Тема урока "Согласные звуки [л] и [л'], буквы Л, л"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’];
  • учить находить в словах новые звуки [л], [л’];
  • учить детей давать полную характеристику новым звукам;
  • познакомить с буквами Л, л;
  • формировать навык чтения слов и предложений на диапазоне всех изученных букв;
  • закрепить знания детей о слогах и ударении;
  • учить составлять несколько связанных между собой предложений.

Ход урока

Слайд 1. Презентация

Работа по теме урока.

- Прочитайте пословицу и объясните её значение.

Люди рады лету, а пчела – цвету.

Слайд 2

Дети рассматривают картинки с изображением веточек сирени, черёмухи, липы, калины, рябины и изображением цветов: ромашки, фиалки, ландыши, колокольчики, гусиные лапки, фиалки, васильки, лён полевой, ленок садовый. Вокруг вьются пчёлы, шмели, осы.

Слайд 3

Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах – отгадках. Запишите схему слова. Укажите ударный слог. Назовите ударную гласную.

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (Лиса)

Слайд 4

- Кто на своей голове лес носит? (Лось)

Слайд 5

- Паренёк синеглаз нам рубашки припас. (Лён)

Слайд 6

- Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыши)

Слайд 7

- Летом вырастают, а зимой опадают. (Листья)

Слайд 8

- Составьте слова из слогового лото. (Кино, Нина, коты, тина, коса, сани, Никита)

Слайд 9

- Какое правило помогло нам вспомнить эти слова? (Слова Нина и Никита подсказали нам, что имена людей пишутся с заглавной буквы.)

- Посчитайте на ленте букв, сколько гласных мы уже знаем. (Пять букв.)

- На какие две группы можно разделить гласные, которые мы изучили? Почему? (С буквами а, о, у, ы согласные читаются твёрдо. С гласной буквой и согласные читаются мягко.)

Отгадайте загадку:

Красота всего парка.
Людям – тень, если жарко.
Даст резную посуду
И подлечит простуду.
Что это? (Липа)

Слайд 10

- За что люди любят дерево липу? (Липа украшает парки, даёт пчёлам мёд, лекарство для человека (липовый чай). Из дерева липы вырезают ложки и другие вещи. Липа очень мягкое дерево)

- Среди группы рисунков найдите дерево липу. Выполните графическую схему этого слова. Обозначьте слоги, ударение. Произнесите первый слог. Какой первый звук вы слышите? Какой это звук? (Это согласный звук. Он произносится с препятствиями.)

- Как располагаются язык, зубы при произнесении нового звука? (Кончик языка прижимается к верхнему нёбу и резко отрывается.)

- Произнесите ещё раз новый звук [л]. Что ещё вы можете сказать о нём? (Звук [л] мягкий потому, что за ним следует гласный звук [и].)

- Теперь мы можем составить звуковую схему слова липа. Послушайте стихотворение Л.Воронько.

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой
Не ломай меня!
Медоносным цветом
- Зацвету я летом –
Береги меня.

- Подумайте, как его можно озаглавить? (Это стихотворение про маленькую липку. Назовём стихотворение “Липка”.)

- Рассмотрите изображение деревца – маленькой липки. Выполните слоговой анализ этого слова. (Липка – в этом слове два слога. Первый слог – лип-, второй слог ка. Ударный первый слог).

Слайд 11

- Можно ли из первой звуковой схемы сделать схему к новому слову липка? (Нужно добавить звук [п]. Звук [п] согласный, твёрдый. Он примыкает к слогу – слиянию ли.)

- Произнесите новый звук ещё раз и подумайте, что ещё мы можем рассказать о новом звуке? (Звук [л] звонкий.)

- Что ночью сверкает и всё освещает? (Луна)

- Какой звук вы слышите в начале слова? Расскажите, какой это звук? (Звук [л] согласный, твёрдый, потому что за ним слышится [у]. Он звонкий.)

- Составьте звуковую схему слова луна.

Слайд 12

- Послушайте стихотворение И. Гончарова и назовите слова, в которых вы слышите звуки [л] и [л’].

Не шумите … тише…
Тише …
Вот уже который год
Ласточка у нас под крышей
Гнёздышко весною вьёт.

- С какой интонацией вы читали бы это стихотворение? (Ласково. Нежно. Ласточка вьёт гнёздышко. Скоро в нём появятся птенчики.)

- Составьте слоговую схему к слову ласточка. Выделите звук [л].

- Укажите местонахождение нового звука. Дайте характеристику этому звуку. Начертите графическую схему слова. Где слышится звук [л] в слове? Этот звук согласный, твёрдый, звонкий.

Слайд 13

Послушайте ещё стихотворение.

- Спой мне, ласточка, прошу,
А она в ответ: - Спешу! -
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.

- И чего ласточка строит своё гнездо? (Из глины)

- В каких словах вы слышите звук [л]. Расскажите, какой он? (Ласточка – звук [л] - твёрдый. Клювом - [л’] – мягкий. Глины - [л’] - мягкий.)

Послушайте стихотворение В. Кожевникова и постарайтесь запомнить несколько слов, в которых вы услышали новые звуки [л], [л’].

Лисёнок проснулся
И вышел умыться.
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица.
Он вежливым был
Извинился к тому же:
Пойду поищу-ка,
Свободные лужи!

- Назовите слова, в которых слышите звуки [л], [л’]. Приготовьте карточки со звуками [л], [л’].

Проведём слуховой диктант.

Слушаем стихотворение и выкладываем на столе звуки [л] или [л’]. После каждого предложения проведём проверку выполненной работы.

- Вот мы и познакомились ещё с новыми звуками. Расскажите, что вы о них знаете? (Звуки [л], [л’] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми, могут быть мягкими.)

- Мы с вами хорошо поработали. У нас должна получится очень красивая картина. Давайте вспомним всё, над чем мы работали на уроке. Составьте предложения про предметы, которые я буду выставлять на доске, и выполните его графическую схему. Вот первый предмет: липка.

- Дети составляют предложения.

- Вот и получился у нас с вами очень интересный рассказ. Сегодня мы познакомились с новыми звуками. Какой буквой обозначаются эти звуки? Для чего нам необходима заглавная буква Л?

- Прочитайте слоги с новой буквой (с.59). В каких слогах – слияниях звуки произносятся твёрдо? (Ла, лу, ло, лы.)

- В каких слогах звуки [л] читаются мягко? (В слоге – слиянии ли.)

- Назовите, в названии каких предметов звук [л’]  читается мягко? (В слове руль.)

- В какой части слова мы слышим этот звук? (На конце слова.)

- Назовите предмет. Если в слове [л]? ([Л] – твёрдый согласный.)

- Прочитайте слова. Чётко и чисто произнесите [л]? Прочитайте текст.

Дети читают цепочкой.

- Что вы узнали из текста? Нарисуйте словесную картину. Озаглавьте текст. (“Лето”.)

- Рассмотрим картину “Зима”.

- Дети рисуют словесную картину.

- Прочитайте текст, придумайте заголовок. (У Оли кукла.)

- Прочтите слова, в которых есть [л’]. (Оли, уснули.)

- Слово уснули измените так, чтобы звук [л] слышался твёрдо.

- Рассмотрите картинку (с.62–63). К какому произведению относится иллюстрация? (“Краденое солнце”. Написал его К.Чуковский.)

- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации. Назовите все слова, в которых есть буква л. Назовите звуки, которые они обозначают?

- Придумайте слова, оканчивающиеся на звук [л’]. Укажите, к какой схеме относится ваше слово. (Соль, моль, даль, пыль, щель, цель, роль, метель.)

- Придумайте имена людей, начинающиеся с буквы Л. Звуковой карточкой просигнальте, какой звук [л] слышится в этом имени? (Лина, Лида, Леня, Ляля, Лариса, Лёва, Лика, Люда, Лаврентий, Людовик, Лиза.)

- В каких именах буква л спряталась в середину или в конец слова. (Кирилл, Павел, Аля, Коля, Поля, Пелагея, Мила, Оля, Алина, Золушка, Анатолий, Олимпиада.)

- Правописание какой орфограммы мы повторили? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных.)

- Отгадайте загадку и объясните, какое ещё значение имеет слово – отгадка? Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … Что это? (Это лук. Лук – огородная зелень. Лук – детская игрушка.)

- Знаете ли вы мальчика – луковку из произведения Джанни Родари? (Это Чиполлино.)

Расскажите всё, что вы знаете о букве л. Подчеркните букву л.

Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Прочитайте слова, записанные на доске.

ЛА ЛАК ЛАКИ
ЛИ ЛИК ЛИКИ
КТО КОТ ТАК
ТУК СТУК  

Закончите фразу. Слова начинаются на букву л. В зоопарке разные звери: вот рыжая (лиса), сильный царь зверей (лев), гордый и красивый (лось), белокрылый (лебедь).

Прочитайте предложения (с.64). Какое значение имеет каждое слово лук?

- Напечатайте предложение. Используйте наборы картинок.

Оса укусила Алика.

- Поставьте ударение в словах.

- Самостоятельно прочитайте текст.

Мама – лама. У ламы сын. Сынок мал и мил.

- Кто такое лама? Кто был у ламы? (У ламы был сынок.)

- Каков был сын ламы? (Он был мал и мил.)

- Прочитайте выразительно текст. Найдите слова с [л’].

Итог урока.

- Сделайте выводы о новых изученных звуках буквах.