Тема урока "В гостях у Апрельчика"

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить умения учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать учебную задачу; формировать фонематический слух по умению выделять звуки в словах и соотносить их с буквами; развивать познавательную активность и мышление;

Оборудование: индивидуальные листы А-4 с личиком мальчика; Лист А-2 с изображением личика мальчика; картинки слов с буквами для игры в рифму, игрушка “кот”; карточки слов и предложений – перевёртыши;

Ход урока

I. Вводная часть.

Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлеченье –
Станет радостным ученье!

II. Сообщение темы урока. Постановка цели.

– Мы познакомились со всеми прописными буквами русского языка, узнали много правил, умеем списывать тексты. Сегодня я предлагаю провести весёлый урок, ведь наступил месяц апрель – добрый, весёлый месяц весны.

(На доске написано: “Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!”)

– Прочитаем на доске, как сегодня мы будем учиться на уроке (чтение хором предложения с доски).

– Прошли холода, с каждым днём всё теплее и теплее. Люди радуются теплу, солнцу. Радуюсь и я, что вас многому научила в 1 классе. Радуется со мной и один мальчик, который пришёл к нам на урок.

(Открывается закрытая часть доски, на формате А-2 изображено личико мальчика.)

– Это мальчик – Апрельчик. Он весёлый, любит по – доброму шутить, радоваться и хочет сделать вам весенний сюрприз. Настоящий АПРЕЛЬСКИЙ!!!

(Работа в тетрадях, а точнее в индивидуальных листах формата А-4.)

– Откроем тетради. Что такое? У вас в тетрадях такие же Апрельчики? Вот хитрый мальчишка! Но он что – то написал вам на листах. (Читаем “Чтобы было веселее, делай всё наоборот!”)

– Он хочет, чтобы вы писали не в тетрадях, а на этих листочках. Вы согласны? Ладно, я тоже соглашусь, но с условием: писать правильно и красиво, работать активно и умело, и показать нашим гостям чему мы научились за это время в 1 классе. Давайте вызовем Апрельчика на спор – что лучше: “Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!” или “Чтобы было веселее, делай всё наоборот!

III. Чистописание.

Предлагаю порадовать Апрельчика и все записи на листке начинать с последней строчки – внизу. Все последующие записи будем выполнять также – снизу вверх. Запишем число – 6 апреля.

– Пропишем любимую букву нашего гостя. Угадайте, какую? (Аа а А)

– А теперь Апрельчик приглашает нас в комнату смеха! Что там люди делают? Кто из вас там был? Мы тоже будем смеяться (учитель читает стихотворение А.Усачёва).

В комнате сме….(дети дополняют “ха”)
Такая поте…(ха)
Верблюд с головой пету…(ха)!
Глаза, словно блюда!
Ой, мама, мне худо!
А кругом только слышно….(ха –ха –ха –ха –ха)

– А как ещё люди смеются?

хи – хи хо – хо хе – хе

– Запишем эти слоги. Но, угадайте, где будем эти слоги писать? Давайте напишем на губках нашего Апрельчика! (На 1, 2, 3 строках. Учитель пишет тоже на своём листе у доски фломастером.)

– Какие согласные звуки в этих слогах? Почему?

IV. “Оживление Апрельчика” ---------– звуко-буквенный анализ слов.

– Давайте нашего Апрельчика оживим! Чтобы он говорил и шутил вместе с нами, видел нас и слышал. Вот мой помощник всем вам известный Умный котик (игрушка). Он предлагает вам первый сюрприз от Апрельчика.

А) 1 сюрприз.

– Мы знаем, что одна буква может поменять не только звук, но и значение целого слова! (Обращаю внимание на стенд Умного кота, где висят схемы – правила русского языка изученные в 1 классе.)

– Мой помощник Умный котик хочет, чтобы вы в его слове (показываю табличку со словом “Котик”) изменив всего одну букву, образовали новые слова (дети подбирают: ротик,…). Апрельчику понравилось это слово: ротик. Запишем внизу на строчке: котик – ротик. (Учитель тоже пишет, показывая детям.)

– Что изменилось?

(Значение слова, первый согласный звук глухой поменялся на согласный звонкий.)

– А что будет делать этот ротик? (Подсказываю детям – кушать…?)…тортик. Допишем это слово.

– А что помогло подобрать новое слово? (Рифма.)

Игра в рифму.

На доске открываются рисунки с записью слов с выделенной первой буквой: мак, корона, лук, дрова, дом

На партах у детей лежат карточки слов. Дети, анализируя свою карточку, находят слово – рифму к каждому слову, выходят к доске и ставят свою карточку– рифму рядом (мак – РАК, корова – ВОРОНА, лук – ЖУК, и т.д.).

– Что изменилось в первой паре? (Значение слова и первый звук.)

– Что изменилось во второй паре? (Значение слова и первый глухой звук стал звонким звуком.)

– Что изменилось в третьей паре? (Значение слова и первый звук.)

(Анализ продолжается с др. карточками.)

Физкультминутка “Кузнечики”.

Поднимаем плечики – мы теперь кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок. Стоп!
Сели посидели. Травушку покушали – тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгаем легко!!!

Б) 2 сюрприз.

Учитель:

Если только засмеяться.
То настанут чудеса –
От улыбок проясняться
И глаза и небеса!

– Наш Апрельчик теперь может смеяться и разговаривать. Давайте удивим его новыми словами – рифмами. Вот слово – ФОНАРИК. (Дети подбирают – ШАРИК.)

– Давайте напишем эту пару на бровках нашего Апрельчика!

(Учитель тоже пишет на рисунке на доске.)

Задание: разделим эти слова на слоги и поставим ударение!

(Идёт комментированная работа по заданию.)

Учитель:

Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало у нас в классе
И светлее и теплей!

Молодцы, ребята!!!

В) 3 сюрприз.

Учитель:

Хи – хи, да ха – ха – ха
Слышим смеха звуки
Избавляют нас всегда
От хандры и скуки!

– Ребята, а наш Апрельчик, мне кажется, нас плохо слышит. Давайте ему “прочистим уши!”.

– Какое правило мы слышим в слове УШИ ?

(Хором читаем правило в стихах:

Букву И всегда пиши
После Ж и после Ш(ша)
И тогда твоя отметка
Будет очень хороша!)

– Запишем это слово в одном ушке Апрельчика. (Переворачиваем лист и записываем. Учитель тоже пишет на листе на доске.)

– Что знаете про согласный звук в этом слове?

(Имеет один твёрдый глухой звук.)

– А какое слово получится, если этот твёрдый согласный звук поменять на звонкий согласный звук? (Ужи.) Запишем это слово в другом ушке Апрельчика. Давайте вспомним, что нам предложил Апрельчик в начале нашего урока? (Читаем слова на верхней части листа “Чтобы было веселее делай всё наоборот”.)

3. Грамматическая загадка: Отгадайте! Какое слово спряталось в последнем слове этого предложения, обозначающего часть лица?

(В слове –“наоборот” спряталось слово “рот”.)

– Запишем слово РОТ на нижней строчке (пишу на рисунке, дети в своих листах).

– А теперь давайте превратим это слово в слово НОС!!! Для этого будем менять только одну букву. Сначала изменим первую: был РОТ -– ? ОТ, что это может быть за слово? (Дети подбирают слова: нот, кот, тот, вот.) Какое слово выберем, чтобы получилось слово НОС? (Нот.) Превращаем!!! (на листах появляется запись РОТ – НОТ.) – Теперь изменим последнюю букву. Получилось слово НОС!

(Записываем на листочках.)

Вот теперь наш Апрельчик и видит, и слышит, и может разговаривать и веселиться с нами.

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ – ПОМЕНЯТЬ ОДНУ ВСЕГО БУКВУ!!! Вывод: игра “Пересадка”. (Называю слово – дети составляют своё слово на последнюю букву и пересаживаются на пустое место.)

V. Знакомство со словами – перевёртышами – полиндромами.

1. Игра с полиндромами.

– Буквы такие выдумщицы. Они вместе с Апрельчиком приготовили для вас целые предложения, которые можно читать и справа налево, и слева направо. Их в русском языке называют перевёртышами, а точнее полиндромами. Увидели буквы, что девочке Олесе бабушка печёт пирог и закричали, пошутив: “Гори пирог!” (Вывешиваю на доску таблицу с предложением.) Олеся прочитала, как полагается слева направо. Прочитаем и мы! А потом Олеся прочитала это предложение наоборот и засмеялась.

– А что её развеселило? Прочитаем и мы справа налево! А буквы того и ждали (вывешиваю таблицу с новым предложением): “Олесе весело!” (Вывешиваю таблицу, и читаем в разных направлениях.) А тут пришёл фокусник и говорит: “Я ем змея!” (Вывешиваю таблицу и читаем в разных направлениях.)

2. Списывание с комментированием.

Спишем, комментируя 1 и 2 предложение, а 3-е уберу – очень уж страшно! (Пишем в шапочке Апрельчика на строчках: “Гори пирог! Олесе весело.” – комментируя).

VI. Работа над текстом. Выборочное письмо – списывание.

– Мальчик Апрельчик приготовил для вас свои волшебные капельки (раздача листиков по форме капельки с текстом о весне).

Прочитаем, что он вам написал?

Текст на листах капельках:

“Настал тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает чистая капель. На клёне набухли почки.”

– Какое слово вам непонятно?

Задание: – Какое знакомое правило вы видите в слове АПРЕЛЬ? (Ь для обозначения мягкости согласного звука.)

– Выпишем слова на эту орфограмму. Писать будем в шапочке нашего Апрельчика. (АПРЕЛЬ, ДЕНЬ, КАПЕЛЬ.)

– Последнее предложение самостоятельно спишите и подчеркните правила оформления предложения (начало и конец предложения).

VII. Итог урока – рефлексия.

– Наш урок заканчивается. Давайте прочитаем слова на самой верхней строчке ваших и моего листа. (“Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться”.) Учились мы с вами весело? А что весёлого и интересного было на нашем уроке?

А что предлагал нам гость – Апрельчик? (“Чтобы было веселее, делай всё наоборот”.) Что у нас было на уроке как предлагал наш гость?

Кто же прав был сегодня на уроке: мы или Апрельчик? (Ответы детей.)

Мы весело учились и поэтому хорошо всему научились!!!

Дома раскрасьте своего Апрельчика, сделайте его самым красивым!!!

Использованная литература для урока

  1. Русский язык. 1–4-е классы: занимательные материалы, задания, упражнения / авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Газета “Начальная школа” 2000, №12.
  3. Учебник “Русский язык” 1-й класс. Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – М.: Ветана – Граф, 2010.
  4. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.