Теория деятельностного метода на современном уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Учитель,
Творец и созидатель.
Учитель,
Ты истины создатель.
Ты тот, что вечно будет
на устах.
Кто всё преодолеет,
Ведь ни страх,
Ни трудности не сломят,
И всегда ты выйдешь
победителем,
Луч света всем неся.

(Лебедева Л.В)

Владение русским языком и знание литературы, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников школ во всех областях жизни. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся, развивает мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основой моей педагогической деятельности является технология деятельностного метода, суть которой – обучение детей через деятельность. Технология деятельностного метода предполагает развитие конкурентоспособной, мобильной, общительной, компетентной личности, т.е. ученика XXI века, который умеет общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, владеет теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников школ во всех областях жизни.

Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура – это не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь грамотная и красивая речь.

Русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Знание русского языка помогает развить и совершенствовать у творческой личности коммуникативную, языковую, языковедческую и культуроведческую компетенции. Кроме формирования этих компетенций моя главная задача как учителя русского языка – это развитие творческого ученика.

Технология деятельностного метода даёт возможность взять столько, сколько ученик может. Дети учатся действовать самостоятельно, что помогает подготовиться к сдаче ЕГЭ. Это суть и основное требование ФГОС.

В качестве примера использования теории деятельностного метода хочу привести план урока в 6 классе.

Тема урока “Использование однородных определений” (6 класс).

Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить учащихся с однородными определениями;
  • повторение знаний об однородных членах предложения;
  • формирование навыков использования однородных определений в речи;
  • закрепление знаний учащихся об эпитетах;
  • расширение лексического запаса учащихся;
  • активизировать учащихся на получение новых знаний;

развивающие:

  • развитие устной и письменной речи;
  • формирование норм правильной литературной речи;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей;

воспитывающие:

  • воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

Ход урока

1) Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Я думаю, что да.

Итак, начинаем урок.
Всё усвоим на зубок.
А начнем мы с повторения.
Соберем-ка предложения.

2) Этап всесторонней проверки знаний.

“Кто быстрее составит предложение?”.

Ученики разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает карточки со словами, из которых нужно составить предложение.

1 группа: этой, зимой, я купил, себе, коньки, лыжи.

2 группа: все, в, лесу, и на, полях, было занесено, снегом.

3 группа: по, вечерам, смотрел, дедушка, телевизор, или, читал.

4 группа: синие, красные, зеленые, шары, висят, на, новогодней, елке.

На слайде появляются предложения для проверки.

Этой зимой я купил себе коньки, лыжи.

В лесу и на полях всё было занесено снегом.

По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал.

Синие, красные, зеленые шары висят на новогодней елке.

Ребята, что объединяет эти предложения? (Наличие однородных членов)

Какие однородные члены есть в вашем предложении?

Какие члены предложения называются однородными?

А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения. (Приводятся правильные и неправильные признаки. Ученики сами дорисовывают схему, называя признаки однородности.)

1) однородные члены отвечают на один и тот же вопрос;

2) однородные члены относятся к одному и тому же слову;

3) между однородными членами можно поставить союз и;

4) однородные члены перечисляются.

3) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Обратим внимание на последнее предложение.

Какой частью речи выражены однородные члены? (Прилагательные)

А каким членом предложения являются эти прилагательные? (Определениями).

А какие это определения?

Как вы думаете, как звучит наша сегодняшняя тема? Сообщение темы.

4) Этап усвоения новых знаний.

Страна Определения нас ждет,
В мир ярких красок нас зовет.
Смотри картинки.
Так вперед.

На слайде показываются картинки. Ученики должны подобрать прилагательные, которые характеризуют предметы по цвету, размеру, вкусу, составить предложения с этими словами, получая однородные определения.

Итак, ребята, в простом предложении могут быть смысловые отрезки – однородные определения.

Наша речь должна быть яркой и выразительной. Скажите, в чём различие этих двух словосочетаний?

ватные, сухие облака                    белые, сероватые облака

В первом употреблены определения-эпитеты, а во втором – обычные однородные определения.

Ребята, когда бывают такие вот ватные, сухие облака? (Зимой)

Вспомните, что такое эпитет? (Эпитет – это красочное, образное яркое определение.)

5) Физминутка

Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны. Вдох-выдох.

6) Этап закрепления новых знаний

Учитель зачитывает отрывок стихотворения.

Какое красивое описание зимы.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.  (Ф.И.Тютчев)

Каждой группе дается карточка с отрывком стихотворения.

  1.  
  2. Светло-пушистая,
    Снежинка белая,
    Какая чистая,
    Какая смелая!
    (“Снежинка” Константина Бальмонта)

  3.  
  4. Не колючий, светло-синий
    По ветвям развешен иней
    Погляди хоть ты!
    Словно кто-то тороватый
    Свежей, белой, пухлой ватой
    Все убрал кусты.
    (А.Фет)

  5.  
  6. Вечер тихий
    И морозный,
    Только снега
    Нет и нет.
    За окном
    Включили звёзды,
    В доме
    Выключили свет.
    (“Под утроВ.Орлов)

  7.  

Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий
Загорелись огоньки
На пушистой ёлке.
(Т.Шорыгина “Новогодние деньки”)

Ребята, посмотрите на отрывок стихотворения, найдите однородные определения. Это не просто однородные определения, а эпитеты, рисующие красоту, неповторимость зимней природы.

Итак, а теперь попробуйте применить полученные знания, напишите сочинение-миниатюру “Зимний лес”, используя однородные определения. (2-3 предложения) Чтение учащимися получившихся текстов.

7) Этап рефлексии

Что мы вспомнили на уроке?

Что нового узнали?

Что вам понравилось на занятии?:

Продолжите фразу “Оказывается, что…”.

Русский язык, как и русская зима, полон тайн, и нужно научиться точнее использовать определения и тем самым делать свою речь более выразительной.

8) Самооценка

А теперь оцените свою работу на уроке, нарисовав снежинки на полях.

До свидания,
Всем огромное признание.
Я снежинки вам дарю
И спасибо говорю.

Презентация