Тема урока "Решение простых задач на движение. Введение понятия расстояние или путь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с решением простых задач на движение; введение формулы нахождения пути.

Задачи урока: формирование УУД (универсальных учебных действий)

– познавательныеУУД:

  • умение строить высказывание в устной и письменной формах;
  • умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
  • умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формирование у учеников способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • развитие умения самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
  • умение анализировать свою деятельность на уроке и исправлять возможные ошибки;

коммуникативные УУД:

  • осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
  • формирование у учеников собственного мнения;
  • развитие умения аргументировать свою позицию, выбирая правильный ответ;
  • владение монологической и диалогической формами речи;

личностные УУД:

  • способность к адекватной самооценке;
  • способность к рефлексии и оценке других;
  • развитие собственной учебной мотивации.

Оборудование и материалы к уроку: проектор и экран, презентация, карточки с заданиями тетради, ручки, линейки, карандаши.

Содержание урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас на уроке математике произойдёт новое Открытие! Для того, чтобы новое Открытие состоялось, вам необходимы вот эти путеводные листы(показываю и объясняю). Они разного цвета(красный,жёлтый и зелёный). У каждого из вас на парте 3 цветных листа.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Начинаем путешествие за новым Открытием, но только сначала откроем конверт.Это письмо от вашего друга Знайки. Презентация. Слайд 1.

– Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Незнайка перепутал у Винтика и Шпунтика в мастерской все детали и мы не можем собрать машину. Если вы правильно найдёте способ решения математических выражений, то все детали займут своё место. Помогите, ребята! Ваш друг Знайка.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

– Ребята, возьмите карточку красного цвета.

– Подумайте и определите , на какие две группы по способу действия можно разделить эти математические примеры?

Какие способы проверки ответа вы знаете?

Решите примеры, составьте из ответов слово.

24:6=
15:3=
12:2=
4-а 24-о 20-ь 2-м 7-б 5-т 6-о 36-л 18-в 5-и

16:8=
3Х8=
49:7=
2Х9=
6Х6=
35:7=
5Х4=

Учитель проверяет работы учеников. Ставит на карточке + или -.

Ученики составляют таблицу.

1)4 а
)18 в
3)5 т
4)6 о
5)2 м
6)24 о
7)7 б
8)5 и
9)36 л
10)20 ь

Составление слова – автомобиль.

Слайд 1.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

–Итак, мы с вами отправляемся в путешествие за новым математическим Открытием. Для этого у нас с вами есть автомобиль.

Физкультминутка.

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, присели и друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.

– Итак, мы собрали автомобиль! Помогли Знайке!

– Вспомните, а с помощью каких предметов можно совершать путешествие? Ученики самостоятельно определяют :необходимы компас, карта.

– На чём совершали путешествие различные сказочные герои? На ковре самолёте, на воздушном шаре, на метле и в ступе и т.д.

Можем ли мы с вами взять эти предметы и использовать их ? Нет, только компас и карту.

– Ребята, определите, все эти сказочные предметы и автомобиль обладали одним свойством? Движение.

Что можно было совершить с их помощью? Ответы учеников:

Путешествие или перемещение из одного пункта(объекта, города и т.д.) в другой.

Учитель: -Это всё, что вы перечислили, называется движением объекта.

Сегодня на уроке мы будем решать особые задачи, а вот какие, вы определите по зеленой карточке. Слайд 2.

5. Этап реализации построенного проекта.

Задача. Слайд 2.

– Какие задачи мы сегодня будем решать? Определите тему урока. Задачу читает ученик, выделяя условие и вопрос.

Тема нашего урока “Решение задач на движение”. Слайд 3.

– Какие величины нам неизвестны?

Ученики: Скорость, расстояние нами ещё не изучены.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Изучение формулы нахождения расстояния. Слайд 4.

– Чтобы найти расстояние, которое проползла черепаха, необходимо знать скорость и время:

S=v x t где S=?м v=6м/мин t=4 мин. (Читают текст на слайде.)

Ученики проговаривают основные величины, изучают формулу нахождения расстояния.

Решение задачи с использованием формулы. Один ученик с объяснением хода решения отвечает у доски.

S= v x t

6Х4=24(м)

Ответ: S=24 м.

Ученики повторяют формулу, ещё раз проговаривая алгоритм.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

– Ребята, мы открыли с вами новую формулу.

Ученики: это формула нахождения пути в задаче на движения

S= v x t, где S – пройденное расстояние или путь , V – скорость движения, t – затраченное время.

Учитель: Ребята, к данной задачи надо выбрать схему. Слайд 5.

– Найдите ошибки в ходе решения задачи и в оформлении (если они имеются и ученик их допустил).

– Кто думает, что это схема № 1? Докажите своё высказывание.

– Кто думает, что схема №2 подходит к условию задачи?

Ученики определяют, что подходит вторая схема. Движение совершала только одна черепаха. Одностороннее движение.

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Посмотрю я вверх и вниз.
Влево, вправо и в окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

– Ребята, а мы с вами продолжаем работать над новым Открытием.

Напомните мне, что вы узнали нового?

Откройте карточку жёлтого цвета.

Самостоятельная работа.

Задания для учеников:

– Решите задачи. Найдите задачу, которая относится к теме сегодняшнего урока. Её номер обведите в кружочек.

1-й вариант.

  1. Мама разложила 15 яблок на тарелки, по 3 яблока на каждую. Сколько тарелок ей понадобилось?
  2. Тетрадь стоит 4 рубля. Сколько стоят 6 таких тетрадей?
  3. Заяц бежит со скоростью 4 м/мин. Какое расстояние он пробежит за 6 минут?

2-й вариант.

  1. В бочке 14 вёдер воды. Сколько яблонь можно полить, если под каждую выливать по 2 ведра воды?
  2. В каждой банке по 3 кг солёных огурцов. Сколько килограмм солёных огурцов в 4 таких банках?
  3. Пешеход может проходить за каждый час по 3 км. Какое расстояние он пройдёт за 5 часов?

Ученики выполняют задания, тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки. Определяют задачу на движение № 3. Они выполняют задания на карточках и работы сдают учителю.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итог урока.

– Итак, под каким номером “спряталась” задача, относящаяся к теме нашего урока. А для этого необходимо вспомнить новое математическое Открытие сегодняшнего урока.

– У кого из вас другой ответ?

– Как ты рассуждал?

Подтверди свой ответ примером из урока.

– Ребята, поднимите руку те, у кого в карточке стоит +, а теперь те, у кого стоит “–”.

– Ребята, если вы довольны своей работой на уроке, материал урока был интересным, ваше настроение стало лучше, то поднимите карточку красного цвета, а если вы устали, ваше настроение испортилось, то карточку зелёного цвета. Выставление отметок.

Слайд 6.

– К нам пришёл Знайка.

Он благодарит вас за помощь.

И просит напомнить Незнайке назначение сигналов светофора! Ведь тема урока у нас была связана с новыми математическими понятиями. Назовите, пожалуйста, их.

(Ученики вспоминают ПДД. Разрешающие и запрещающие сигналы светофора. Повторяют понятия скорость, время, расстояние. Формула нахождения расстояния.)

Домашнее задание по усмотрению учителя.

– Молодцы, ребята! Спасибо за урок! Слайд 6.