Дидактические условия и этапы использования ассоциативного метода в процессе запоминания младшими школьниками правописания словарных слов

Разделы: Начальная школа


В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся, обучению приемам рационального запоминания учебного материала.

Выбирая целесообразный способ организации запоминания младшими школьниками правописания словарных слов, привлекла точка зрения доктора педагогических наук, профессора И.Ю.Матюгина о системе мнемотехники, основанной на реализации ассоциативного метода (http://www.matugin-eidos.ru/).

Цель нашего исследования состояла в определении и практической реализации дидактических условий использования ассоциативного метода в процессе запоминания словарных слов на уроках русского языка в образовательном процессе начальной школы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе прогимназии №40 г. Мурманска среди учащихся 3-его и 4-ого классов.

Исследуя преобладающие типы памяти младших школьников, нами было установлено, что в экспериментальном классе преобладает зрительный и моторно-слуховой типы памяти. Данная тенденция свидетельствует о наличиях психологических предпосылок для применения ассоциативного метода в обучении младших школьников.

Изучение научных психолого-педагогических материалов и обобщение опыта учителей начальных классов позволили выдвинуть и обосновать систему дидактических условий, соблюдение которых на практике обеспечило бы эффективность использования ассоциативного метода в процессе запоминания младшими школьниками правописания словарных слов. Данная система включает следующие дидактические условия:

1. Использование в качестве ведущего - графического ассоциативного метода.

В процессе специального организуемого обучения использовались три вида ассоциативного метода, выделенные И.Ю.Матюгиным: графический, фонетический и комбинированный (Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Как запоминать слова? – М.: Сталкер, 1997. - 441 с.).

В данном исследовании ведущим способом ассоциативного запоминания является графический, так как это связано с индивидуально-психологическими особенностями развития памяти, восприятия и мышления младшего школьного возраста. Выстраивая объяснения от простого к сложному, от наглядного к абстрактному, предполагалось, что, начиная с графического метода ассоциативного запоминания, как основы, будут формироваться, представления о фонетическом и комбинированном способах запоминания.

2. Осуществление формирования содержательного, операционного и мотивационного компонентов ассоциативного метода.

Соблюдение данного условия создает реальные предпосылки для становления младшего школьника в качестве субъекта учебной деятельности, основанной на применении ассоциативного метода.

Во-первых, освоение любого метода деятельности предполагает осознанное овладение содержательным компонентом, позволяющим свободно оперировать данным методом в процессе решения учебных задач учащимися. Во-вторых, предлагаемая нами организация запоминания учебного материла на уроках русского языка базируется на использовании приемов, позволяющих учащимся усвоить систему конкретных и инвариантных действий, определяющих процессуальную структуру ассоциативного метода. В-третьих, организуя специальное обучение, важно обеспечить овладение соответствующими мотивами деятельности, наиболее значимым среди которых является учебно-познавательный мотив, непосредственно направленный на овладение ассоциативным способом запоминания.

3. Овладение ассоциативным методом на основе межпредметных связей.

Опора на межпредметные связи обеспечивает возможность оперировать ассоциативным методом в процессе запоминания разнообразного предметного содержания, что способствует формированию обобщенных ассоциативных умений, умения осуществлять перенос усвоенного метода в новые условия деятельности.

4. Повышение степени самостоятельности младших школьников в использовании ассоциативного метода в процессе запоминания учебного материла.

Реализация указанного условия предполагает постепенный переход от непосредственного руководства учителем деятельностью учащихся по применению ассоциативного метода в учебном процессе к косвенному управлению за счет предоставления учащимся все большей самостоятельности и расширения возможностей для творчества.

Исходя из выделенной системы дидактических условий, экспериментальная организация использования ассоциативного метода в процессе запоминания правописания словарных слов предполагала осуществление нескольких этапов.

І этап – диагностический.

На этом этапе в процессе исследования были проведены словарный диктант и определены преобладающие типы памяти школьников, допустивших ошибки путем сопоставления с преобладающими типами памяти учащихся класса. У данной группы учащихся доминирует зрительный, что составляет 50% и моторно-слуховой типы памяти, что составляет 43% опрашиваемых учеников. Превалирование данных типов памяти создает благоприятные условия для использования в обучении младших школьников соответствующих способов и приемов запоминания учебного материала, к числу которых относится и ассоциативный метод.

II этап – вводный.

Для знакомства учеников с понятием ассоциативного метода, его видами были разработаны рисунки-картинки к словарным словам, с использованием графического, фонетического, комбинированного методов ассоциативного запоминания словарных слов.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

III этап - формирование умения использовать ассоциативный метод учащимися при запоминании словарных слов.

В процессе овладения ассоциативным методом учащимися совместно с учителем был разработан алгоритм, определяющий последовательность действий при запоминании словарных слов. В дальнейшем учащиеся, опираясь на предложенный алгоритм с помощью учителя, а потом самостоятельно использовали ассоциативный метод для запоминания словарных слов.

IV этап – самостоятельное использование младшими школьниками ассоциативного метода при запоминании словарных слов.

Освоение младшими школьниками нового способа запоминания словарных слов на уроках русского языка, осуществлялось через интегрирование с уроками “Изобразительного искусства” и “Ознакомления с окружающим миром”.

Результатом данной организации учебного процесса стало создание своеобразного картинного словаря ассоциативного запоминания.

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 8>

С целью определения эффективности запоминания учебного материала в процессе использования ассоциативного метода на уроках русского языка проводился ряд диагностических срезов, которые показали наличие положительной динамики запоминания учебного материала.

Результаты, отображенные в диаграмме, показывают, что метод ассоциативного запоминания повысил уровень обученности с 87% (срез I) до 100% (срез III), а уровень качества обучения с 69% (срез I) до 100% (срез III).

Диаграмма

Уровень качества и обученности младших школьников

Таким образом, осуществленное нами исследование позволяет сделать вывод, что использование данных дидактических условий и этапов при организации запоминания ассоциативным методом в системе уроков русского языка способствует повышению эффективности запоминания младшими шк