Занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Сказочный островок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: объединение опыта и знаний для развития и обучения детей в семье, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.

Программные задачи:

  • Обучающие:
    • учить детей различать понятия «много», «один», понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один»;
    • закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету;
    • закрепить знание детей о геометрических фигурах – круг, квадрат;
    • закрепить знание основных цветов – красный, синий, зеленый, желтый, умение соотносить по цвету.
  • Развивающие:
    • развивать память, мышление, активный словарный запас;
    • развивать эмоциональную сферу ребенка;
    • способствовать развитию доброжелательного отношения к родителям, детям, сверстникам  и ко всем окружающим.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уверенность в себе, активность;
    • воспитывать чувство единства, сплоченности, учить действовать согласованно;
    • воспитывать аккуратность.

Методические приемы: ритуал приветствия и прощания, сюрпризный момент, расслабляющее упражнение, пальчиковая гимнастика, помощь, похвала, повторение словарных слов, индивидуальное проговаривание.

Материалы и оборудование: большие круг и квадрат; 2 домика из картона; круг и квадрат с лицами (грустный, веселый); корзина с маленькими мячами; круги и квадраты по числу детей для наклеивания на домики; два мольберта; клей.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Моя крошечка».
2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?».
3. Основная часть. Сказка.
4. «Расслабляющее упражнение».
5. Игра «Большой – маленький».
6. «Релаксационно-игровые упражнения».
7. Ритуал прощания.

Использованная литература:

1. «Праздники и развлечения для малышей» М. Картушина.
2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова, И.Новоскольцева.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева М. 2004.
4.  «Изобразительная деятельность в дет.саду раннего возраста» И. А. Лыкова М. 2007.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Здравствуйте, дорогие мои малыши, здравствуйте, мамы и папы! Я очень рада видеть вас сегодня у себя на занятии. В этом зале, кроме меня, вас ждут игрушки, мячи, кубики и множество других интересных вещей, которым не терпится поиграть с вами. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Тогда внимательно смотрите и повторяйте.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Моя крошечка»

Родитель:

Дай ладошечку, моя крошечка.  (ребенок подает ладошечку родителю)
Я поглажу тебя по ладошечке.   (родитель поглаживает ребенка по ладошке)
На ладошечку, моя крошечка.    (родитель подает ладошку ребенку)
Ты погладь меня по ладошечке  (ребенок поглаживает родителя по ладошечке)

2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?»

Психолог раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку и родителям несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Если ребенок не справляется, родитель помогает ему убрать большой палец в кулак. Затем читает четверостишие и вместе выполняют движения:

«Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок?     (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай!          (Выставить вперед большой палец)

3. Основная часть. Сказка

Психолог: Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, на необыкновенный остров. Это не простой остров, а сказочный. На этом острове живут разные геометрические фигуры. У каждого из них, как и у вас, есть имена. Зовут эти фигуры так: "кружок" и "квадрат". Все эти фигуры живут в своих домиках.
– Но чтобы попасть на этот остров, нам надо преодолеть некоторые препятствия. Готовы к путешествию? (Да!)
– Тогда отправляемся в путь. Перед нами ручей, нам надо по мостику перейти через него

(Упражнение на равновесие: на полу перекладины из брусьев, дети идут по ним).

– Ура! Первое испытание пройдено. Ребята, я вижу дальше дорога идёт по обрыву. Смотрите, не соскользните, идите строго по следам (Упражнение на координацию движения: дети идут по следам,  руки в стороны).
– Дети, вот мы и добрались до сказочного острова. Давайте поближе познакомимся с его жителями. Посмотрите, в первом домике нас встречает фигура …..(психолог спрашивает у детей)    "квадрат" (психолог показывает на фланелеграфе квадрат ).
– Правильно – это квадрат. Во втором домике нас встречает фигура...(психолог спрашивает у детей)    "круг" (психолог показывает на фланелеграфе круг ).
– А что это они  у нас какие-то грустные? Как вы, дети, думаете почему они грустные? Может взрослые подскажут, почему они грустные? Как вы думаете, уважаемые взрослые? Что надо сделать, чтобы им стало весело? (ответы детей….. «Поселить к ним друзей»)

– У вас на столах разложены пособия для наклеивания кругов и квадратов на домики. Родители (мамы и папы) помогают своим деткам это сделать.
– Намазываем клеем маленький кружочек и наклеиваем его на домик, где живет круг.
– Намазываем клеем маленький квадрат и наклеиваем его на домик, где живет квадрат.

(Во время упражнения  поменять расположение ртов, сделать их улыбающимися).

– Посмотрите, как фигурам стало весело, когда у них появилось много друзей!!! 
– Посмотрите в какую разноцветную одежду одеты круг и квадрат.

  • Сколько у круга друзей? (Много)
  • Сколько красных кружочков? (Один)
  • Сколько зеленых кружочков? (Много)
  • Сколько синих кружочков? (Один)
  • Сколько друзей у квадрата? (Много)
  • Сколько желтых квадратов? (Один)
  • Сколько синих квадратов? (Много)

– Как хорошо когда много друзей!!!

4. «Расслабляющее упражнение»

Психолог: Ребята! Круг и квадрат хотят вас отблагодарить, за то что вы подарили им столько много друзей. Посмотрите, что они передали вам (достаем корзину с маленькими мячами).
– Что это, ребята? (Мячики)
– Правильно! А на какую фигуру они похожи? (На круг).
– Молодцы! И все они очень хотят с вами поиграть. (Раздаем по 1 мячу каждой паре родитель-ребенок).

(Родители и дети сидят напротив друг друга. По предложению психолога родители прокатывают мячик по ногам и рукам ребенка. При этом действия сопровождаются речевкой.)

Тише, мяч, не торопись.
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись
И обратно возвратись.

– Устали наши мамы (папы). Давайте погладим им ручки. Давайте погладим им ножки.

5. Игра «Большой – маленький»

Психолог: Молодцы! А теперь возьмемся за руки и сделаем «солнышко». (Дети вместе с родителями встают в круг, взявшись за руки).

У нас мячик большой,
Вот такой, вот такой      (делают большой круг).
А теперь он маленький,
Вот такой, вот такой       (делают маленький круг).
И веселый, озорной,
Вот какой, вот какой       (все улыбаются друг другу).

6. «Релаксационно-игровые упражнения»

Психолог:  А сейчас мы разделимся на пары, и будем играть в "Ладушки".

(Цель – развитие межполушарных взаимодействий.)

Напомните детям потешку:

Ладушки, ладушки!                                     Что ели? – Кашку.
Где были? – У бабушки.                             Что пили? – Бражку.

Пусть ребята сядут напротив родителей, образуя пары, и перекре­стно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Психолог: У вас здорово получается. А вы помните потешку "Сорока-ворона"?

(Цель – снятие эмоционального напряжения.)

Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!

Дети сидят в парах с родителями, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Психолог: Замечательно!

7. Ритуал прощания

Психолог: Дорогие мои малыши, Уважаемые мамы и папы! Наше занятие подошло к  концу. Я очень рада была видеть вас сегодня у себя на занятии. А сейчас, дорогие участники, я хочу научить вас, как мы с вами будем прощаться.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой.           (Все топают ногой)
Посмотрели, улыбнулись.      (Смотрят друг на друга и улыбаются)
До свидания всем сказали.     (Все машут рукой)
Отправляемся домой.