Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и обобщение их, а также - формирование интеллектуальных операций. Таким образом, наиболее существенные изменения на данном этапе можно наблюдать в области мышления, которое к моменту перехода школьниками в среднее звено приобретает абстрактный и обобщённый характер. В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он начинает использовать операции. Ж. Пиаже назвал такие операции конкретными, поскольку учащиеся начальной школы могут применять их только на конкретном, наглядном материале. На этой стадии дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.

В условиях современных ФГОС, в основе которых лежит необходимость формирования современной творческой личности, способной к эффективному межличностному и профессиональному взаимодействию, требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать универсальные учебные действия (УУД). Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: необходимо не просто овладеть информацией, а научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать собственные выводы. На мой взгляд, технология развития критического мышления (РКМЧП) учит детей активно мыслить, вырабатывает умение обсуждать , взаимодействовать с другими людьми.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо.

Цели технологии развития критического мышления:

  1. Формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  2. Развитие таких базовых качеств личности, как критичность мышления, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности.

Основные задачи:

– научить школьников выделять причинно-следственные связи;
– научить школьников понимать, как различные части информации связаны между собой.

В данной статье я попытаюсь рассказать, как можно использовать приёмы технологии РКМЧП в работе с учащимися 2– классов на уроках английского языка.

В основе этой технологии – трехфазовая структура:

1. Фаза вызова (Evocation).

Основные задачи данной фазы:

– пробудить интерес учащихся к данной теме;
– активизировать имеющиеся у них знания по данной теме.

На данной стадии я использую следующие приёмы:

1. Кластер

Это способ графической организации материала. Этот приём используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Он позволяет активизировать изучаемую лексику в речи учащихся, тренировать различные грамматические структуры.

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие, вокруг – слова, относящиеся к данной теме.

Например, вот как можно систематизировать информацию по теме “Wild and domestic animals” (“Дикие и домашние животные”):

2. Загадка

Данный приём очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения языка. Он способствует развитию слуховой и зрительной памяти у учащихся. Сначала загадку загадывает учитель, затем учащиеся составляют свои загадки.

Например, загадка, которую можно использовать на уроке в 4 классе по теме “Дикие и домашние животные”:

It lives in the river.
It is from Africa.
It is big and angry.
It is green.
It likes meat.
Who is it? (a crocodile)

3. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов

“Тонкие” вопросы – это вопросы, требующие простого, односложного ответа. “Толстые” вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

Например, на стадии вызова учащимся предлагается сформулировать “тонкие” и “толстые” вопросы по теме “Знакомство” /“Speaking about a new friend”.

“thin” questions “thick” questions
Where are you from? Why do you like Christmas?
How old are you? Why are you sad?
When is your birthday? Do you like winter? Why? Why not?
Have you got a pet? What do you do to help your mum?

2. Фаза осмысления содержания (Realization of meaning).

Основные задачи данной фазы:

– изучение новой лексики, новых грамматических структур;
– научить школьников соотносить новую информацию с уже имеющимися у них знаниями.

На данной стадии можно использовать следующие приёмы:

1. Взаимоопрос

Это один из способов работы в парах. Два ученика читают текст и, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Например, чтение первой части сказки Д. Биссета “Умная Миранда” (“Clever Miranda”) (УМК “Enjoy English” Биболетова М.З. и др.).

Clever Miranda

We have got a letterbox in our street. He is very nice and people post their letters and postcards into him. Every day the postman comes and takes the letters and postcards.

Near the letterbox there stands a lamp.

They are very good friends.

The lamp shines in the dark night. He shows the people their way home and where to post their letters.

One night the lamp says the letterbox: I think I’ve caught a cold. I want to sneeze”.

And he sneezes.

Предполагаемые вопросы учащихся:

  1. Is the letterbox nice?
  2. What does the postman do every day?
  3. What does people post into the letterbox?
  4. Are the letterbox and the lamp good friends?
  5. What does the lamp say to the letterbox?

2. Таблица “Кто? Что? Когда? Где? Почему?”

Таблица заполняется по ходу работы с текстом.

Who? What? When? Where? Why?
         

3. Круги по воде

Этот приём используется для активизации знаний учащихся. Опорным словом является изучаемое понятие или явление. Оно записывается в столбик. На каждую букву данного слова подбирается лексика по изучаемой теме.

Например, тема урока: “Времена года. Погода”/“Speaking about seasons and the weather”.

windy

winter

warm

autumn

hot

summer

rainy

3. Фаза рефлексии (Reflection).

Основные задачи данной фазы:

– научить учащихся систематизировать новую информацию;
– научить учащихся выражать своё мнение самостоятельно.

На данной стадии можно использовать следующие приёмы:

2. Синквейн

В переводе с французского языка слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк.

Основные функции Синквейна:

– обогащает словарный запас учащихся;

– подготавливает учащихся к краткому пересказу;
– учит формулировать основную идею (ключевую фразу).

Правило написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Оно является темой синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, которые относятся к теме синквейна;

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом. Это могут быть крылатые выражения, пословицы, составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

На пятой строчке – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы или выражает личное отношение учащегося к ней.

Пример синквейна на тему “Дикие и домашние животные”:

Camel
Kind and big
Help, carry, eat
Ship of the desert
A strong animal

2. Очерк на основе интервью

Этот приём можно использовать при работе в парах. Данный приём состоит из следующих этапов:

  1. Учащиеся составляют список вопросов.
  2. Берут друг у друга интервью.
  3. В течение 20 минут создаётся небольшой очерк.
  4. Этап правки текста. На данном этапе возможна как групповая, так и парная работа.
  5. Редактирование текста. Учащиеся дорабатывают свои очерки.
  6. Публикация. Учащиеся зачитывают свои очерки, дарят их друг другу.

Пример очерка по теме “Мой друг”:

My friend

I have got a friend. His name is Ivan. His hair is blond, his eyes are grey. He likes to play computer games. Ivan has got a pet. It’s a black dog. Ivan is a good friend. He is kind and merry.

3. Заполнение кластеров, таблиц

Кластер можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным на данном этапе является презентация новых кластеров. Используя этот приём, учащиеся строят свои монологические высказывания на иностранном языке.

Использование таблиц формирует у учащихся умение работать с вопросами. На стадии осмысления содержания этот приём является способом активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания, при рефлексии- способом определения уровня понимания изученного материала.

***

В качестве заключения можно сказать, что технология РКМЧП позволяет учителю вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать на уроках индивидуальный и фронтальный опрос, групповую и парную работу, давать учащимся практические задания воспроизводящего и творческого характера.

Технология РКМЧП способствует повышению интереса учащихся к процессу обучения и активному восприятию учебного материала, развивает умение ориентироваться в источниках информации, а также помогает детям в процессе исследовательской деятельности научиться самостоятельно мыслить и принимать независимые и продуманные решения.

Литература

  1. Английский язык в школе// English at school. 2013, №3(43), стр. 26–34.
  2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English ). : Учебник англ. Яз. Для 3 кл. общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2012.
  3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English ). Часть 1: Учебник англ. Яз. Для 4 кл. общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2006.
  4. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить- Мн.: ООО “Попурри”, 2005.
  5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  6. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
  7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  8. Ресурсы интернета.