Формирование читательских компетенций учащихся на уроках литературы через систему заданий проверочного характера

Разделы: Литература


Уровень читательских компетенций современных школьников, к сожалению, нельзя назвать высоким. Ребята читают предлагаемые тексты, плохо понимая содержание, не обращая внимания на непонятные слова, не замечая деталей, не вдумываясь в прочитанное. Учителя используют разнообразные приёмы, современные технологии (игровые, проблемное обучение и т.д.), чтобы активизировать внимание юного читателя, вызвать интерес к тексту, его героям, вовлечь в творческий процесс «общения» с текстом. Напомним слова В.Ф. Асмуса, который говорил о чтении как «о труде и творчестве».

Ещё одна проблема, которая стоит перед учителем литературы, – проверка качества чтения. С этой целью нами разработаны задания проверочного характера, позволяющие выяснить уровень знания текста на разных этапах урока. Для учащихся такие задания привычны, так как проводятся в системе. Предлагаем несколько таких заданий для учащихся 8-10 классов.

Задание с выбором нескольких правильных ответов (по первой части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Укажите номера верных утверждений.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

1. Действие романа «Преступление и наказание» начинается глубокой осенью.
2. Такой предстаёт перед Раскольниковым старуха процентщица: «На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка».
3. Раскольников шёл делать пробу своему предприятию.
4. О Соне Мармеладовой Раскольников узнаёт от её отца – титулярного советника.
5. Возвратившись домой, Раскольников читает письмо, которое написала ему сестра Авдотья Романовна.
6. Увиденный им сон Раскольников называет безобразным и, ужаснувшись, отрекается от своей проклятой мечты.
7. Во сне Родион видит себя маленьким мальчиком.
8. Около года назад Родион невольно подслушал разговор студента и офицера в трактире.
9. Раскольников задумал и совершил убийство процентщицы и её сестры Лизаветы.
10. О Петре Петровиче Лужине и Аркадии Свидригайлове Раскольников впервые узнаёт из полученного письма.

Задание подобного типа даётся после прочтения небольшого по объёму текста (в данном случае первой части романа Ф.Достоевского) и даёт возможность проверки качества чтения произведения. Учащиеся должны оценить правильность данных утверждений и поставить в клеточку «плюс», если утверждение верное, поставить «минус» – если оно ложно.
Задание подобного типа можно дать по произведению малой формы – рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Укажите номера правильных утверждений.

1 2 3 4 5 6 7 8
               
  1. В комнате Катерины Петровны висела маленькая картина – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
  2. В молодости Катерина Петровна жила в Риме с отцом-историком.
  3. Дочь Катерины Петровны Настя жила в Ленинграде.
  4. Девушкой-хохотушкой Катерина Петровна посадила клён.
  5. Настя работала секретарём в Союзе художников.
  6. Скульптор Тимофеев выполнил скульптурное изображение М.Ю. Лермонтова.
  7. Телеграмму о болезни Катерины Петровны прислала Насте молодая учительница.
  8. Настя, опоздав на похороны, уехала из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел.

Данное задание позволяет проверить знание учащимися текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», привлечь их внимание к важным деталям при самостоятельном прочтении.

Повесть И.С. Тургенева «Ася»

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Произведение И.С.Тургенева «Ася» – это

а) рассказ
б) повесть
в) новелла

2. Знакомство героев происходит

а) в помещичьей усадьбе
б) в Петербурге
в) в немецком городке Л

3. Музыкальное произведение, которое упоминается в повести, – это

а) «Лунная соната» Бетховена
б) «Серенада» Шуберта
в) «Вальс» Ланнера

4. В разговоре с господином Н.Н. Ася упоминает произведение А.С. Пушкина:

а) поэму «Цыганы»
б) повесть «Барышня-крестьянка»
в) роман «Евгений Онегин»

5. Неожиданное путешествие в горы было предпринято господином Н.Н.

а) после подслушанного разговора Аси и Гагина
б) после прогулки на развалины
в) сразу после знакомства с Гагиными

6. Хочет «прожить жизнь не даром»

а) Гагин
б) господин Н.Н.
в) Ася

7. Господин Н.Н. всю жизнь, как святыню, хранит

а) веточку сирени
б) розу
в) высохший цветок гераниума

Данный тест предлагается учащимся как проверочный на итоговых занятиях по повести И.С. Тургенева «Ася». Учащиеся должны выбрать правильный ответ, который предложен им наряду с неправильными ответами. Все предложенные задания представляют собой утверждения, достаточно короткие и ясные. Такое задание проверяет внимание к деталям текста, которые иногда ускользают от читателя, но играют в произведении немаловажную роль.

Задания на установление соответствия. 8 класс. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

Соотнесите реплики и персонажей, их произносящих.

Реплика Персонаж
1. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками Осип
2. У меня лёгкость в мыслях необыкновенная Ляпкин-Тяпкин
3. Чему смеётесь? Над собой смеётесь! Хлестаков
4. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет Городничий
5. Но кто ж спорит, конечно, если пойдёт на правду, так житьё в Питере лучше всего. Деньги только бы были, а жизнь тонкая и политичная. Земляника

Данное тестовое задание на установление соответствия используется на итоговом занятии и позволяет за несколько минут проверить, насколько хорошо прочитан текст гоголевской комедии «Ревизор», так как ученик должен, опираясь на ассоциативные знания, соотнести реплику, расположенную в левом столбце, с персонажами, их произносящими (указаны в правом столбце).
Предлагаемые реплики являются наиболее запоминающимися, характерными. Тест может быть проверен сразу и прокомментирован. Опираясь на его результаты, учитель может попросить вспомнить, в какой момент действия и в связи с чем эти реплики произнесены. Практика работы показывает, что ребята достаточно быстро и почти безошибочно справляются с этим заданием.

Задания открытой формы

9 класс

Стихотворение М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» по своему жанру является_________________
Одно из стихотворений Г.Р.Державина называется так же, как одно из стихотворений древнеримского поэта Горация и великого русского поэта А.С. Пушкина. Напишите это название _______________________________
Литературное направление, к которому относят повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», называется _________________________________
Яркие образные выражения, пришедшие из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», мы используем в живой разговорной речи. Как они называются? _____________________________

Предлагаемые задания открытой формы представляют собой начало утверждения, которое учащийся должен завершить, дописав ответ, чтобы получилось полное высказывание. Это предполагает проверку фактических знаний по теме, поэтому их решение вызывает затруднения: ведь здесь нет вариантов ответов, которые могли бы быть использованы как подсказка. Такое задание может быть использовано как контрольное: необходимо только увеличить количество вопросов.

Предлагаем и большое тематическое задание по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тематическое задание по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой систему заданий по одной теме. Все задания, кроме третьего, предполагают выбор одного правильного ответа. Они позволяют проверить понимание учащимися жанровой природы романа, своеобразия композиции, способность найти наиболее важные сюжетные элементы. Кроме того, проверяет знание учащимися деталей текста, требует узнавания фрагмента, понимания поведения героя. Третье задание выполнено как задание на установление соответствия. Оно интересно тем, что обращено к женским образам романа, которые часто уходят в тень, когда мы ведём разговор о Печорине, Грушницком, Вуличе, Вернере и других героях-мужчинах. Это задание может быть использовано как самостоятельное, предполагающее дальнейший разговор о женских образах романа Лермонтова. 6-й пункт теста может дать толчок к разговору о чертах романтизма в повести «Тамань». 12 пункт позволит вернуться к страницам лирики Лермонтова, вспомнить прочитанное ранее и сделать вывод о том, как роман Лермонтова перекликается с его поэтическими произведениями.

9 класс М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

1. В «Дневник Печорина» входят

а) повести «Бэла», «Тамань», «Фаталист»
б) повести « Тамань», «»Княжна Мэри», «Фаталист»
в) повести «Максим Максимыч», «Тамань», «Фаталист»

2. Лермонтов нарушил хронологическую последовательность событий

а) так как хотел сделать повествование более интригующим
б) хотя и не придавал этому особенного значения
в) так как стремился всесторонне раскрыть характер Печорина

3. Соотнесите описание внешности с героинями, которым оно принадлежит.

Описание внешности Героини романа
На ней было закрытое платье, лёгкая шёлковая косынка вилась вокруг тонкой шеи. Её лёгкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное…У неё такие бархатные глаза, именно бархатные… Вера
Высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Мэри
Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке родинка. Девушка-контрабандистка
Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и на плечах, и особенно правильный нос – всё это было обворожительно. Бэла

4. В.Г.Белинский говорит о «золотом сердце»

а) Вернера
б) Максима Максимыча
в) Грушницкого

5. В психологическом романе «Герой нашего времени» в повести «Максим Максимыч» важнейшее место занял

а) диалог-спор между странствующим офицером и Максимом Максимычем
б) разговор-воспоминание Печорина и Максима Максимыча
в) развёрнутое описание внешности Печорина

6. Девушка-контабандистка из повести «Тамань» сравнивается Печориным

а) с героиней повести Карамзина «Бедная Лиза»
б) с героиней романа Гёте Миньоной
в) с героиней романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Ольгой Лариной

7. Печорин впервые видит княжну Мэри

а) на светском вечере
б) в магазине, где она торговала ковёр
в) у источника

8. Солдатская шинель на плечах Грушницкого – это свидетельство того, что

а) он действительно рядовой
б) Грушницкий скромен и незаметен
в) Грушницкий хочет произвести впечатление, выглядеть эффектно, чем вызывает иронию Печорина

10. После неудачной попытки догнать Веру Печорин рыдает, объясняя это позднее

а) горечью потери
б) безответной любовью
в) расстроенными нервами и пустым желудком

11. Кульминацией повести «Фаталист» является эпизод

а) заключения пари с Вуличем
б) пленения пьяного казака
в) гибели Вулича

12. Размышления Печорина во время его возвращения домой пустыми переулками станицы перекликаются со строчками стихотворения Лермонтова

а) «Дума»
б) «Когда волнуется желтеющая нива»
в) «Монолог»

Любому учителю под силу составить задания подобного характера. Это сделает возможным осуществление контроля над прочитанным более глубоким, разнообразным и систематическим, что позволит держать руку на пульсе, корректировать свою работу, направленную на формирование читательских компетенций учащихся.