Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа
нравственности.

Б. Паскаль.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), отвечая требованиям времени, делает акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание школьника, формирует у него умения учиться, формирует личностные качества. Стандарт изменяет метод обучения с объяснительного на деятельностный, изменяет оценку результатов обучения – оцениваются не только предметные результаты, но и личностные, и метапредметные. [1] 

И я как человек, проработавший в сфере образования много лет, понимаю, что школа переходит  к новой, гуманистической школе не формально, а реально. Поэтому для меня, как и для каждого учителя в настоящее время наиболее актуальными являются вопросы:

– Как обучать?
– Как создать в классе новую образовательную среду?
– С помощью чего учить?
– Каким технологиям отдать предпочтение?

Осознавая глубину и значимость перехода, сегодня как никогда,  необходимо саморазвиваться.

Начала я с того, что  стала работать по новому учебному комплексу «Перспектива», который был специально разработан в связи с переходом на обучение по новым стандартам.

УМК «Перспектива» позволяет строить процесс учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.  Ученик признан основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого. На уроке используются  разнообразные виды общения: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – ученики и т.д.

Появилась острая необходимость в применении новых приёмов и современных общеобразовательных технологий. Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка;  Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. [3]

«Что же такое критическое мышление?» Цитата тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». [2]

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагог должен помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует  особый склад мышления и познавательной деятельности. [3]

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Близко ещё то, что базовая модель технологии очень схожа с традиционной, которая привычна нам, так как также состоит из трёх этапов (стадий) урока, только названы они по – другому. 

Первый этап – стадия вызова (вступление), второй этап – смысловая стадия (основная часть), третий этап –  стадия рефлексии (заключение). Этапы – стадии те же, но приёмы, применяемые в данной технологии другие.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Приёмы, которые я применяю на своих уроках.

1 стадия  – "Вызов" Методические приемы:

1. Парная мозговая атака.
2. Групповая мозговая атака.
3. Ключевые термины.
4. Свободное письменное задание.
5. Таблица «З-У».
6. Плюс-минус-вопрос.
7. Верные и неверные утверждения.

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, «Чего же я не знаю?» и  "Что узнаю?".

2 стадия  – "Осмысление". Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что  узнаю?). Здесь могут быть предложены следующие приёмы:

1. Инсерт-система маркировки текста.
2. «Знаю – узнал» – маркировочная таблица.
3. Чтение с остановками.
4. Дневники.
5. Бортовые журналы.
6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

3 стадия – "Рефлексия". Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть:
– составлен опорный конспект в тетради учащегося;
– или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы.

Некоторые фрагменты урока чтения в 3 классе по теме О. Полонского  «Муравьиное царство».

1. На слайде фотография муравейника.

– Ребята, что изображено на фотографии? (Муравейник)
– Сделайте предположение, о чём сегодня будем читать и над чем будем работать (выслушиваются ответы детей).

Дети работают над первым столбцом таблицы (3 минуты). После чего зачитывают ответы, которые также фиксируются на доске.

На этапе «Вызов» использую таблицу «З-У» (знаю, узнал). Таблицу «З-У» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», можно закончить на стадии «Рефлексия».

Знаю Узнал
1. Муравьи – это насекомые
2. Они большие трудяги
3.Приносят пользу, уничтожая вредных насекомых
4. Есть муравьи – термиты, очень опасные
5. Можно ориентироваться по муравьиным кучам
1. Муравьёв более 6000 видов
2. Некоторые виды кочуют
3. Материк Южная Америка – самые опасные муравьи
4. Живут около года
5. Разрыхляют и удобряют почву

2. На 2 стадии «Осмысление» можно использовать приём «Инсерт». Дети читают текст про себя, делая пометки ( «V» – знал раньше, «+» – новое для меня, «?» – не понятно).
Далее проводится работа в парах. После этого коллективная работа, в процессе которой происходит обсуждение, объяснение непонятных вопросов.
На этом же этапе, дети каждый дорабатывает свою таблицу (заполняют второй столбец).

3. На 3 стадии «Рефлексии» применяю прием «Перевернутые логические цепочки»

Расположение цепочек слов в нужной последовательности.

– Устройства муравьиных гнёзд
– Расселение муравьёв
– Муравьи – друзья природы
– Муравьиные семейства

На этом же этапе или в домашнем задании дети составляют «Синквейн»

Примерный «Синквейн» для данного урока.

  • Муравей.
  • Трудолюбивый, заботливый, снующий.
  • Прокладывают, сооружают, используют.
  • Муравьи живут в наших лесах.
  •  Лесной труженик.

Фрагмент урока по окружающему миру в 3 классе по теме: «Почва» на I стадии «Вызов»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке галочку, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

–  Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
–  … опавшие осенью листья вредят почве?
–  … 5 см почвы образуется за 2000 лет?
–  … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
–  … растения участвуют в образовании почвы?
–  … почва и камень родственники?
–  … почва – наша кормилица?
–   …если исчезнет почва, то исчезнут растения и животные?

1 2 3 4 5 6 7 8
                                       
               

– Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.
– Мы говорим «почва». А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

II стадия «Осмысление»

– Мы исследовали почву. Составьте кластер «Из чего состоит почва» (работа в парах)

– Сделайте вывод. Оцените свою работу.

Приём «Синквейн»

1. Почва
2. Живая, плодородная,
3. Разрушается, впитывает, выращивает
4. Солнце, ветер и вода разрушают горы
5. Земля.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы. Мы, учителя прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Но для этого мало снабжать их только готовыми теоретическими знаниями, необходимо приучать их тому, как применять эти знания на практике, в реальной жизни. Необходимо обучить их навыкам сотрудничества, работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для того  чтобы решать задачи,  которые им придётся решать в новом, изменённом мире, непохожем на наш. В этом мне помогают приемы технологии Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо.

Литература:

  1. Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова, Сборник рабочих программ, Москва «Просвещение», 2011 год
  2. Ч.Темпл, Дж.Стил  «Как учатся дети», Москва, Пособие, 1998 год
  3. Интернет-ресурсы