Урок русского языка по теме "Повторение в конце года". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование: изображения Бабы Яги, бабушки, корзинки с частями речи, карточки со словами, карточки с изображением внуков с шарами, карточка со словом дисциплина, карточки с домашним заданием.

Цели:

- повторение и закрепление изученного в конце года;

- повторение частей основных речи;

- развитие внимания, памяти, орфографической зоркости, аккуратности;

- воспитание ответственности, доброго отношения к пожилым людям и к одноклассникам.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем повторять части речи, повторим правописание изученных орфограмм; будем развивать внимание, память, поработаем над орфографической зоркостью; будем воспитывать в себе аккуратность и старательность.

II. Чистописание.

На доске:

1 строчка – буква Бб;

2 строчка – слова Баба Яга, бабушка, бабуля, бабка.

3 строчка – предложение.

Дисциплину держать – значит побеждать.

- В каких словах встречаются орфограмма?

- Какая?

- Как её проверить?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое дисциплина?

- А нам на уроках нужна дисциплина?

- Нужна ли дисциплина на прогулке?

- Нужна ли дисциплина при выполнении домашнего задания?

- А дома?

III. Словарная работа.

- Хорошее слово, очень нужное и в школе и дома, но трудное для запоминания. Запишем его в наш словарик.

(На доске карточка со словом дисциплина. Дети записывают слово в словарик, проговаривают и запоминают.)

- Составьте с этим словом словосочетания.

- Составьте и запишите предложение с этим словом.

IV. Работа над частями речи.

1. – Чем различаются слова бабушка и бабка?

– К каким частям речи они относятся?

2. – У вас на столе лежат карточки со словами. Вам надо вставить пропущенную букву, назвать орфограмму, доказать её написание, определить часть речи и поместить в нужную корзину на доске.

(На доске прикреплены три изображения корзин с подписями частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Рисунок 1. Приложение)

Слова на карточках: дв_ры, с_сна, т_пло, гн_здо, гр_бы, сп_шит, цв_тёт, н_сёт, б_жит, л_жит, з_лёный, к_сой, скр_пучий, б_льшой, см_шной, св_тло, м_лыш, д_ждливо, в_село, т_мно.

(Ученики по одному выходят к доске со своей карточкой, говорят проверочное слово, называют букву, которую вставили, выбирают нужную корзинку и прикрепляют на магните слово под корзинкой.)

3. – Проверка.

- Что такое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

- Что такое глагол?

- Каким словам не хватило корзинки?

- Какая это часть речи?

V. Физкультминутка.

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Встать, умыться, кашу съесть,
Поскакать, за парту сесть,
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

- Слова какой части речи я называла?

- Что вы при этом выполняли?

VI. Продолжение работы над частями речи.

- На доске перед вами портреты Бабы-Яги и бабушки. (Рисунок 2 и 3. Приложение). Вам надо подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные для каждой старушки и написать их в два столбика.

- Подумайте, какое прилагательное может подойти к обеим старушкам?

VII. Работа над правописанием безударной гласной в корне слове.

- Возьмите карточки с изображением мальчиков с шарами.

- Какую букву надо вставить в шарик, который в руках первого внука?

- Почему?

- Какую букву надо вставить в шарик, который в руках второго внука?

- Почему?

- Запишем в тетрадь эти слова с проверочными словами и запомним их:

Сидеть – сидя, седеть – седенький.

К каким частям речи принадлежат эти слова?

- Теперь вам надо определить, где чей улетевший шарик, для этого надо вставить нужную букву и выделить корень.

VIII. Письмо по памяти.

(Текст написан заранее на обратной стороне доски. Вначале проводится орфографическая подготовка.)

Дед и Бабка, с ними Внучка,
Кошка, Мышка, пёсик Жучка –
Все тянули ту, что крепко
Упиралась. Это ___________.

IX. Итог урока.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

- Кто доволен собой?

X. Домашнее задание.

Списать текст про внуков с карточки, разделив его на предложения и подчеркнуть главные члены предложения.

Миша и Глеб по доро_ке пришли в лес на п_ляне росли кре_кие ду_ки мальчики сели отдохнуть под д_ревьями нашли куч_ку гр_бков они были свеж_е, кре_кие на шля_ках л_жали лист_я хорошие будут пиро_ки с гр_бами.