Урок внеклассного чтения "За что мы любим Чебурашку"

Разделы: Начальная школа


Цель: На основе произведения Э.Успенского нарисовать образный портрет героя сказки – Чебурашки.

Задачи:

  • учить работать учащихся с книгой; свободно ориентироваться в ней;
  • учить думать, выражать свои мысли, делать выводы, оценивать поступки героя, выразительность;
  • на примере образа воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, уважения друг к другу, толерантности, добропорядочности, трудолюбия;
  • продолжить работу над правильным, выразительным чтением, развивать интерес к книге, желание читать;
  • работать над развитием устной монологической речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; уметь ориентироваться в тексте, выборочно зачитывать фрагменты, подтверждающие ответ; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Оборудование и материалы:

Книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», рисунки детей на тему «Чебурашка», пословицы о дружбе, кроссворд, запись песни «Чебурашка», «Давай дружить», портрет автора, костюмы Чебурашки и Крокодила Гены.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Постарайтесь быть особенно внимательными и активными, чтобы нашим гостям понравилось у нас.

2. Сообщение темы и цели урока:

Вступительное слово учителя. Мы закончили чтение прекрасного произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите.
Назовите главных героев сказки.
Кто вам понравился больше всего? Чебурашка.

Выходит ученик в костюме крокодила Гены.

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – Чебурашку.

Выходит ученик в костюме Чебурашки.

Я дружок зверям и детям,
Я живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что я не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Моя милая мордашка.
И зовусь я ... Чебурашка.

Девочка Галя.

Его в России каждый знает,
За рубежом – незаменим.
Он – ЧЕБУРАШКА – обожаем
Детьми, и взрослыми любим!

Учитель: Сегодня на уроке  мы  и постараемся разобраться,  почему нам нравится Чебурашка.

Тема нашего урока: «За что мы любим Чебурашку?»

3. Работа над содержанием

Когда мы с вами работаем над образом, мы начинаем с описания внешности. Вот так вы изобразили нашего героя в своих рисунках.

Выставка рисунков.

4. Выборочное чтение

Как описывает Чебурашку автор? (предисловие, глава 3) Как называет Чебурашку? (Забавный)
Почему забавного зверька назвали Чебурашкой? (глава 1)
Где жил Чебурашка прежде, чем оказался в городе? (глава 1)
Кем работал Чебурашка и какую работу выполнял? (Бракованной игрушкой, стоял в витрине и привлекал прохожих, глава 1)
Как выглядел дом Чебурашки? (Старая телефонная будка)
С чего начал свою новую жизнь после своей основной работы? (С того, что он пришел к Крокодилу Гене по объявлению, чтобы завести друзей, глава 3)

5. Инсценирование

Учитель: Посмотрите сценку и подумайте, какие слова здесь являются главными (глава 3.) (Если вы окажетесь хорошим товарищем, мы будем рады подружиться с вами.)

Действующие лица:

Галя.
Чебурашка.
Крокодил Гена.

Галя.  Кто вы такой?
Чебурашка.  Не знаю.
Галя.  А вы случайно, не медвежонок?
Чебурашка.  Не знаю, может, и медвежонок.
Крокодил Гена. Нет, он даже ни капельки не медвежонок. У медведя глаза маленькие, а у него вон какие здоровые!
Галя. Так, может быть, он щенок?
Чебурашка. Может быть, а щенки лазают по деревьям?
Галя.  Нет, не лазают, они больше лают.
Чебурашка. Как?
Крокодил Гена. Вот так-ав-ав!
Чебурашка. Нет, я так не умею. Значит, я не щенок?
Галя. А я знаю, кто вы такой! Вы, наверное, леопард!
Чебурашка. Наверное, наверное, я леопард!
Галя. Давайте посмотрим в словаре. Там все слова объясняются, на любую букву.
Чебурашка. Давайте посмотрим. А на какую букву мы будем смотреть?
Галя. На букву рр-рр-рры, потому что леопарды ррррычат!
Крокодил Гена. И на букву «к», потому что они кусаются.
Чебурашка. Но я не рычу и не кусаюсь, значит, я не леопард! Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не будете со мной дружить?
Крокодил Гена. Почему? Всё зависит от вас. Если вы окажетесь хорошим другом, мы будем рады подружиться с вами. Правильно?
Галя. Конечно! Будем очень рады!
Чебурашка. Ура! Ура!

Учитель: Что значит, окажитесь хорошим другом? (Ответы детей.)

6. Продолжение работы над образом

Учащиеся с помощью учителя подводят итог: Главное не то, как выглядит герой, а важно, какой он.

Учитель: Давайте посмотрим, какой же он, наш Чебурашка!

Гостеприимный (глава 5)

Чем стал заниматься Чебурашка, когда познакомился с крокодилом Геной и Галей? (Помогал им знакомить всех несчастных и одиноких, расклеивал объявления.)

Трудолюбивый и дружелюбный. Всегда брался за любое поручение (глава 9)

Какие строчки еще доказывают, что он трудолюбивый? (Помогал строить, глава 18)
Чья была идея построить Дом Дружбы? (Ответы детей.)

Учитель: О каких чертах героя это говорит?

Сообразительный, смекалистый (глава 16)

Находчивый, умный

(глава 19: про калитку)
(глава 24: случай с гвоздями)

Учитель: А какой эпизод доказывает храбрость и смелость Чебурашки? (глава 21: про носорога)

Учитель: А сейчас отдохнем и споем про Чебурашку песню на слова Эдуарда Успенского и музыку Владимира Шаинского.

Я был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подойдет.
Теперь я Чебурашка,
Мне каждая дворняжка
При встрече сразу
Лапу подает!

Мне не везло сначала,
И даже так бывало:
Ко мне на день рожденья
Никто не приходил.
Теперь я вместе с Геной
Он необыкновенный,
Он самый лучший
В мире крокодил!

Мы заявляем честно,
Что жить нам интересно,
Но если мы узнаем,
Что кто-то одинок,
То можем иль не можем,
Но мы ему поможем
И с дружной песней
Вступим на порог.

Работа над образом.

Учитель: А как относились к Чебурашке его друзья? (С уважением, любили, они помогли ему с магазином, глава 23) Расскажите.

Учитель: За что же мы любим Чебурашку?

7. Игра «Мой друг»

Учитель: Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

Дети выбирают слова, обозначающие их.

На доске записаны слова: добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый

8. Итог

Учитель: Если вы правильно назовете животных-друзей Чебурашки, то вы правильно отгадаете слово, которое объединяет этих героев.

Отгадываем кроссворд:

Учитель: Что такое дружба? Как вы понимаете? (Ответы детей.)

Работа над пословицами

На доске три пословицы о дружбе:

  • Один за всех, все за одного.
  • Дружба в делах помощница.
  • Друзья познаются в беде.

Учитель: Выберите пословицу, которая больше других подходит  к сказке.

9. Подведение итогов

– Чему учились?
– Что интересного узнали?
– За что бы похвалили себя?
– Вы бы хотели иметь такого друга, как Чебурашка. Почему?

Заканчивается занятие песней «Давай дружить» (слова А. Файнберга, музыка  Э. Каландарова)

Пускай твой друг слабей тебя,
Но есть один завет:
Всегда во всём равны друзья,
Иначе дружбы нет!
Ни унижать, ни обижать
Нельзя своих друзей.
Не трудно дружбу потерять,
Не трудно дружбу потерять,
Найти её, найти её трудней.
Не страшно, если ты щенок,
А страшно, если одинок.
Ох, как страшно!
Ох, как страшно!

Весть о беде придёт ли вдруг
Иль радостная весть,
Дай лапу мне, дай лапу, друг,
Дай лапу мне, дай лапу, друг.
Спасибо, друг,
Что ты на свете есть!
Спасибо, друг,
Спасибо, друг,
Что ты на свете есть!