Факультативное занятие по окружающему миру по теме "Озеро Байкал". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

- познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями;

- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Задачи:

- раскрыть значение озера как уникального природного явление мира;

- инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.

Планируемые результаты:

- находить и показывать озеро Байкал на карте России;

- совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях;

- извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.

Оборудование:

- географическая карта озера Байкал;

- игрушка – кораблик;

- аудиозапись шума волн;

- работы учащихся;

- презентация;

- атласы у детей на столах;

- листы чистой бумаги;

- ручки, карандаши, фломастеры.

Этапы выполнения проекта.

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых работает с дополнительной литературой, другими источниками. При необходимости обращаются за консультацией, помощью к учителю, родителям.

1. Географы.

2. Зоологи.

3. Экологи.

Ход занятия

Учитель: Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия, послушаем стихотворение Михаила Сергеева “А что это такое?”.

А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в не покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!

Учитель: Да, ребята, именно так звучит наша тема.(1 слайд). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Чем заниматься?

(Ответы детей.)

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия. Чему должны будем научится, что узнать, что понять?

(Ответы детей.)

- Правильно. И все эти цели осуществить нам помогут: Географы, зоологи, экологи. (таблички на столы)

- И вот таким дружным отрядом мы отправляемся в путешествие. (Экспедицию.) А кто знает, что означает слово “экспедиция”? (Ответы детей)

Экспедициия - это поездка группы лиц (отряда) с каким-нибудь специальным исследовательским заданием. (Табличка на доске). (2 слайд).

- Ребята, а что поможет нам в пути? (Дружба, внимание, активность и другое.) И как все путешественники, будем вести с вами путевые заметки на листках, которые лежат у вас на столах. (Интересные факты, цифры или другую информацию, интересную для вас.)

- Отлично. Закроем глаза и представим, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на волнах. (Звучит аудиозапись мелодии.)

- Для начала обратимся к географической карте и послушаем наших географов.

Дети: На карте Байкал имеет форму молодого месяца. (3 слайд) Таким он виден из космоса. Озеро расположено в нашей стране, на территории Прибайкальского края и Бурятской Республики. Байкал - самое глубокое озеро в мире. Максимальная его глубина достигает 1637 м. Это колодец планеты с чистой питьевой водой.

Если бы на Земле исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Учитель: Кто знает, почему Байкал называется так?

Дети: Все народы, населявшие берега Байкала (4 слайды), - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро. Вероятно, переводили это название, с какого- то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы – КУРЫКАНЕ. БАЙКАЛ – тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.

Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10-20 км. (У карты назвать и показать)

Учитель: Таким образом, ребята группы географов рассказали нам, где находится Байкал.

Физминутка.

  • К озеру мы все спустились.
  • Освежились и умылись.
  • А теперь поплыли дружно.
  • Делать так руками нужно.
  • Все как один плывём как дельфин.
  • Вышли на берег крутой.
  • И отправились домой.

Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на наш волшебный экран. Кто знает, что это? (5 слайд)

Миф о Шаман камне

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Очень любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному – красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, почернело от горя небо, ветер выл, да бесновалось озеро – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Сотни лет течёт Ангара в Енисей, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скала, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН – КАМНЕМ.

Понравилась вам легенда? Значит где находится этот Шаман-камень? А почему это камень находится у истока реки Ангары? (6 слайд) (Ответы детей)

Дети:

  • Ангара - река,
  • воды чистые,
  • Острова по ней все лесистые,
  • Острова по ней все в смородине,
  • Нет прекрасней моей Родины.
  • Над тобой горят зори алые,
  • Ангара – река - дочь Байкалова.

Её называют дочерью Байкала потому, что она берет начало в нём. Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Учитель: Посмотрите на карту. Какие крупные реки впадают в Байкал? (Ответы детей с мест и у доски по карте.) Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.

Дети: В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, куда впадает наша река Чуна? (7 слайд) (Ответы, предположения, догадки.)

Чуна – Бирюса – Тасеева – Ангара – Енисей – Северный Ледовитый океан.

Учитель. Вывод: значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромные моря и океаны.

- А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? Что скажут экологи? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была всегда чистой? (Не оставлять мусор после отдыха)

Учитель: Поэтому Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Учитель: И в этом- то море обитает: И не рыба, и не кит. Рыбу ловит и молчит.

- Догадались, кто это? (Нерпа) (8 слайд)

Учитель: Дадим слово нашим зоологам. А вы внимательно слушайте, и постарайтесь записать слова, которые характеризуют это животное.

Дети:

Самым главным жителем озера является нерпа. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства – медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок – белёк. (9 слайд) Белёк длиной – 60-80 см и массой 3-3,5 кг. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение – рыбу. Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы. В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб, наиболее известны среди них (10 слайд) омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок.

Осётр стал редок из – за загрязнения озера, промышленным комбинатом, на котором изготавливают целлюлозу(бумагу).

Учитель: Ребята проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники, национальные парки.

Экологи: Например, в Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений и животных (11 слайд), более половины из которых встречаются только здесь. В Баргузинском заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверька- соболя (12 слайд), под охраной находятся медведи, олени (13 слайд). Байкал относится к величайшему творению природы. Байкал – неповторимое чудо планеты, святыня не только для россиян, но и всего человечества.

Учитель: Наша группа экологов утверждает:

  • Чистота, уникальна, прозрачна вода.
  • Безмолвна. Но полна жизни тайга.
  • Шумит и волнуется бешеный вал
  • Таким мне запомнился древний Байкал.
  • Красавица дочь Ангара удалая.
  • Свой путь начинает из этого края.
  • А с нею три сотни речушек и рек,
  • Все устремили к Байкалу свой бег,
  • С тревогой смотрю я в завтрашний день:
  • Будут ли жить там омуль. Тюлень?
  • Как сохранить заповедное озеро,
  • Чтоб его больше не “целлюлозило”,
  • Чтоб достоянием народа стал
  • Славное море - священный Байкал?

Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас мы проверим, как вы запомнили то, что услышали и прочитали на уроке. На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Надо заполнить пустые клетки. (14 слайд)

Проверим работу. На экране вы видите правильные ответы. Кто правильно выполнил работу - поднимите руки. Молодцы, ребята! Рефлексия. Итак, в течение занятия мы много узнали нового, делали выводы. Перед вами лежат листочки, на которых есть начало предложений, выберете предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Дополните его в этой карточке. (Зачитать несколько).

Учитель: А что записали вы в своих путевых заметках? (Несколько заслушать)

Дети:

  • Окружённый стеной – стражей скал,
  • В зимний сон погрузился Байкал,
  • Крепко лютыми вьюгами скованный.
  • Даль кругом, необъятная даль!..
  • Лёд сверкает, как чистый хрусталь…
  • Спит Байкал - богатырь заколдованный…

Учитель: На этом мы заканчиваем нашу экспедицию. Всем спасибо!

Приложение 1 (музыка)

Приложение 2