Изучение пролога А.С. Пушкина "У Лукоморья…" к поэме "Руслан и Людмила"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме “Руслан и Людмила”, с символическими особенностями пролога, обнаружить завораживающий ритм пушкинского стиха, показать связь сказки Пушкина с народными сказками, учить наблюдать за словом, его подтекстом, многозначностью, красотой, развитием чувств и переживаний лирического героя;
2. Развивать навыки правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения; эмоционально-чувственную сферу, художественную, образную речь, устойчивое внимание, долговременную память, логическое и образное мышление, творческие способности; активизировать словарный запас учащихся;
3. Воспитывать любовь учащихся к русской поэзии; культуру общения, чтения, интерес к яркому, образному слову А.С. Пушкина, чувство патриотизма.

Оборудование: записи на доске, занимательный материал, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, портрет Тропинина “А.С. Пушкин”, таблица критериев оценивания чтения (слайды), напечатанные тексты пролога, ТСО, Презентация.

Литература: А.С. Пушкин “Сказки”.

I. Речевая разминка.

 

Организационный момент.

– Прочитайте “птичьим базаром”:

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

– А теперь прочитайте медленно, с ускорением, с выражением.
– Откуда эти строки?

(Из “Сказки о мертвой царевны и семи богатырях”.)

– А кто написал эту сказку?

(Самый любимый и известный русский поэт и сказочник – А.С. Пушкин.)

Занимательный материал.
II. Сообщение темы и целей урока.

Именно о творчестве этого гениального писателя, сказочника, поэта и пойдет речь на нашем уроке, а также мы с вами познакомимся с прологом к его поэме “Руслан и Людмила”, который носит название “У Лукоморья...”

 
III. Работа с портретом.

 

Изучение нового материала

– Обратите внимание на доску. Вы видите портрет А.С. Пушкина, величайшего человека, сказочника, писателя, известного не только в России, но и далеко за рубежом.

– Посмотрите на черты лица. О чем они нам могут поведать?

(Открытое, умное лицо, внимательный взгляд говорят о его добродушии, таланте, искренности.)

– Обратите внимание на одежду, в которую он одет. Что вы можете сказать о его судьбе?

 

Портрет. Презентация.  (Слайд 1)
  – А.С. Пушкин родился в 1799г. и жил в 19 веке. С детства он любил слушать сказки, которые рассказывала ему его няня, Арина Родионовна. Наверное поэтому он так трепетно любил сказки, что посвятил им вся свою не длинную, но полную всяческих литературных открытий жизнь. Жаль, что жизнь его была не долгой: он умер в 1837 году в возрасте 38 лет. Рассказ учителя.

(1799–1837 гг.) (Слайд  2)

  – Какие сказки А.С. Пушкина вам еще известны?
– А какие вы читатели самостоятельно?
– Всего у А.С Пушкина 5 сказок:

“О рыбаке и рыбке”, “О мертвой царевне и семи богатырях”, “О попе и его работнике Балде”, “О золотом петушке”, “О царе Салтане”. Не законченные сказки: “О медведихе” и “Жених”.
– Так же сказкой считают и сказочную поэму “Руслан и Людмила”.
– Кто-нибудь знаком с этим произведением? О чем оно?
– Эту поэму Пушкин написал в 1820 г., когда ему было 20 лет, а пролог он написал лишь спустя четыре года после написания самой поэмы.
– Как вы думаете, что же такое пролог?
(Пролог – экспозиция/вступление.)

Иллюстрации к сказкам (Слайды 4–9)

Рассказ учителя.

Лексическое значение слова.

 

  Физическая минутка.  
  А сейчас вы прослушаете пролог и вашей задачей будет образно, ярко, представить ту картину, о которой идет речь.

– Какую обстановку вы себе представили?
– Как вы себя в ней чувствуете?
– Что необычного вы заметили?
(Пролог не похож на сказку, хотя в нем собрано много сказок.)

ТСО
  А теперь, не мешая друг другу, вполголоса прочитайте пролог самостоятельно. Аккуратно отметьте карандашом непонятные слова, обратите внимание на знаки препинания, на интонацию, с которой нужно прочитать.

– Какие слова вы подчеркнули?
– Как вы думаете, что такое Лукоморье?

(Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.)

Творческая интонационная работа чтеца.
  Златаязолотая;
Песнь песня;
Брег берег;
Чредой чередой (друг за другом);
Дол пространство без деревьев – долина;
Пленяет берет в плен;
Тужит грустит, ей тяжело;
Чахнет сохнет.
Словарная работа.

(Слайд 10)

 

 

  А сейчас вы будете читать пролог, а ваши товарищи – вас оценивать, используя критерии оценивания.
1. Культура произношения.
2. Дикция.
3 .Интонационное богатство.
(Слайд 11)
  Литературоведческий анализ

– Обратите внимание на первые 6 строк. Что они вам напоминают? Можно ли назвать это маленьким произведением?
– Как вы представляете себе Лукоморье? Что это за место? Что вам оно напоминает?
– Как вам кажется, почему у Лукоморья дуб? Расследуйте, что собой символизирует дуб.
– Как вы думаете, почему он зеленый? Чем будет являться слово “зеленый”?
– Что вы можете сказать о коте? Почему же он ходит днем и ночью, как вы считаете?
– А почему он ходит именно кругом?
– Вспомните, что же может символизировать круг?
– Как вы думаете, почему кот ученый? Подберите близкие по значению слова к слову “ученый”.
– А как еще можно назвать кота?
– Как вы понимаете “идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”?
– “Там чудеса...” А где это “там”, как вам кажется?
– Как вы считаете, почему же леший бродит там, где происходят чудеса?
– А как вы понимаете слово “чудеса”? От какого слова оно образовано?
– Расследуйте, кто же такой леший и что же он таит. Где он может жить? Что он делает?
– Нарисуйте словесный портрет лешего. Как вы себе его представляете? Кем он был в древности?
– А русалка? Кто же она? Где живет? Исследуйте и ее местонахождение.
– А что это за “невидимые дорожки” такие, как вы думаете? Подберите близкие по значению слова к слову “невиданные”.
– Какие звери их могли на этих дорожках оставить свои следы, как вам кажется?
– В каком месте стоит избушка? Как вы думаете, а почему она на курьих ножках?
– Приоткройте завесу тайны и расследуйте, что же могут символизировать куриные ножки?
– Как вам кажется, почему избушка “без окон и дверей”? Что это за дом такой?
– Если у избушки нет дверей, а как же тогда можно попасть внутрь?
– Как вы представляете себе дол? О каком же лесе идет речь, как на ваш взгляд?
– Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в слово “заря”? Какую картину вы себе представляете?
– Исследуйте, кто же такие витязи. Какими вы их себе представляете? Кого они вам напоминают?
– Как вы думаете, почему из 30? Что вы можете сказать о числе 30?
– Как вы считаете, почему автор называет витязей прекрасными? Подберите к слову “прекрасные” близкие по значению слова.
– Кого вам напоминает дядька морской? Как вы его себе представляете?
– Как вы считаете, Почему Королевич “пленяет грозного царя”? Кого можно пленить?
– Расследуйте дело колдуна. Кто он такой? Где живет?
– Как вы себе представляете картину, как “колдун несет богатыря”?
– А кто вообще такие богатыри?
– Как вы считаете, почему же царица тужит?
– Какие ассоциации у вас вызывает темница?
– Из какой сказки к нам “пришла” царевна? Каких еще вы царевен знаете?
– Что вы можете сказать о волке? Что это за животное? Как вам кажется, почему он бурый? Что может обозначать данный цвет?
– О каком волке идет речь? Какова его роль, как вы думаете?
– Расследуйте, кто же такая Баба Яга. Какая она здесь?
– Как вы считаете, почему она идет отдельно от ступы? Какой прием задействовал автор?
– А Кощей, кто же он? Расследуйте и его личность. Как раньше его называли, кто знает?
– Как вы думаете, почему он “над златом чахнет”?
– А что бы вы сделали, если бы у вас были огромные сокровища?
– Как вы понимаете строки “Там русский дух там Русью пахнет”?
– Как вам кажется, как же это высказывание может быть связано с народом? В каком значении оно употребляется?
– Как вы думаете, а кто же сказитель? Каково его отношение к персонажам?
– Может, он там был?
– Обратите внимание на 2 последние строки. Чем они могут являться?
– Что вы можете сказать об авторе? Какой он человек?
– Каково отношение автора к последним 2 строкам, как вам кажется?
– Как вы считаете, на сколько частей можно “разделить” пролог?
– Почему вы “разделили” его именно так? Свою точку зрения докажите.

 
IV. Итог урока.

– Что необычного вы узнали сегодня на уроке?
– С какими персонажами “встретились”?
– Сейчас я вам покажу иллюстрации к прологу, о котором мы сегодня с вами говорили, а ваша задача – выбрать из текста строки, которые подходят к иллюстрациям.
Какой вывод мы с вами можем сделать, прочитав сказку? О чем она?

(Слайд 12)
V.

 

 

Дача домашнего задания.

Я предлагаю вам несколько заданий, а вы выберите то, которое вам больше понравится, привлечет вас:

1) Написать рассказ от имени одного персонажа о другом, например, от имени Бабы Яги о ступе и т.д.;
2) Изменить пролог. Что интересного у вас получится?
3) Написать мини-сочинение о том, понравился/не понравился пролог к поэме “Руслан и Людмила”.

(Слайд 13)