Программа снижения уровня социальной и педагогической запущенности у несовершеннолетних, проживающих в стационарном отделении "Путеводная нить"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель программы: cнижение уровня социальной и педагогической запущенности несовершеннолетних в условиях стационарного отделения

Задачи программы:

  • Создавать режим максимального благоприятствования процессам позитивной социализации несовершеннолетних.
  • Формировать устойчивую положительную самооценку у несовершеннолетних.
  • Содействовать развитию коммуникативной и творческой культуры.
  • Обучить необходимым навыкам самообслуживания, самоопределения.
  • Анализировать, обобщать и систематизировать результаты работы отделения по реализации программ снижения уровня социальной и педагогической запущенности у несовершеннолетних.

Этапы и сроки реализации программы

  • Сроки реализации программы: 3 года

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный.

Цель: создание организационной основы для реализации проекта.

Направления деятельности:

  1. Изучение международного и российского опыта по созданию условий, способствующих успешной адаптации несовершеннолетних, снижению уровня социальной и педагогической запущенности.
  2. Подготовка материально-технической базы.
  3. Определение объема работ.
  4. Программно-методическое обеспечение программы.

2. Основной.

Цель: реализация содержания проекта.

Направления деятельности:

1. Привлечение внимания общественности к проблеме социализации несовершеннолетних в современном обществе:

  • информационно-методические буклеты социально-педагогической направленности;
  • тематические статьи и выступления в СМИ.

2. Повышение уровня правовой и социально-психологической грамотности специалистов в области профилактической и реабилитационной деятельности по проблеме социализации детей и подростков с помощью участия в технической учебе по темам, раскрывающим особенности применения воспитательных технологий при работе с социально – педагогически запущенными детьми и подростками;

3. Индивидуальное, групповое, семейное консультирование и /или/ диагностика несовершеннолетних и членов их семей по вопросам предупреждения и выявления фактов социальной и педагогической запущенности, оптимизации психо-эмоционального состояния;

4. Использование в профилактической и реабилитационной деятельности социально-психологических технологий работы: сенсорная комната, комната экотерапии, комната творческой терапии, комната православной культуры, тренажерная комната, шахматно-шашечного класса, технология обучения основам здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

3. Заключительный.

Цель: подведение итогов работы за прошедший период реализации программы.

Содержание деятельности:

  1. Анализ работы программы за основной период (обрабатываются показатели диагностических карт).
  2. Оценка несовершеннолетними и членами их семей качества предоставляемых услуг специалистами Центра (анкетирование).
  3. Анализ количественного охвата несовершеннолетних и членов их семей различными видами предоставляемых услуг.
  4. Определение перспектив развития программы.
  5. Обобщение и распространение опыта работы по снижению уровня социальной и педагогической запущенности несовершеннолетних посредством издания методических рекомендаций, статей.

Описание содержания программы

Назначение программы – за период пребывания несовершеннолетних дать знания, обучить методам и приемам для успешной социализации по ряду ключевых направлений:

  1. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
  5. Семейное воспитание, формирование семейных ценностей
  6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  7. Эстетическое воспитание.

Метод работы как групповой (группа из 3 - 5 несовершеннолетних), так и дифференцированно-индивидуальный. Курс имеет теоретико-прикладную направленность:

  • ролевые игры;
  • игры-коммуникации;
  • анкетирование, тестирование;
  • помощь в самоподготовке школьных занятий;
  • вовлечение в культурно-досуговую деятельность
  • свободное и тематическое рисование.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • методы исследования личности(психодиагностические процедуры);
  • метод творческого выражения в рисунках, письменных работах, в движениях;
  • анализ конкретных ситуаций, рефлексия.

Предлагаемая программа универсальная, не требующая блочной реализации. Работа ведется с учетом выявленных приоритетных проблем, возрастных и психофизических особенностей несовершеннолетнего. При необходимости к занятиям может подключиться социальный педагог и психолог. Темы индивидуальных или групповых занятий по соответствующим направлениям учитываются в календарно-тематических воспитательных планах и вносятся в индивидуальную программу социального сопровождения несовершеннолетнего.

Исходя из анализа за 2011-2013 гг. по количеству зачисленных несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, планируется в дальнейшем ежегодно охватывать не менее 100 человек. Программа предполагает наставничество детей и подростков, проживающих в условиях стационарного пребывания.

Конечным продуктом реализации программы становится уровень овладения несовершеннолетними знаний и социальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека на определенном возрастном этапе.

Направление деятельности Формы работы Исполнители Ожидаемые результаты
Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа, диспут, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация Воспитатель Элементарные представления о политическом устройстве России, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства, о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

о единстве народов нашей страны;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,

стремление участвовать в коллективно-творческих делах;

представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация

операция “Добрый поступок”, “Забота”

Воспитатель Представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в отделении, в школе, семье, общественных местах;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться “волшебными” словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация

Акция “Уют”, педагогическая помощь в самоподготовке домашних заданий, взаимосотрудничество с педколлективом образовательного учреждения

Воспитатель Представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация

Акция “Кормим птиц”, поход в лес

Воспитатель Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным

Семейное воспитание, формирование семейных ценностей Интеллектуальные и ролевые игры, диспуты, встречи с медработниками, выставки, просмотр фильмов, сюжетное обсуждение Воспитатель Оптимизация отношений между детьми и родителями;

элементарное понимание, что такое зрелость - физическая, психическая, социальная и духовная;

научиться нести ответственность за свои решения и поступки;

понимание ценности и значения семьи и осознание ответственность за ее создание;

знакомство с семейными традициями и праздниками;

представление о взаимоотношениях членов семьи и о семейном долге; о домашнем труде, семейном хозяйстве, создании уюта в своей квартире, о бюджете и т.д;

сформированность практических навыки выполнения различных видов домашнего труда

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Спортивные игры, спортивные занятия, встречи с медработниками, просмотр фильмов, сюжетное обсуждение, прогулки на природе Воспитатель Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях

Эстетическое воспитание Экскурсии, беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация операция “Добрый поступок”, “Забота” Воспитатель Представление о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости

Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая эффективность

Экономическая эффективность Социальная эффективность Критерии оценки эффективности проекта
Улучшение психофизического состояния несовершеннолетних на 15% овладения несовершеннолетними знаний и социальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека на определенном возрастном этапе Снижение количества несовершеннолетних, имеющих социальную, педагогическую запущенность
Снижение на 5% количества детей или их семей, стоящих на учете в ОДН и КДН Улучшение внутрисемейных отношений Количество детей/семей, снятых с учета
Обучение несовершеннолетних основам здорового образа жизни, конструктивного общения, безопасности жизнедеятельности, необходимым социальным навыкам (не менее 100 чел) Осознанное отношение к собственной личности, интеграции в современное общество Снижение до минимума фактов социальной дезадаптации несовершеннолетних, сопровождаемых в рамках программы
Повышение уровня квалификации специалистов (8 человек ) Повышение профессионального уровня специалистов, внедрение инновационных технологий Рефлексивный лист по степени удовлетворенности полученными знаниями, информационным обеспечением тренинга
Увеличение количества разработанных информационно-методических материалов на 30% Создание единого информационно-методического, социокультурного, коммуникационного пространства Создание системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних