"Спрятанная война" (по повести С.А. Алексиевич "Цинковые мальчики")

Разделы: Литература


Преподавая литературу в старших классах, я невольно задаюсь вопросами: чем заполнить экзистенциальный вакуум, поражающий нынешнее поколение? Как воспитать в современных молодых людях активное восприятие жизни? Что противопоставить пропаганде насилия и лжи, которая обрушивается на юношество с экранов телевизоров и видеомагнитофонов, звучит даже в музыке? Как прийти к диалогу с молодежью, кому передалось безверие их отцов и матерей?

Урок внеклассного чтения проводился неоднократно в практике работы в старших классах перед началом работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Вечная тема, поднятая писателем в произведении, находит отражение в современной литературе. Книги С.А.Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики», которые предлагаются старшеклассникам для внеклассного чтения и обсуждаются на уроках, вызывают огромный интерес.

Осознавая проблемы тоталитарного общества, узнавая правду об Афганской войне, размышляя над изломанными судьбами участников войны в Афганистане, ученики-десятиклассники иначе будут воспринимать сегодняшние события в Абхазии, Чечне и Дагестане, ответные меры США, наносящих удары по Афганистану, которые объясняются борьбой с терроризмом.
Книга «Цинковые мальчики»  вошла в систему уроков внеклассного чтения «Время великих обманов», на которых обсуждаются произведения, рассказывающие правду о разных периодах истории нашей страны.

В 2005 году на экраны кинотеатров вышел фильм Сергея Бондарчука «9-я рота», который стал откровением для юношества, потому что о трагических событиях в Афганистане очень мало говорилось. Отзывы о картине разнообразные: кто-то считает фильм слишком жестоким, кто-то говорит о полном правдоподобии, кому-то кажется, что это полуправда. Но все сходятся в одном: нужно больше узнать об Афганской войне, читать, разговаривать с теми, кто был там. Свидетельства участников, тех, кого называли Ограниченным контингентом советских войск, стали основой произведения С.Алексиевич. Поэтому важно не только обменяться впечатлениями о прочитанном, но и прочувствовать трагизм судьбы целого поколения, чтобы  найти ответы на волнующие вопросы, попытаться разрешить проблемы, которые волнуют автора.

В классах разного уровня обученности урок проходил всегда на высоком уровне, эмоциональный отклик у учащихся был очень высок.

Актуальность темы, которая будет обсуждаться на последующих уроках внеклассного чтения (в 11 классе по книге В.Маканина «Кавказский пленный»), так очевидна, что проблемы выносятся на уроки истории и обществознания, становятся основой для написания рефератов и создания новых проектов.

Урок позволяет интегрировать знания, полученные на уроке литературы, с основными понятиями гражданского права, историческими закономерностями развития общества, использовать навыки работы с компьютером, приобретенные на уроках информатики.

Обратившись к материалам по Афганской войне 1979-1989 годов, размещенным на серверах Интернет-сети, учащиеся осознают, что общество вынесло урок из этой трагедии, не осталось глухо к проблеме, хотя все в истории повторяется на новом витке (Абхазия, Нагорный Карабах, Чечня). Если тоталитарное советское общество замалчивало все, связанное с войной в Афганистане, и люди жили в двойном измерении, то сегодня создание архивов военных ведомств и открытие их через Интернет – свидетельство демократических изменений в обществе. Благодаря Интернет-сайтам воинам-афганцам предоставлена возможность выплеснуть свою боль в книгах, картинах, песнях и сделать свое творчество достоянием общества, то есть происходит кардинальный поворот в отношении людей, переживших трагедию на войне в мирное время.

Проведенные параллели с войной в Чечне, противостоянием в Абхазии заставляют иначе осмыслить вмешательство в политическую и внутреннюю жизнь другого государства или республики, понять антигуманность действий, направленных против целого народа.

Предмет, класс, уровень

Литература, 10 класс, базовый уровень

Цель урока Дидактическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации;
Учебная: формирование оценочных суждений о войне в Афганистане на основании повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики» через  работу  с различными видами информации (текст повести, историческая информация, мультимедийная презентация, видеоматериалы).
Задачи урока 1. Образовательные:
  • Расширить и углубить познавательную сферу учащихся на основе повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»;
  • Продолжить развивать навыки анализа художественного текста;
  • Оценить события войны в Афганистане через прочитанное произведение, а также через факты и мнения, суждения и интерпретации;
  • Сформировать свою точку зрения по вопросу: «Нужны ли для массового прочтения подобные произведения?»

2. Развивающие:

  • Научить обобщать полученные знания по теме;
  • Закрепить навык работы с художественным текстом и историческим источником;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
  • Сформировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ;
  • Развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие и анализ художественного произведения.

3. Воспитательные:

  • Способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся;
  • Выработать активную жизненную позицию, получив представление о проявлениях несправедливости и необъективности в конкретных исторических ситуациях;
  • Продолжить формировать гражданско-патриотические качества учащихся.
Тип урока, форма организации Тип урока – комбинированный, форма организации – аналитико-исследовательская деятельность
Оборудование и оснащение урока Мультимедийное оборудование, презентация Microsoft PowerPoint «Спрятанная война» (по повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»), «Война в Афганистане», «Суд над С.А.Алексиевич», видеоролик «Афганистан», текстовые приложения
Литература Текст повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»;
Теоретическая и методологическая литература:
1. Верстаков В.И.  «По  горячей  земле»; 
2. Кушник Ч.Н.  «Афганистан  глазами  очевидца».
Критическая и научная литература:
1. Селихов К.С.  «Эхо  афганских  гор»;   2. Торопцев А.Г. «Мировая история войн».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Результат совместной деятельности

1. Организационный момент Организационные умения Приветствует учащихся, определяет содержательные рамки урока, создаёт доброжелательную атмосферу, формулирует тему урока. (Приложение 1, слайд №1)
Добрый день, ребята. Мы начинаем наш урок по теме «Спрятанная война» (по повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»), посвященной войне в Афганистане. В качестве эпиграфа к уроку я взяла цитату автора данного произведения: «Это такая страшная правда, что она звучит как неправда. Отупляет. Её не хочется знать, от неё хочется защищаться…» (Приложение 1, слайд №2)
1. Приветствуют учителя, настраиваются на урок;
2. Фиксируют тему и эпиграф урока в тетради.
Фронтальная работа с классом, метод эмпатии. Положительная атмосфера на уроке, готовность к дальнейшей совместной деятельности
2. Мотивация Формирование целеполагающих умений, планирование дальнейшей деятельности Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– В 2005г. на экраны кинотеатров вышел фильм Ф.Бондарчука «9 рота», основанный на реальных событиях, ставший откровением об Афганской войне. Повесть С.Алексиевич датируется 1989г. и несмотря на десятки изданий в нашей стране и за рубежом популярность её не ослабевает. Однако не смолкают и голоса критиков, упреки в «очернении армиии», «поверхностном взгляде на войну», «гробокопательстве». Что же рассказала белорусская писательница о той страшной войне? (Приложение 1, слайд №3)
1. Слушают учителя.
2. Просмотр видеоролика «Афганистан», состоящий из эпизодов фильма «9 рота» (Приложение 2).
3. Дают ответы по основному содержанию повести.
Фронтальная работа с классом, метод диалога, подводящего к основному содержанию урока Желание и внутренние потребности работы на уроке
3. Актуализация знаний по теме Предметные: умение работать с исторической информацией (датами, фактами) и текстом повести;
Метапредметные:
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения;
Интеллектуальные: умение анализировать полученные сведения, выстраивать логическиецепочки
1. Актуализирует учебный материал, фиксирует затруднения в деятельности.
– Годы афганской войны  не прошли бесследно ни для кого, память о них особенно свежа у тех, кто прошёл этот путь длиною в десять лет. Но мало кто из воинов-афганцев соглашается на интервью или встречи. Они не хотят раскрываться, бередить раны, вспоминать ужасы войны.
2. Учитель цитирует слова воинов Афганистана из текста повести.
– В своём произведении С.Алексиевич ничего не придумывает, показывает жестокую военную реальность. Перед нами неординарный автор, основная тематика произведений которого – война. Почему её волнует эта тема, ведь в 1986 она напишет: «Я не хочу больше писать о войне…»
3. Учитель задаёт вопрос классу: «Что вам известно о войне в Афганистане?»
1. Слушают учителя.
2. Сообщение учащегося «Основные факты жизни и творчества С.А.Алексиевич» (просмотр презентации «С.А.Алексиевич», Приложение 3).
3. Ответы учащихся на поставленные учителем вопросы.
4. Сообщение заранее подготовленного ученика «Военные действия в Афганистане» (Приложение 4).
5. Во время докладов слушают выступление учащихся, делают записи в тетради (Приложение 5)
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, метод эмпатии Повторение изученного материала, готовность к дальнейшей совместной деятельности
4. Постановка проблемы, целеполагание Умение принять проблемную ситуацию, сформулировать  и принять учебную задачу Создаёт проблемную ситуацию.
1. Учитель задаёт вопрос классу: «Что нового вы узнали о войне в Афганистане, показанной С.Алексиевич»?
2. Учитель формулирует проблему:
Повесть действительно показывает страшные картины войны. Нужно ли читать об этом людям XXI века?
3. – Ребята, как вы думаете, какая же цель нашего урока?
4. Учитель формулирует задачи урока. (Приложение 1, слайд №4)
1. Ответы учащихся на поставленный вопрос:
«наиболее доскональное отображение той войны»; «совершенно другая война»; «никогда не задумывался всерьёз о жизни воинов-афганцев после окончания войны»…
2. Мнения учащихся расходятся:
–  «лучше не знать, так легче»; «не хочу читать про кровь и трупы в пакетах»; читать надо, потому что все хотят знать правду от самих афганцев, а не от официальных источников;
– всегда буду читать, не люблю, когда меня обманывают…
3. Формулируют цель урока.
4. Слушают учителя.
Фронтальная работа с классом, метод диалога, подводящего к проблемному вопросу Осознание цели и задач урока, готовность к дальнейшей совместной деятельности
5. Получение новых знаний Личностные: воспитание уважения к истории своей страны, формирование патриотических чувств;
Предметные: умение работать с художественным текстом, фактами, событиями; знание  терминов и определений
Метапредметные:
Информационные: умение работать с разными источниками информации, извлекать необходимые знания;
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникативные: умение вести диалог, выполнять учебную задачу, высказывать свою точку зрения, аргументировать, принимать точку зрения своего собеседника.
Интеллектуальные: умение анализировать и делать выводы.
Руководит этапом решения проблемы, организовывает работу с текстом повести, оказывает помощь в анализе произведения  (Приложение 1, слайд №5).
Учитель формулирует вопросы:
1. Определите и обоснуйте жанр повести.
2. Что означает эпиграф к повести? (Б.Шоу: «История солжёт» (Приложение 1, слайд №6).
3. Прокомментируйте название повести. Какие ввод мы можем сделать?
4. Средний возраст участников войны в Афганистане 19-20 лет. Вернувшись домой, не все смогли продолжить ту жизнь, которую вели до войны (цитирует примеры из текста повести). Наступил период прозрения. 
5. После публикации повести «Цинковые мальчики» матери воинов-афганцев подали на С.Алексиевич в суд с обвинением в искажении реальных фактов и «очернении армии». Им казалось, что именно она тот главный виновник гибели и искалеченности их сыновей.
Составляют план достижения цели и определяют средства. Анализируют текст повести.
1. Это документальная повесть, её жанр повести – жанр голосов. Воины-афганцы сами говорят о себе, своих друзьях и военных действиях (приводят примеры из текста повести).
2. Действительную правду можно узнать только у участников той войны, исторические факты всегда искажаются.
3. В названии повести автором использован приём оксюморона, переносное значение слов (приводят примеры из текста, записывают определение и примеры в тетрадь).
4. Приводят примеры из текста (искалеченные воины оказались ненужными своей стране, стеснялись носить заслуженные медали).
5. Сообщение ученика по теме: «Суд над С.А.Алексиевич» (Приложение 6).
Учащиеся слушают доклад, делают необходимые записи в тетради.
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, эмпатии Изучение новой темы, получение опыта работы с различными видами информации, приобретение умения выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
6. Подведение итогов Умение анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, организует оценку деятельности с точки зрения поставленных целей, возвращает к поставленной проблеме, определяет выход из проблемной ситуации.
1. Воины-афганцы, молодые юноши ехали в Афганистан исполнять интернациональный долг. Правда о той войне замалчивалась долгое время, не молчали лишь свидетели той войны, показанные в повести С.Алексиевич. Многие не желают знать правду, потому что она ужасна. Действительно, Афганистан – спрятанная война. До сих пор не известно точное количество погибших (называется лишь приблизительная цифра – 1 млн.человек.) (Приложение 1, слайд №7).
2. Вернемся к эпиграфу урока. Что имела в виду автор повести?
3. На уроке был задан проблемный вопрос: «Нужно ли читать тех страшных событиях и последствиях людям XXI века?» выскажите своё мнение.
1. Слушают учителя.
2. Высказывают свои мнения и обосновывают собственную точку зрения («несмотря на то, что эта правда "отупляет" для С.Алексиевич тема войны – главная в её творчестве»).
3. Учащиеся формулируют ответы на поставленный вопрос. Мнения разделились, большинство учащихся получили новые знания об афганской войне, о военной жизни. Многие выразили желание прочитать другие произведения С.А.Алексиевич.
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, самоконтроля и самооценки Закрепление и усвоение нового материала.
7. Рефлексия   Направляет деятельность учащихся, организует рефлексию.
1. Многие из вас планируют продолжить обучение в военных вузах, структурах МЧС, тем самым выбрав профессии, связанные с риском для жизни. После прочтения повести не поменялись ли ваши планы?
2. В заключение урока, предлагаю вам посмотреть финальный фрагмент фильма «9 рота», который отражает мнение всех афганцев: «Мы уходили из Афгана… Мы – девятая рота, мы выиграли свою войну…» (Приложение 7)
1. Определяют неразрешенные на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ответы учащихся (в повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики» показаны настоящие мужчины, защитники своей родины. Память о них и их подвигах бессмертна. Монументы воинам-афганцам находятся во многих городах).
2. Просмотр видеоролика.
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, самоконтроля и самооценки Анализ ситуации на уроке
8. Домашнее задание   Учитель: В качестве домашнего задания вам предлагается написать эссе на тему: «Почему Чечню называют "зеркальным повторением" афганской войны?» (Приложение 1, слайд №8). Фиксируют домашнее задание в тетради.