на их творческое развитие;
  • в современных условиях школа предоставляет широкие возможности для развития творческой личности учащихся; творческая деятельность может быть организована как во время уроков, так и во внеурочное время (исследовательская работа, объединения дополнительного образования и т.д.).

Список литературы

  1. Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе ВУЗа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Нижний Новгород – 2012. – 25 с.
  2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 236 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 350 с.
  5. Козлов В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. – М.: Гала-издательство, 2009. – 45 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997 – 96 с.
  7. Мурашковска И.Н. Формирование творческой личности как проблема содержания образования. // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тезисы докл. VII междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2004. – с. 23-38.
  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн: 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
  9. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – c. 149-152.
  10. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  11. Степанова Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.