Литературное чтение по теме "Светлана Козлова "Наш родной край – Тува"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие: познакомить с произведением С.Козловой «Наш родной край – Тува», обучать правильному, выразительному чтению.
  • Развивающие: развивать умение прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; развивать способности, речь, память, мышление.
  • Воспитательные: воспитывать уважение  к  Родине, любить свой край, свою отчизну.

Задачи:

  • учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; развивать критическое мышление;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения и скорость чтения;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине;
  • учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах.

Оборудование:

  • презентация  к уроку, проекты детей;
  • мультимедийный проектор; ноутбук, учебники русского языка.

Технология: развитие критического мышления через чтение , личностно-ориентированный подход обучения, информационная.

Приемы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Психологический настрой

http://doctor.pp.ua/post/712592/

Дети читают хором:

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?

II. Проверка домашнего задания

1. Пересказ рассказа по алгоритму

К. Коржиков. Береги свою страну (стр. 88-89)

Ребята летели в самолете над …
В самолете были дети …
Вот школа, чтобы …
Вон у реки …, чтобы ты …
Ты можешь стать …
Для этого ты должен …
Это твоя страна, и ты должен …
Хранить  её леса, …
Дома нужно строить так, чтобы …
Одежду нужно шить так, чтобы …
Работать нужно так, чтобы …

– Что должен делать для страны каждый человек?

III Актуализация знаний

1. Введение в тему

Пословицы

Родина краше , дороже 

http://doctor.pp.ua/post/712592/                  http://komi.region-news.info/news/?ID=1491

Всякая птица своё любит.

http://www.kharkovforum.com/showthread.php?s=6628a53887cbc5ff09550b67e09a2902&t=2340691&page=225

– Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этих пословиц?
– Какова будет тема нашего урока?
– Что вы ожидаете от нашего урока?
– Какие задачи мы можем перед собой поставить?
– Что мы представляем, когда произносим слово Родина?
– Как вы понимаете значение этого слова?

2. Речевая разминка. Чтение стихотворения

Родина

У каждого листочка,
у каждого ручья
есть главное на свете –
есть родина своя.
А там, где мы родились,
где радостно живем,
края свой родные
мы Родиной зовём.

Е. Карасёв

– О чем это стихотворение?
– Что узнали нового из стихотворения?
– Что вы можете сказать о нашей Родине?

3. Беседа учителя

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

4. Сообщение ученика. Автобиография писателя

Светлана Козлова была талантливым журналистом и известным поэтом и переводчиком.
Приехала в Туву  в 1955 году. Она коренная москвичка, закончила МГУ, но Тува стала ее второй родиной. Владела и тувинским языком.
Выпустила книги 1962 году под названием «Камнерез», сборники «Работяги», «Слышу гром»…      
Главной темой ее стихов были люди труда, дружба русских и тувинцев и материнства. Она родила и воспитала девятерых детей.

– Сегодня мы познакомимся с произведением Светланы Козловой “Наш родной край – Тува”.

IV.  Физкультминутка для глаз “Солнечные  лучики”

Дети закрывают глазки от солнечных лучей. Считают до 10, открывают глазки  (4 раза)

V. Работа по теме урока

1. Подготовительная работа

1) словарь:

Скот – сельскохозяйственные млекопитающие животные;

2) произношение:

пшеница, пасутся [тца] в степях [ф’с’т]
верблюды, [й’эс’т’] есть;

3) чтение рассказа по частям:

2. Работа с текстом

1) Работа в группах. Защита проектной деятельности.

I  группа.

Проект : «Чем красива Тува?»


http://vgsch.teamforum.ru/viewtopic.php?f=29&t=669

http://www.ecmo.ru/news/p141/?drgn=1n-1958/%20n-1954/n-1960/


http://www.great-asia.ru/review/one-2/index.html

2) Чтение рассказа по абзацам парами

1 часть:

Красива наша Тува. И чего в ней только нет! Высокие горы и ровные, широкие степи, густые леса и хлебные поля. Жарко у нас летом, а зимой– большие морозы.

3) Работа над содержанием.

– Какие в ней горы, степи, леса и поля?

II группа 

1) Защита проекта. Проект: «Чем богата Тува?»

2)  Чтение рассказа по абзацам парами

2 часть

Богата тувинская земля кладами. Есть в ней кобальт и асбест , золото и каменный уголь. Пшеница, ячмень, просо, разные овощи и кормовые травы растут на полях. Овцы и козы, коровы и кони пасутся в степях. И верблюды тоже есть в Туве, и горные яки-сарлыки, и северные олени. Полны рыбы чистые глубокие озера и быстрые реки. Пушным зверем богата тайга.

3)  Чтение рассказа по абзацам парами

– Что интересного для себя узнали?
– Какими полезными ископаемыми богата Тува?  Почему они полезные?
– Какие домашние животные есть в Туве?  Что они дают нам?
– Какие звери дают пушнину? Какие звери занесены в Красную книгу?

VI. Физминутка

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – горы, степи, леса, поля.
Этот пальчик – злаки, овощи, клады, животные, города и села.
Этот пальчик – наземные, речные и воздушные дороги.
Этот пальчик – тувинцы, русские, хакасы, татары.
Этот пальчик – это моя любимая родина Тува!

VII. Продолжение работы по теме

1. Защита проекта «Транспорт в Туве»

2. Чтение рассказа по абзацам парами

Городов в Туве немного, сел и поселков множество. Идут по дорогам машины, летят над горами самолеты и вертолеты, плывут по Енисею теплоходы, везут людей и грузы.

3. Работа над содержанием рассказа:

– Сколько городов в Туве? Что пишет автор о поселках?
– Какие виды транспорта используются в Туве?

4. Пересказ рассказа по плану:

– Чем красива Тува?
– Чем богата Тува?
– Какие виды транспорта используются в Туве?
– Как живут и работают в Туве люди разных народов?

VIII. Рефлексия

– Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
– Что узнали нового?
– Что у нас не получилось?

  

IX. Подведение итогов урока

1) – Какая наша родина Тува?

– С каким новым рассказом познакомились?
– Кто его написал?
– Ещё что нового узнали?
– Спасибо за урок!

X. Домашнее задание

1) Пересказ рассказа  с.93
2) Написать сочинение «Наш родной край–Тува».

Использованная литература:

1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова. Русский язык, Учебник для 3 класса тувинских школ , 2 часть. «Просвещение» 2008 г. (стр.93)
2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Москва 2008 г.(стр.725)
3. Ф.М. Бартан.  Методическое указания к «Азбуке» для 1 класса общеобразовательных с родным (тувинским) языком обучения. Кызыл 2012г. (стр.126)
4. Сюжетная картина сканирована из учебника Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова, Русский язык 3 класс стр.88 часть 2
5. ЭОР: http://doctor.pp.ua/post/712592/, http://horki-iz-rostova.forum2, http://pikabu.ru/story/irbis_4 и др.