Тема урока "Кто такие птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с существенными признаками птиц.

Задачи:

  • Образовательные: создание условий для выявления существенных признаков в процессе исследования небольшой проблемы, основывающееся на многообразии птиц; познакомить с обучением практическому исследованию предметов природы.
  • Развивающие: способствовать развитию умений школьников обобщать полученные знания, проводить сравнение, анализ, классификацию; развивать воображение и творческие способности детей, формировать приёмы учебной деятельности; способствовать развитию у школьников исследовательских умений и навыков.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе и бережное отношение ко всему живому; создавать условия для развития универсальных учебных действий.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков 1 класс, с. 36-37; перья птиц; лупы, ножницы, стаканы с водой; тесты, клей, оценочные листы, рисунки птиц и дерева; бумажные полоски: зелёная, синяя, красная

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.

Формы работы: индивидуальные, парные; коллективная деятельность, общеклассная дискуссия.

Формы учебной деятельности: практическая работа.

Методы обучения: наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение); метод диалогического изложения (беседа, сравнение, классификация); интегрированные методы (сочетание восприятия художественного произведения с музыкой и художественным словом); метод единства восприятия и созидания (деятельность направлена на эмоциональное восприятие, рассматривание перьев птиц); частично-поисковый (исследовательская деятельность); метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение); кластер, подводящий к теме диалог, «яркое пятно».

Технология: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая.

Планируемый результат: знать существенные признаки птиц, строение их тела, уметь отличать птиц от других животных

Ход урока

УУД

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».

Всем желаю доброго утра хорошего настроения и новых открытий.Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет хорошо и уютно рядом с вашими друзьями-одноклассниками.
Сегодня работать мы будем в 3 группах. После работы вы должны будете оценить сами свои ответы, на оценочных листах.

Коммуникативные: мотивация, взаимодействие с товарищами
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

А) Игра на внимание. Индивидуальная работа

Проверим, ваше внимание и умение отличать животных разных групп
Я буду называть животных. Если это насекомое показывайте зелёную полоску. Если рыба – синюю, если зверь – красную. Будьте внимательны.

Стрекоза, щука, лиса, муравей, окунь, волк, бабочка, карась, кит, комар.

Б) Тест. Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.

– Давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке, проверим свои знания.
– Что мы вспомнили, выполняя это задание?

Проверка. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы товарищей.

Самооценка. Оцените свои знания. Если умеете отличать насекомых от рыб, приклейте зелёное дерево, если допустили 1 ошибка – жёлтое , 2 и более – коричневое дерево.

Познавательные: рассуждение, самостоятельная работа

Регулятивные: самооценка

3. Постановка учебной проблемы

Игра «Кто лишний»

Работа в группах. Учащимся даются карточки с рисунками животных. Необходимо найти «лишнюю» картинку на каждом листе. Рассмотрите картинки, обсудите свои ответы в группе.

1 группа. (5 картинки) Божья коровка, бабочка, жук, дрозд, комар

– Кто изображён на вашей карточке?
– Божья коровка, бабочка, жук, комар – это кто? Почему? Назовите существенные признаки этих животных. Кто лишний на вашей карточке? (Дрозд) Почему?

2 группа. (5 картинки) Щука, карась, страус, окунь, ёрш

– Кто изображён на вашей карточке?
– Щука, акула, карась – это кто? Почему? Назовите существенные признаки этих животных. Кто лишний на вашей карточке? Почему? (Страус)

3 группа. (5 картинок). Пингвин, лиса, олени, бобры, медведь

– Кто изображён на вашей карточке? Лиса, олени, бобры – это кто? Почему? Назовите существенные признаки этих животных. Кто лишний? Почему дрозд, страус, пингвин оказались «лишними» на ваших карточках? Как сказать одним словом пингвин, дрозд, страус – это кто? Почему?

– Исходя из этого, определите тему нашего урока. О ком мы будем говорить на уроке?
– Знаете ли вы кто такие птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями? Чем они отличаются от других животных? Являются ли пингвин и страус – птицами? Докажите! – проблемный вопрос.

Вывод: мы определили тему урока и вопросы, на которые хотим получить ответ.

Самооценка. Вы правильно ответили на мои вопросы. Приклейте на оценочный лист птицу – дятел.

Познавательные: рассуждение, аргументация, приём классификации

Коммуникативные: работа в парах

Регулятивные: самооценка

4. «Открытие» детьми новых знаний

– Что вы знаете о птицах? Что бы вы хотели узнать о них?
Выдвижение детьми гипотез. Учитель записывает их на доске, в таблицу.

Таблица «ЗХУ»

Знаю Хочу узнать Узнал
* Птицы те, которые летают. * кто такие птицы? * тело птиц покрыто перьями
* Птицы те, которые умеют петь. * чем они питаются? * птицы бывают хищные, всеядные и травоядные
* Птицы те, кто вьёт гнёзда. * чем отличаются от других животных? * птицы живут в лесу, в поле, в горах, около водоёмов
* Птицы откладывают яйца * где живут птицы? * бывают домашние и дикие
* Птицы те, кто имеют крылья. * почему их называют пернатыми? * оседлые и перелётные
* Птицы те, кто питаются насекомыми.   * не все птицы умеют летать

– Итак, как вы думаете, кого считают  птицами? Обсудите данный вопрос в парах.

На доске кластер, приём гроздья. Давайте разберём каждую из ваших версий.

А) Птицы умеют летать. А кто ещё умеет летать, кроме птиц? Верно, бабочки,  белка-летяга, летучая мышь.

– Можно ли их назвать птицами? Нет. Значит, умение летать не главная особенность птиц.

На доске картинка летящей птицы.  

Вывод: птицы умеют летать.

Б) Птицы это те, кто умеет петь.  Ворона не поёт, но её считают птицей. Но вот дельфины, касатки поют. Но это не птицы. Значит, умение петь не главное отличительное свойство птиц.

На доске картинка поющего соловья.

Вывод: птицы умеют петь.

В) Птицы вьют гнёзда. Вы согласны? Да, вьют гнёзда, но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а ещё «вьют» гнёзда некоторые рыбы, делает гнездо и оса. Но ведь она не птицы.

На доске картинка гнезда птицы.

Вывод: птицы вьют гнёзда.

Г) Птицы откладывают яйца. Согласны? Пингвины и страусы тоже откладывают яйца   и из них появляются птенцы. Но и крокодилы, черепахи и змеи тоже откладывают яйца. Но они не птицы.

На доске картинка гнездо с яйцами птиц.

Вывод: птицы откладывают яйца

Д) Птицы имеют крылья. Белка-летяга, летучая мышь, стрекоза, они тоже имеют крылья. Но они не птицы. Значит, наличие крыльев не главная особенность птиц.

На доске картинка летящего стрижа.

Вывод: птицы умеют крылья.

Е) Птицы питаются насекомыми. Цапли, аисты питаются лягушками – это  хищные птицы.

На доске картинки с клёст – растительноядная, цапля – хищная птица, синица – всеядная, дрозд  – ягодами.

Вывод: птицы бывают хищными, всеядными и растительноядными.

Итак, есть птицы, которые не поют, не вьют гнёзд, не летают, но их называют птицами.

А вот страус и петь не поёт, и летать не летает. За что же тогда его птицей считают?

Чтение отрывка из текста о страусах.

Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как и лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
– Итак, нашли ли мы ответ на поставленный вопрос: кого считают птицами?
– Вспомните, чем покрыто тело рыб? А зверей?
– Как вы думаете, чем покрыто тело птиц?

Вывод: птицы – это животные, которые умеют летать и петь, вьют гнёзда, откладывают яйца. Но это не главные отличительные признаки птиц.

Оцените свою работу на данном этапе урока.

Познавательные: побуждающий диалог, развитие речи, формулирование ответов на вопросы

Регулятивные: выдвижение гипотез

Познавательные: смысловое чтение

Регулятивные: самооценка

5. Физминутка. Если я назову птицу,  вы хлопаете,  рыбу – топаете,  насекомое – кружитесь. Будьте внимательны. Щука, сорока, пингвин, бабочка, шмель, окунь, страус, воробей.
– Почему вы не хлопали, когда я назвала слова пингвин и страус. Как вы думаете, кто они?
– Пингвин и страус – это птицы. Они не умеют летать, петь. Но их называют птицами. Почему?
Вывод: значит их отличительный признак– это перья.
Самооценка. Если вы ни разу не ошиблись, приклейте на своё дерево птицу – сороку.
Регулятивные: самооценка
Познавательные УУД
6. Первичное закрепление нового знания

А) Работа по учебнику. Работа в группах. Строение тела птиц

– Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны выявить общие признаки, относящиеся к птицам. 
– Начнём наше исследование со знакомства со строением тела птиц. Рассмотрите на примере голубя строение тела птицы. (Индивидуальная работа)

 Игра «Ты – мне, я – тебе»

– У вас на партах лежат части тела птицы. Соберите картинку.
– Определите название птицы. Подумайте, как называются части её тела. Если будете испытывать затруднения, то откройте учебники на с. 36. Посоветуйтесь в группах, помогите друг другу.

Б) Проверка: фронтальный опрос.

– Я называю части тела птиц, а вы показываете эту часть тела мне. Проверим, знаете ли вы части тела птиц.
– Сколько ног у птиц?   Можно ли  мудрую черепаху назвать птицей? Почему?
– Верно, у черепахи 4 ноги, а у птиц две. Строение тела другое.

Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое.  В отличие от других животных у птиц всего две ноги.  Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. У страуса и пингвина тоже 2 ноги, 2 крыла, есть клюв, значит, их можно отнести к птицам. Хотя кенгуру хорошо прыгает на двух лапах.
Оцените свою работу. Если вы правильно назвали части тела птиц, то приклейте  рядом с  деревом  журавля

Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое.

В) Знакомство с  отличительным признаком птиц.

– Откройте учебник «Мир вокруг нас» на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полёте.  Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но очень плохо).

– Почему вы отнесли курицу к птицам? Чем покрыто тело летяги, летучей мыши?
– А чем покрыто тело курицы? Страуса?
– Есть ли ещё животные тело, которых было бы покрыто перьями?
– Значит можно сделать какой вывод?

Вывод: Птицы – единственные в мире животные, у которых тело покрыто перьями. Поэтому их  и называют ещё пернатыми, т.е. покрытыми перьями. Мы ответили на главный вопрос нашего урока. Кто такие птицы? Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
Является ли  пингвин птицей? Чтение отрывка из текста о пингвинах.
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать.

Г) Рассмотрите иллюстрации в учебнике и назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте с помощью атласа-определителя. Проверьте себя с. 90
Молодцы! Вы умеете работать с дополнительной литературой и узнавать название птиц.
Оцените свою работу. Если вы поняли, кто такие птицы и правильно назвали птиц, то приклейте на своё дерево поползня.

Познавательные: смысловое чтение

Коммуникативные общение с учителем, умение работать в группе

Регулятивные: самооценка

7. Практическая работа

А) Практическая работа по изучению птичьих перьев.
Зачем птицам нужны перья? Как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира – внимательный взгляд. Учёные, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в учёных, возьмём увеличительное стекло (лупу) и будем исследовать перья, чтобы узнать, зачем они нужны птицам.
Исследование перьев.
– Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. (Они разные).
– Что общего у всех перьев?  (Есть стержень, волоски – бородки).
– Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застёжка.
У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что похож?  (На трубочку)
– Там пусто? Значит, оно лёгкое, там воздух.
Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? 
Учитель берёт лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.
– Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Подержите перо около щеки. Ваши ощущения. Вам стало тепло. Существует три вида перьев: пуховые – они помогают сохранять тепло; кроющие – они покрывают всё тело; полётные – с их помощью птицы летают. Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?  Верно, нет, вода скатилась капельками. Перья защищают птицу от воды и сырости.

Итоги нашего исследования. Тело птицы – хитроумный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело от ушибов, маскируют от врагов, спасают от холода и жары. Придают телу форму. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановки. Вывод: всё тело птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Из-за своего строения перья такие лёгкие, прочные, упругие. Перья – это одежда птиц.
Оцените свою работу. Если вы правильно выполняли все задания, то приклейте на ваше дерево синицу

Познавательные УУД

Регулятивные: самооценка

8. Итог урока. Обобщение

А) Графический диктант. Я читаю утверждения, если вы согласны, то на листочках ставите +, если не согласны с моим утверждением, то ставите –

1) Все птицы летают.
2) Тело всех птиц покрыто перьями
3) Летучая мышь – это птица
4) Птицы бывают домашние и дикие

Проверка. Если ваша группа выполнила задание, верно, то приклейте на ваш лист ласточку.

Б) Обобщение

– Можем ли мы сейчас сказать, кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, есть крылья, две конечности, клюв, позвоночник.

– Почему птиц называют пернатыми друзьями?
– Пернатые, потому что есть перья. Друзья, потому что спасают деревья от вредных насекомых.
– Чем же мы можем помочь птицам? Какие правила поведения в природе по отношению к птицам вы знаете?

* Нельзя разорять птичьи гнёзда
* Нельзя брать птенцов в руки
* Нельзя стрелять по птицам из рогаток.

– Как вы думаете, нужны ли нам знания о птицах? Зачем?

В) Выставка книг о птицах. На одном уроке не возможно ответить на все ваши вопросы, поэтому дома вы можете прочитать дополнительную литературу, книги и журналы. Из них можно узнать много нового и интересного

Регулятивные: самооценка
9. Рефлексия

– Если вам понравился наш урок, и вы сделали для себя новые открытия, то приклейте на дерево яблоко.

* красное яблоко означает, что урок был интересным и познавательным
* зелёное яблоко означает, что вы испытывали трудности
* жёлтое яблоко означает, что на уроке вам было плохо, неуютно

Регулятивные: самооценка
10. Домашнее задание:
  • Придумать сказочную историю по рисунку учебника с. 37
  • Описать по плану одну из птиц по плану
  • Нарисовать рисунок, подобрать пословицы о птицах