Роль педагога в профилактике личностных расстройств у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Старший дошкольный возраст известен детским психологам, как никакой другой. Он хорошо изучен с точки зрения познавательной готовности к обучению в школе и эмоционально-волевой сферы. Но психотерапевтам (и психиатрам) хорошо известно и другое: 5-7 лет – это возраст возникновения личностных расстройств: истерического, нарциссического, пограничного. Люди, имеющие диагноз “личностное расстройство” обладают, как правило, нормально развитым интеллектом, творческими способностями, гибким поведением. Это не психиатрические больные, их заболевание связано с болезнью личности.

Личностные расстройства дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Поэтому в своей работе мы не можем опираться в вопросах коррекции личностного роста на родителей. В практике дошкольного воспитания нарушения развития личности проявляются в “плохом” поведении детей.

При анкетировании педагогов мы выяснили, что они чувствуют себя беспомощными в работе с такими детьми. Поэтому возникла необходимость в подборе материала направленного на профилактику и коррекцию “плохого поведения”. В “плохом” поведении ребенка всегда отражается попытка защитить себя от боли. Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны 3 условия:

1) уважительное внимание;

2) справедливая оценка;

3) признание безусловной ценности его личности.

Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек. При нормальном развитии самости феномены “плохого поведения”, наблюдаемые в 4-5 летнем возрасте, к шести годам бесследно проходят. И закрепляются в личности в том случае, если даже при интенсивном общении и повышенном внимании качество взаимодействия не соответствует требуемому. Ребенок все силы начинает направлять на формирование защитных механизмов личности.

Нарушая дисциплину, ребенок-дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не понимает, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей.

Привлечение внимания – некоторые дети выбирают плохого поведение, чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого.

Власть – некоторые дети плохо себя ведут, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: “Ты мне ничего не сделаешь” - и разрушают тем самым установленный в группе порядок.

Месть – для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную и вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который “так несправедлив к ним”.

“Избегание неудачи” - некоторые дети так бояться неудачи и поражения, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям воспитателя, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и “непробиваемые” никакими методическими ухищрениями педагога.

На семинаре-практикуме педагоги поделились, как они реагируют на “плохое” поведение детей. Обобщив все высказывания, мы рассмотрели 3 подхода.

Первый подход можно назвать “руки прочь”. Педагоги, которые придерживаются позиции невмешательства, считают, что дети постепенно, по мере взросления сами научаться управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие воспитатели пытаются разъяснить ребенку, что случилось, когда уже все случилось.

Второй подход – подход “твердой руки”. Педагоги верят, что внешний контроль необходим для воспитания. Они, как начальники, требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж.

Третий подход можно назвать “возьмемся за руки”. Такие педагоги берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивая ребенка к необходимости осознанного выбора. Они включают своих воспитанников в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с детьми и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Педагоги решили реализовывать третий подход в отношении нарушений дисциплины, происходящих в стенах детского сада. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

- Распознать истинную цель проступка.

- В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

- Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

- Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Инструментом, с помощью которого воспитатель разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с конкретным ребенком, является “Воспитательный план действий”.

“Воспитательный план действий” - индивидуальная исследовательско-коррекционная программа работы воспитателя с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением.

Действующий семинар-практикум по профилактике личностных расстройств у дошкольников состоял из 4 консультаций: “Поведенческие проявления нарушений развития личности”, “Власть и месть, как мотивы: описание поведения, техники экстренного вмешательства и принципы профилактики”, “Привлечение внимания: описание поведения, стратегии воспитательного воздействия и принципы профилактики”, “Избегание неудачи”: описание поведения, техники воспитательного воздействия и принципы профилактики”.

В ходе проведения семинара педагогам был представлен, как теоретический материал: лекция с презентацией, так и практический в виде рекомендаций, техник экстренного вмешательства и игр, в которые педагоги поиграли сами, пополнили картотеки игр.

После проведенного семинара педагоги научились не только твердо останавливать “плохое” поведение детей, но и поддерживать их, принимать, уважать и тепло к ним относиться. Изменилось отношение к родителям “проблемных” детей. Привлекая родителей, мы сделали работу с трудным ребенком во много раз эффективнее. Когда родители и воспитатели – самые значимые для ребенка взрослые – объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат появляется намного быстрее.

Приложение