Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развитие умения распознавать слова, которые нужно проверять и проверочные слова;
  • формирование умения обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге;
  • развитие умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
  • развитие памяти, наблюдательности;
  • воспитание любви к школе, к уроку русского языка, к чтению.

Ход урока

1. Организационный момент.

1-й слайд

На фоне слайда чтение стихотворения Ю.Мориц:

Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый
Чтобы злого
Стать хорошим Убедил!

2. "Мягкая посадка".

2-й слайд

Подбор слов с пропущенными буквами безударных гласных:

в л...су, в с...ду, сн...жок, д...ска, цв... ток, в...дичка, р...ка, с...сна, ск...ла, с...стра, м...ряк, л...сток, к...тёнок, ч...сы, ст...на, п...нёк, м...сты, к...мок, гр...да, ст...кло, гл...за, гр...за, пл...та.

Ответы детей: - есть безударный гласный; проверяю...; пишу букву... .

3. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока: проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. Мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, а помогать нам в пути будет гном.

Показ книги "Добрый гном". Слово "добрый" закрыто.

- Как вы думаете, какой гном у Татьяны Сенчищевой, автора стихотворения?

4. Работа по теме урока.

а) 3-й слайд

Чтение стихотворения Т. Сенчищевой "Добрый гном"

Жил-был в лесу густом
Бородатый добрый гном
У пенька растил цветы
Небывалой красоты.

Гном имел отличный дом,
Был ему не страшен гром.
Любил ходить он в гости днём
И звать гостей в свой тёплый дом.

А ночью, в ясную погоду,
Гулял с сачком по небосводу.
Мечтал достать звезду с небес
И этим удивить весь лес.

- Вы согласны с определением "добрый "? Обоснуйте своё мнение.

- Я сообщаю вам радостную весть: гном пригласил нас в гости!

- Хотите в гости к гному? (Открываются картинки: цветы небывалой красоты, тёплый дом гнома, мечта гнома - все бесцветное)

- Ой! Всё чёрное! Ребята, наверное, это козни Бабы-Яги! Это она так не по-доброму поступила с нами, заколдовала...

б) Упражнение в написании слов с безударными гласными.

- Поможем гномику расколдовать цветы, дом , мечту?. Для этого нужно выполниь несколько заданий.

Работа в парах.

Чтение четверостишия:
Жил-был в л..су густом
Б...р...датый добрый гном
У п...нька растил цв...ты
Небывалой кр...соты.

Объяснение орфограмм (проверка); запись четверостишия.

Самопроверка.

- Ура, ребята! Мы расколдовали цветы.

в) Работа над словами с непроверяемыми гласными

- Друзья, когда мы идём в гости, то стараемся порадовать гостей подарком. Какие подарки вы любите дарить? Попробуйте в своём орфографическом словарике найти названия предметов, которые можно подарить гному и запишите их в свою тетрадь

г) Творческая работа

4-й слайд.

- Нам необходимо расколдовать мечту гнома. А для этого мы должны восстановить стихи.

с н...бес достать зв...зду Мечтал

уд...вить и лес этим весь

- Мы сумели расколдовать мечту гнома, а теперь составьте предложение о своей мечте.

Подарите гномику звёздочку.

У детей карточки со словами из словаря. В словах пропущены безударные гласные..

Если это буква

  • "а" - звёздочка зелёная
  • "о" - красная;
  • "и" - синяя;
  • "е" - оранжевая;
  • "я" - жёлтая

5. Итог урока.

5-й слайд

- Мы расколдовать мечту гнома. Кому понравилось наше путешествие? Что самое главное мы должны унести с урока.

Презентация.

Рефлексия.

  • Кому работа не показалась сложной и всё удалось - зелёный сигнал.
  • Кому урок понравился, но не всё получилось - жёлтый сигнал.
  • Кому было очень непросто - красный сигнал.