Технологическая карта урока русского языка по теме "Тайна написания сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


УМК «Перспективная начальная школа».

Цели:

  • показать разницу ударной  и безударной позиции написания сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу,
  • познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;
  • развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную  позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Познавательные УУД:

Обучение работе с разными видами информации

а) формирование умения поиска информации в учебных словарях;
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Универсальные логические действия.

а) Подведение под понятие;
б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД:

Распределение работы с соседом по парте. Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.

Личностные УУД:

Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся  помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
Контроль процесса и результатов деятельности.

Этап урока

Обучающе-развивающие задания

 Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация Позитивный настрой Весёлый школьный звонок
Позвал всех ребят на урок.
На уроке тихо сидите,
Смело и чётко ответ говорите.
Настраиваются на  работу Коммуникативные: настраиваются на работу
2. Чистописание   Отгадайте загадки:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.  (буква ж)
Для шипенья хороша
В алфавите буква ….    (буква ш)

Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную  буквы  Жж и буквы Шш.
Дайте характеристику буквы ж. (Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук –  согласный,  парный, звонкий, всегда  твёрдый)
Дайте характеристику буквы ш. (Буква  ш обозначает звук  [ш].  Этот  звук –  согласный, парный, глухой, всегда  твёрдый)
Какое  правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Прописывают одну строку,

 

 

 

Дают характеристику букв

Познавательные: обобщают  информацию, отрабатывают навык  написания букв
Коммуникативные: строят правильные речевые  высказывания, формулируют и аргументируют собственное  мнение.
3. Актуализация знаний Загадки Угадайте и назовите слово:
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …    (Машина)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.  (Снежинка)

Поставьте ударение в словах. (В сочетаниях жи-ши под ударением пиши и )

Ставят  ударение,  делают вывод Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.
4. Постановка учебной  задачи Постановка проблемы – Как проверить безударный гласный в корне слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить  безударный гласный под ударение)

шипеть – шип 
шипящий – шип 
шипучий – шип   
шипы – шип

– Можно ли первые три слова считать родственными? (Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)
– Является ли четвёртое слово их родственником?
– Чтобы проверить себя, найди слово шип  в Толковом словаре. (Страница 131)
Слово шип – омоним. 

Тишина, горошина, ужин

– Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно» [1] (Страница 133)

живой – жить
ошибаться – ошибка

Пытаются найти способ решения проблемы

 

 

 

 

Используют словарь для решения проблемы

Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используют учебник, словарь.
Дополняют и расширяют имеющиеся  знания.
Коммуникативные: строят правильные речевые  высказывания, формулируют и аргументируют собственное  мнение.
5. Изучение нового материала  

 

 

 

 

 

Работа в  печатной тетради с.41-42  №  50

[1] Прочитайте слова в упражнении 111. (Страница 148)

На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?
– Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)
Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи-ши безударные.

Проверьте себя:

пушинка
шиповник
снежинка
держит
крошить
сушит
кувшин
съёжился
держи
душится
душился

Физминутка

[1] Упражнение 112

– Сможете ли вы написать эти слова правильно?
– Каким  образом вы проведете проверку?
– Везде ли  можно проверить  гласную?
– Какое  слово вы посмотрите в словаре? (Щавель)
– Запишите слова , вставив нужные  буквы: Частица – часть, часок – час, щадить – пощада
Будем отрабатывать навык написания  жи-ши, ча-ща, чу-щу  под  ударением.

Игра  «Третий  лишний» [2]

Р.т. с 42 Говори правильно (слова  почта и  дачный не вошли в словарь  «Говори правильно, т.к. они пишутся  так как произносятся)

Работают по  учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

объясняют  правило написания, свой выбор

 

Работают в тетрадях
Выполняют  задание на сообразительность

Познавательные:
Осознанно  строят  речевое  высказывание в устной форме,
Осуществляют поиск необходимой  информации.
Регулятивные:
Принимают и  сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий ,действуют с  учетом  выделенных учителем  ориентиров.

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.

6. Закрепление  изученного   Игра «Рыболов» [3]

Наловите рыбку   каждый ряд в свое  ведро:

Кувш_н, луж_, лыж_, пищ_, туч_, рощ_, свеч_, угощ_ть,ч_йка,ч_й,щ_ка.

Игра «Шифровальщик»

Ж_ть  –  Родине  служ_ть.
Бабушка  угощ_ла  внуч_т  вкусными щ_ми.

Игра «Прятки» [4]

Найдите  изученные буквосочетания:

В воздухе кружились пушистые  снежинки.
Малыши ходили в рощу. Я  учу  уроки.

Игра «Самый  внимательный» [3]

Измените  выделенное   слово так,  чтобы оно отвечало на вопрос  что  делаю?
Искать грибы, учить  уроки , крутить ручку, тащить санки.

Игра «Догони» [4]

Вставь пропущенную букву и построй башню.

Ч_шка, щ_вель,  ч_мазый, кач_лись, дач_, туч_, задач_, калош_, мыш_, печ_ть, щ_ка, тащ_ , ч_лки, малыш_, ш_пит, свеж_й , ч-йки.

Понимают  выбор решения орфографической задачи

 

 

Понимают  выбор решения орфографический задачи

 

Понимают  выбор решения орфографический задачи

 

 

Понимают  выбор решения орфографический задачи

Познавательные:
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме,
Осуществляют поиск необходимой  информации.

 

Регулятивные:
Принимают и  сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий ,действуют с  учетом  выделенных учителем  ориентиров.

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.

7. Итог урока. Рефлексия   – Какую тайну мы разгадали сегодня на  уроке?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу! (Поставить в слове ударение)
– Те, кто считает, что работал на уроке отлично, покажите весёлого смайлика
– Те, кто считает, что работали хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее  – серьёзного смайлика.

Дети показывают кружки.
Оценки учителя.

Домашнее задание.  (Ученики выбирают задание)

  • Учебник – стр. 148, упр. 112
  • Подобрать и написать по 3 слова с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу. Придумать 1 предложение.

– Спасибо за работу. Урок закончен.

Понимают способ решения орфографической задачи.

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные:
Прогнозируют результаты  уровня  усвоения  изучаемого  материала.

Использованная  литература:

1. Учебник  русский  язык 1 ч, 2 ч,  автор  Н.А.Чуракова
2. Тетрадь на печатной основе  №1,  авторы  Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Е.Р.Ерышева
3. Проверочные работы по русскому языку, автор  Л.Г.Моршнева
4. Справочное пособие по русскому языку 1-2 класс, автор О.В.Узорова
5. Полный курс русского языка, автор О.В.Узорова