Проект учебного курса с серией уроков по скульптуре: резьба по гипсу в технике "ганч"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА УЧЕБНОГО КУРСА

Данный проект учебного курса по скульптуре разработан для учеников ДШИ четвёртого класса как предмет по выбору на практическом материале и предназначен для педагогов детских художественных школ.

Цель проекта учебного курса - приобщение детей к удмуртской национальной культуре, художественному творчеству, литературе; умению ценить, уважать и понимать культуру и быт разных народов, их национальные произведения искусства; приобретение чувства прекрасного и бережного отношения к традициям.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА УЧЕБНОГО КУРСА

  • использовать в художественном воспитании учащихся опыт удмуртских и узбекских умельцев,
  • ознакомить учащихся с основными художественными и скульптурными направлениями в национальном искусстве Узбекистана, стилевыми особенностями творчества мастеров-ганчкоров,
  • ознакомить детей с художественным, текстильным и другими направлениями в удмуртском национальном искусстве,
  • приобщить учащихся к художественным традициям культур Удмуртии и Узбекистана,
  • привить интерес школьников к национальным культурам посредством выполнения скульптурного орнамента.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ УЧЕБНОГО КУРСА

Особая роль в образовательном процессе отводится обучению специальной дисциплине-скульптуре, как формирующей эстетические и профессиональные качества будущих специалистов. Именно поэтому “на сегодняшний день актуальным становится формирование модели педагогического процесса, учитывающей специфику современного изобразительного искусства, так и множество взаимных связей и зависимостей, модель, которая в полной мере отвечала бы требованиям жизни. Во все времена процесс обучения, а тем более его модернизация, зависел от методических задач, которые ставятся перед детьми. Методические задачи в свою очередь зависят от особенностей установок художественной школы.”[8]

Поэтому в процессе обучения технологии изготовления работ по скульптуре стоит задача познакомить учащихся со всеми разновидностями материалов от простейших до самых сложных. Учащиеся должны творчески подходить к заданию и пробовать свои силы в поисках новых вариантов лепки и выразительной пластики в своих работах по этому предмету.

Проект учебного курса рассчитан на первое полугодие для учеников четвёртых классов ДШИ как предмет по выбору. Дети за время обучения знакомятся и практически осваивают технологический процесс работы с гипсом, особенности этого материала. Возможно, человеку в его практической деятельности, не придётся заниматься резьбой по гипсу, но в учебном заведении освоение навыков работы с ней необходимо.

В курсе освоения данного проекта лежит приобретение навыков работы с различными инструментами, резаками. Приобретаются умения тонировки, ошкуривания гипса.

Также учащиеся расширяют свой кругозор, сравнивая, две не похожие друг на друга культуры. Понимают, что национальные ценности разных народов можно связать воедино и получить прекрасный результат.

На примере связи культур Удмуртии и Узбекистана разработан данный проект учебного курса, цель которого “глубоко осознать и использовать в воспитательно-образовательной деятельности природу искусства школ народных мастеров как средства постижения отечественной культурной традиции и одновременно - как важнейшего элемента приобщения к общечеловеческим идеалам, духовным ценностям, опыту прошлого”[8]

По конечному творческому итогу учащиеся приобретают профессиональные навыки, которые могут применить в различных отраслях: дизайне, строительстве, архитектуре и т. д.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ УЧЕБНОГО КУРСА

Название занятия Кол-во часов
1 Введение. Инструктаж по технике безопасности 1
2 Что такое ганч, Знакомство с резным ганчем Узбекистана 1
3 Виды орнамента. Способы резьбы по ганчу

-вид орнамента “гирих”

-вид орнамента “ислими”

-способ резьбы “кырма”

-способ резьбы “часпак”

4
4 Элементы декоративного искусства удмуртов

-элементы вышивки северных удмуртов

-элементы резьбы по дереву сев. удмуртов

-элементы вышивки южных удмуртов

-элементы ткачества южных удмуртов

4
5 Выполнение эскизов на бумаге 4
6 Выполнение работы в материале

-замес гипса

-тонировка гипса

-заливка формы

-перенос эскиза с трафарета на гипсовую плитку

-вырезание орнамента

-ошкуривание

20
7 ИТОГО: 34

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ УЧЕБНОГО КУРСА

ЗАНЯТИЕ 1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности призваны обеспечить безопасные для жизни и здоровья человека условия труда и предотвратить возникновение несчастных случаев (травм). Причиной травматизма может оказаться ручной инструмент. При работе с инструментом с острыми режущими кромками следует избегать опасных положений рук. Не следует располагать пальцы руки, поддерживающей заготовку, по линии направления резьбы. Опасно расположение заготовки изделия на ладони: острая кромка инструмента может соскользнуть на мякоть ладони. При выполнении ажурных работ не следует располагать пальцы руки ниже обрабатываемой поверхности. Опасно придерживать лезвие резца при вырезании. Несчастным случаем называется происшествие, в результате которого последовало повреждение человеческого организма или нарушилось его правильное функционирование.[10]

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: Что такое ганч. Знакомство с резным ганчем Узбекистана.

ЦЕЛЬ: узнать природу происхождения скульптурного материала “ганч”.

ЗАДАЧА: выполнение конспекта темы.

ХОД УРОКА: объяснение материала. Ганч-это специальный “горный камень”, который добывают в горах Узбекистана. Его обжигают в печи, измельчают и просеивают. Так получается одна из разновидностей алебастра-ганчевый порошок. Занимались производством ганчевого порошка целые кварталы Узбекистана-МАХАЛЛИ.

В 8 веке на территорию Средней Азии вторглись арабские полчища. Долгое время монументальное строительство почти не велось - все силы народа были отданы борьбе с завоевателями. Лишь в конце 9 века Междуречье освободилось от власти халифов. Арабы принесли с собой ислам – религию, которая запрещала изображать живые существа. Но с арабами связаны и крупные достижения восточной науки в первую очередь математики. На них опирался новый стиль архитектурного орнамента, возникший в 10 столетии.

Главное в нем – геометризация узора, подчинение растительных форм математически “правильным”. Они не требовали сложных расчётов и выполнялись циркулем и линейкой.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: наглядное пособие – иллюстрации с фрагментами дворца Топрак – Кала в Хоремзе и Варахши близ Бухары 6-8 вв.[14]

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: Виды орнамента “ГИРИХ”, “ИСЛИМИ”. Способы резьбы по ганчу “КЫРМА”, “ЧАСПАК”.

ЦЕЛЬ: ознакомиться с видами и способами данной резьбы по ганчу.

ЗАДАЧА: углубление знаний учащихся и приобретение объективной оценки работы в материале (гипс).

ХОД УРОКА: объяснение материала. Ведущим орнаментальным мотивом в технике резьбы по ганчу становится “ГИРИХ” - с арабского “узел”. Он состоит из ряда однотипных элементов (фрагмент фасада “Дома счастья” в Коканде 1974 г.) геометрических фигур – квадратов, шестиугольников, восьмиконечных звёзд. В основу орнамента “гирих” входят хризантемы, цветы хлопка, виноградные гроздья, королевский лист “шобарк”. Контуры геометрических фигур выведены широкой и высокой рельефной линией, побеги и завитки внутри фигур – линией более тонкой. Одновременно завершается образование “ИСЛИМИ” - особой разновидностью цветочно – растительного орнамента. Формы его подчиняются ритму дуги, волны, завитка. “Ислими” не имел самостоятельного значения и употреблялся вместе с “гирихом”.

Существует резьба по цветному ганчу. Её разновидности “КЫРМА” и “ЧАСПАК”. При “кырме” мастер удаляет часть верхнего слоя штукатурки, обнажая второй слой – цветной (фрагмент Ташкентского театра оперы и балета им. А. Навои 1943 г.). Получается чёткий, красивый узор. При “часпаке” углубления в белом ганче заполняют цветным раствором. Орнамент становится плоским и напоминает живопись, но прочнее и долговечнее её (фрагмент украшения дворца Варахши близ Бухары 6-8 вв.).

“Знаменитый узбекский мастер ганча усто Ширин Мурадов из Бухары говорил, что ганч может передать все оттенки человеческих чувств: радость, счастье, надежду, грусть, боль. Он был поэтом ганча. Его излюбленный приём – нанесение тончайшего резного кружева на зеркало. Так выглядит Белый зал и бухарский зал театра им. А. Навои в Ташкенте. Искусство ганча сложное и требует от мастера многих лет учёбы”.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: литература А. Миловский “Скачи, добрый единорог!” издательство “Детская литература” 1983г.[14]

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: Элементы декоративного искусства удмуртов.

ЦЕЛЬ: выполнить конспект урока.

ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с текстильным, художественным направлениями искусства удмуртов, а также резьбой по дереву[10].

ХОД УРОКА: объяснение материала. В декоративном искусстве удмуртов старыми и богатыми традициями обладает художественный текстиль. Узорное ткачество, вышивка, художественное вязание и безворсовое ковроделие являлись всегда наиболее развитой областью народного искусства. Пластический ритм цветовых масс и форм орнамента, объединённых в гармоническое единство, монументален и пространственно – выразителен. Народный мастер умело использует контрастные и дополнительные цвета, достигая цветоносности, эмоциональной приподнятости художественного ансамбля.[13]

Культ религиозно – магического почитания деревьев, зверей, рода, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее его символику: солярные знаки с мотивами круга, ступенчатого ромба, крестообразных розеток, получившие широкое применение в 19-20 вв. (ТОЛЭЗЬ – луна, БАЯР – ПУЖИ – боярский узор, ДУР – ПУЖИ – контурный узор, ПИТЫРЁС – круг) [11]. Конь, соединённый в сознании удмурта с простором степей, в искусстве отражал космос, который организовывал порядок и высокий смысл в жизни человека. Нельзя забывать, что народный мастер не рациональный сочинитель, а поэт, вкладывающий своё переживание мира в образы народного искусства, оттачиваемые многими поколениями/

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: К. Климов, “Удмуртское народное искусство”, Ижевск, “Удмуртия”, 1988г., иллюстрации “ритуальный пояс, вышивка, южные удмурты; фрагмент нарукавной вышивки женской рубахи, северные удмурты; элемент покрывала, переборное ткачество, южные удмурты, фрагмент резьбы по дереву, подголовник, северные удмурты).[13]

ЗАНЯТИЕ 5

ТЕМА: Выполнение эскизов на бумаге.

ЦЕЛЬ: научиться преобразовывать фотографию в технический рисунок.

ЗАДАЧА: нарисовать на кальке качественный узор для формовки.

ХОД УРОКА: учащиеся выбирают из фотоматериала предложенных книг элементы удмуртских национальных орнаментов. Затем переносят их на кальку и упрощают, выполняя несколько набросков эскиза. Выбрав самый удачный преобразованный набросок, выполняют по нему эскиз сплошной толстой линией. По этому эскизу на следующем уроке будет производиться работа в материале.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: калька, прост. карандаш, иллюстрации с удмуртским национальным орнаментом. [12] [13]

ЗАНЯТИЕ 6

ТЕМА: Выполнение работы в материале.

ЦЕЛЬ: вырезать гипсовую плитку в технике резьбы по ганчу с изображением удмуртского национального орнамента.

ЗАДАЧА: применить и закрепить приобретённые теоретические знания на практике.

ХОД УРОКА: учитель объясняет характеристики гипса: его быструю схватываемость и лёгкость при резьбе. Учащиеся заливают подготовленные формочки гипсовым раствором в два приёма: первый – подкрашенный цветной гуашью раствор, второй (когда высохнет первый) чисто белым раствором.

Для выполнения работы был выбран способ резьбы “кырма”. Пока не высох белый слой, дети переносят на него с кальки методом накалывания эскиз подготовленного удмуртского национального орнамента.

Повторив инструкцию по технике безопасности, учитель выдаёт резаки. Вырезать учащиеся начинают с фона, т.е. освобождать элемент орнамента. Прорезают фон до тонированного слоя плитки. Элементы самого орнамента режут сразу же, после того, как выберут фон. Резьбу производят аккуратно так, чтобы не сколоть мелкие детали орнамента. Если произошел скол, то отпавшие детали приклеивают ПВА и зачищают швы.

Выполнив резьбу по ганчу, готовую плитку ошкуривают наждачной бумагой № 0.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: гипс, резаки, гуашь, формочки, эскиз, иголочки для накалывания эскиза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т. Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”, М. 1985 г.
  2. П. П. Блонский “Психологические очерки”, М. “Педагогика”, 1-2 том, 1979 г.
  3. И. Ф. Козлов “Педагогический опыт А. С. Макаренко”, М. 1987 г.
  4. В. А. Сухомлинский “Методика воспитания коллектива”, М. “Просвещение”, 1981 г.
  5. Н. Н. Ростовцев “Методика преподавания изобразительного искусства в школе”, М. “Просвещение”,1980 г.
  6. А. К. Трофимов “Методика преподавания изобразительного искусства в школе”, М. “Просвещение”, 1969 г.
  7. И. Игнатьев “Психология изобразительной деятельности детей”, М. АПН РСФСР, 1961 г.
  8. П. А. Шарбузова, статья “Развитие художественной культуры учащихся в процессе приобщения к опыту народных мастеров”, журнал “Изобразительное искусство в школе”, №2, 2009 г.
  9. А. П. Барышников “Основы композиции”, ВУПИ “ТРУДРЕЗЕРВИЗДАТ”, М. 1951 г.
  10. А. А. Абросимова “Художественная резьба по дереву, кости и рогу”, М. “Высшая школа”, 1978 г.
  11. В. В. Пименов “Удмурты”, “Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН”1993 г.
  12. Т. А. Крюкова “Удмуртское народное изобразительное искусство”, Ижевск-Ленинград “Удмуртия”, 1973 г.
  13. К. М. Климов “Удмуртское народное искусство”, Иж. “Удмуртия”, 1988 г.
  14. А. Миловский “Скачи, добрый единорог!”, М. “Детская литература”, 1983 г.
  15. С. С. Константинова “История ДПИ, конспект лекций”, “Феникс”, 2004 г.
  16. А. Половников “Русь деревянная”, “Детская литература”, 1981 г.
  17. В. Ёлкин “Дерево рассказывает сказки”, М. “Просвещение”, 1978 г.
  18. С. Газарян “Прекрасное своими руками”, М. “Детская литература” 1980 г.
  19. С. Жегалова “Пряник, прялка и птица Сирин”, М. “Просвещение” 1983 г.
  20. А. С. Хворостов “Чеканка, инкрустация, резьба по дереву”, М. “Просвещение” 1985 г.
  21. “Словарь русского языка, 4 том”, М. “Русский язык” 1988 г.
  22. “Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова”, М. “Русские словари” 1994 г.
  23. “Советский энциклопедический словарь”, М. “Советская энциклопедия”, 1989 г.