Оценка площади

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представление об оценке площади фигур; умение оценивать площадь фигур неправильной формы; развивать внимание, память, речь, познавательный интерес.

Оборудование: карточки с заданиями для парной и групповой работы, предметные модели фигур, презентация к уроку.

Ход урока

Слайд 1. Презентация

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивация к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.

- Добрый день, ученики. Учиться… А что это значит? (Получать знания)

- Какие знания вы получили на уроке математики? (Учились делить многозначные числа)

- Что вам помогло? (Нам помогла прикидка)

- Что вы ещё умеете делать кроме прикидки? (Оценку арифметических действий)

- В каких случаях вам может пригодиться оценка? (Сравнение)

Сегодня вы увидите, где можно использовать понятие оценки.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторить алгоритм оценки частного; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; организовать затруднение в учебной деятельности, связанное с отсутствием способа, позволяющего выполнить оценку площади.

- С чего вы должны начать работу? (Сповторения материала который пригодится на уроке?)

- Что вы будете повторять? (Прикидку, оценку арифметический действий)

- Назовите все выражения одним словом. (Частные)

- Сделайте прикидку. (Слайд 4 - выражения)

Слайд 2

- Какие значения выражений будут являться решением неравенства. (10 < х <1000)

- Сделайте оценку частного. (7000 < 141360:19< 10000)

Слайд 3

- Чем отличается оценка от прикидки? (Оценивая выражения, мы находим границы, между которыми заключен результат выражения. Выполняя прикидку, мы находим приближенный результат)

Сравните площади фигур. (Cравнение площадей способом наложения)

Работа в парах. (Площадь фигуры А больше площади фигуры В; площади фигур Е и F сравнить с помощью наложения нельзя, т.к. ни одну из фигур нельзя разместить внутри другой)

- Какой метод сравнения мы будем использовать в данном случае? (Измерение)

- Как измеряют площадь фигуры? (Выбирают единицу измерения и устанавливают сколько раз она содержится в фигуре)

- Какие единицы измерения площади вы знаете? (Кв. см, кв. м и т.д.)

III. Индивидуальная работа с предметными моделями фигур А, В, С, D.

Слайд 4

- Какие из данных фигур равны между собой? (Равны площади фигур А и В, т.к. их можно совместить наложением)

- Какие фигуры имеют равные площади? (А и В равны между собой, значит равны и их площади; у фигур А и С число равных мерок одинаково, следовательно А, В, С имеют равные площади)

- Почему площади фигуры А и D не равны между собой, ведь у них поровну клеток. (У них разные мерки, следовательно, площади фигур А и D сравнить нельзя). (7 слайд)

- В фигуре С я провела линию и раскрасила часть фигуры. На что она стала похожа? (Собачка)

Слайд 5

- Можем ли мы точно сказать, чему равна её площадь? (Нет. Некоторые клетки раскрашены не полностью)

- А можно ли сделать её оценку? (Да)

- Больше, какого числа значение площади закрашенной фигуры? (Больше 12, т.к. составляет 12 полных клеток)

- А меньше какого числа? (Меньше 16, т.к. закрашенная фигура находится внутри старой фигуры)

- Допишите равенство. (12 < S < 16)

- Назовите нижнюю границу площади, верхнюю границу. (Верхняя - 16, нижняя - 12)

- Что вы повторили? (прикидку, оценку частного, способы сравнения площадей фигур)

- Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное действие)

Пробное действие.

- Сделайте оценку площади фигуры А.

Слайд 6

- Что нового в задании? (Сделать оценку площади кривой фигуры)

- Такие фигуры называются фигурами неправильной формы.

- Поставьте цель урока (сделать оценку S фигур неправильной формы)

Слайд 7

- Сформулируйте тему урока. (Оценка площади)

Выполните задание.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? (Сосчитать все клетки)

- Какие результаты получили?

- Как получили результат?

- В чём у вас затруднение? (Получили разные ответы)

IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: организовать выявление и фиксацию учащихся места и причины затруднения, согласовать тему и цель урока.

- Какое задание выполняли? (Оценку фигуры неправильной формы)

- Как вы действовали? (Сосчитали число клеток)

- Где возникло затруднение? (Какие клетки считать)

- Почему задание вызвало затруднение? (Не знаем алгоритм оценки площади)

- Какие алгоритмы вам помогут? (Алгоритм оценки арифметических действий)

- Что надо сделать? (Найти нижнюю и верхнюю границы, а результат записать в виде двойного неравенства)

- Число каких клеток удобно выбрать в качестве нижней границы. (Целых)

- Сколько целых клеток в фигуре? (4)

- Число, каких клеток удобно выбрать в качестве верхней границы? (Остальные)

Чтобы легче было считать, обведите фигуру из целых клеток, внутри которых расположена фигура, так, чтобы она была самой маленькой.

- Сколько клеток получили? (10)

Слайд 8

- Составьте алгоритм оценки площади фигуры.

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

- Вы достигли цели? (Алгоритм построили)

- Что теперь надо сделать? (Потренироваться) с. 50, №4, 5.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: зафиксировать новый способ действия во внешней речи.

Стр. 50 №5, с комментированием.

Слайд 11

VI. Самостоятельная работа.

№ 6 по выбору, проверка по эталону. (Слайд)

Слайд 12

- Проверь себя по эталону. На листе самооценки +, если выполнено, верно.

- Кто допустил ошибку?

- В чём причина?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к анализу решений задач на работу.

С. 52, № 11 (а)

25*(34*206+3672:18)-(6867-2019):6*93=105 056

Слайд 13

Составление выражений.

Слайд 14

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 15

Цель: зафиксировать алгоритм оценки площади; оценить собственную деятельность на уроке и работу одноклассников; зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? (Молодцы)

- Что нового вы сегодня узнали?

Возьмите карточку самооценки и заполните её.

Слайд 16

Приложение 2

Литература

  1. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. - Изд. 2-е, перераб. И доп. \ Л.Г.Петерсон. - М.: Издательство “Ювента”, 2009. -320 с.
  2. Математика. 4 класс. Часть 1.\ Л.Г.Петерсон.- М.: Ювента, 2012. - 128 с.
  3. Солнцева И.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52, г. Воронеж., фестиваль открытых уроков.
  4. Мир деятельности. 1 класс: методические рекомендации к надпредметному курсу\ под ред. Л.Г.Петерсон. - М.: “Национальное образование”, 2012. - 368 с.