Антиутопия в литературе ХХ века

Разделы: Литература


Цель урока:

  • познакомить учащихся с жанром антиутопии на примере романа Е.Замятина “Мы”;
  • повторить произведения русской литературы Х1Х века, жанрово и тематически связанные с романом;
  • сопоставить роман Е.Замятина “Мы” с произведениями европейских мастеров антиутопии Дж.Оруэлла “1984” и О.Хаксли “О дивный новый мир с целью выявления причин расцвета жанра антиутопии в ХХ веке и особенностей этого жанра, его отличий от классической утопии, сатирической литературы, фантастики и футурологических прогнозов.

Методические приемы: аналитическая беседа, элементы лекции, сообщения учеников, анализ текста.

Вступительное слово учителя: отметить роль утопических романов как одной из форм осознания и оценки будущего. Мир антиутопии – результат попыток реализации утопий.

План урока:

  1. Жанр утопии в мировой литературе и его особенности.
    1. Значение термина.
    2. Определение утопии.
    3. Черты утопического мира.
  2. Литературные истоки антиутопии.
    1. Роман Н.Г. Чернышевского “Что делать?” (4 сон Веры Павловны) как пример русской утопической литературы.
    2. Работа с фрагментом повести М.Е.Салтыкова-Щедрина “История одного города” (глава “Подтверждение покаяния. Заключение”) с целью выявления различий между сатирическим изображением действительности и ее отражением в романе-антиутопии.
    3. Формулирование определения антиутопии.
  3. Е.И.Замятин. Роман “Мы”.
    1. Краткий биографический очерк.
    2. Взгляды Е.Замятина на исторический процесс и литературу.
    3. Анализ романа “Мы”.
      1. Смысл названия романа.
      2. Особенности подачи материала (сопоставление с романом М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”).
      3. Образ героя.
      4. Единое Государство и способы его воздействия на человека.
      5. Великая операция и финал романа как символ победы тоталитарного строя над личностью.
  4. Антиутопии в мировой литературе.
    1. О.Хаксли “О дивный новый мир” - обзор. Сравнение судьбы человека в романах О.Хаксли и Е.Замятина.
    2. Дж.Оруэлл “1984”. Полное подавление личности государством. Роль языка в процессе подчинения человека системе.
  5. Вывод по уроку. Формулирование особенностей антиутопии как литературного жанра.
  6. Домашнее задание (по выбору): 1. Прочитать роман Т.Толстой “Кысь” и устно ответить на вопрос: “Можно ли считать данное произведение антиутопией?” 2. Какие романы-антиутопии или утопии вы читали? Докажите, что данное произведение можно отнести к указанному жанру.

Работа на уроке по плану.

Доклад учащегося на тему: “Жанр антиутопии в мировой литературе”.По ходу доклада класс записывает определение утопии как литературного жанра и ее особенности.

Литературные истоки антиутопии.

Сообщение учащегося по роману Н.Г.Чернышевского “Что делать?”. Называются причины появленияутопий в русской литературе конца Х1Х века.Социальный идеал, лежащий в их основе, - социалистическая теория. Учащийся зачитывает фрагменты 4 сна Веры Павловны, класс анализирует их в соответствии с ранее записанными особенностями утопии.

Учитель зачитывает отрывок из “Истории одного города” М.Е.Салтыкова-Щедрина (мечты Угрюм-Бурчеева). Класс обсуждает, может ли данное произведение являться утопией, и если нет, то почему. Отмечается, что подобные произведения, использующие сатиру как основной литературный прием в создании картины мира, станут источником для антиутопий ХХ века наряду с классическими утопиями.

На основании анализа фрагментов романа Н.Г.Чернышевского “Что делать?” и повести “История одного города” М.Е.Салтыкова-Щедрина дается определение антиутопии.

Е.И.Замятин. Роман “Мы”.

Выступление учащегося по биографии Е.Замятина. Класс делает выписи в тетрадях.

Обзор статей Е.Замятина 1919-1926 г. Кратко формулируются взгляды автора на непрерывность исторического развития (выступление учащегося).

Анализ романа Е.Замятина “Мы”. Беседа с классом.

Отмечается, что стремление к единению с массой, растворению в ней собственного “Я” было характерной чертой эпохи 20-х годов. Сравнивается описание шествия жителей Единого Государства с отрывком из поэмыВ.Маяковского “150000000” (1920 г.), в котором используется местоимение “мы” для выражения идеологии коллективизма. Делается вывод о том, что Е.Замятин, в отличие от современных ему деятелей искусства, на первый план ставит не массу, а личность, индивидуальность.

Е.Замятин выбирает форму дневниковых записей. Учащиеся вспоминают роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, где автор использует дневник для показа “истории души человеческой”, отмечают, что, следовательно, для Е.Замятина на первом плане стоит не изображение Единого Государства, а человек, личность, индивидуальность и разрушительное влияние на него тоталитарного строя.

Учащийся дает характеристику Д-503, рассказывает, как от фанатичной преданности Единому Государству герой приходит к осознанию себя личностью и к открытому протесту.

Учащиеся зачитывают фрагменты текста, характеризующие Единое Государство, рассказывают об истории его становления, об организации жизни нумеров, любви, науке, искусстве.

Учащийся рассказывает о Великой операции по удалению фантазии и об открытии конечности вселенной. Делается вывод о невозможности победы над тоталитарным режимом Единого Государства. “Мы” - роман-предостережение: с тоталитарным режимом нужно бороться в момент его возникновения, поскольку, если общество даст сложиться подобной системе, победить ее уже будет невозможно.

Антиутопии в мировой литературе.

Выступление учащегося с обзором романа О.Хаксли “О дивный новый мир”. Беседа с классом о сходстве и различиях цивилизаций у Е.Замятина и О.Хаксли. Делается вывод о том, что обоих авторов волнует вопрос: как будут использоваться достижения научно-технического прогресса, не произойдет ли утраты духовных ценностей в результате погони за удовлетворением материальных потребностей.

Обзор романа Дж.Оруэлла “1984” (сообщение учащегося). Беседа с классом о том, что социалистическая идея, в Х1Х веке являвшаяся основой утопий, в ХХ веке, после победы социалистической революции, становится объектом изображения в антиутопиях. Дж.Оруэлл показывает страну победившего социализма, в которой не только невозможен протест, но карается даже “мыслепреступление”. Обсуждение с классом роли языка в процессе самосознания личности: если в языке отсутствует слово “свобода”, человек никогда не поймет, чего ему не хватает.

Класс с помощью учителя формулирует причины появления антиутопий в ХХ веке ( развитие машинной цивилизации и победа идеалов социализма). Называются особенности антиутопии как литературного жанра, ее отличия от классической утопии, от сатирических произведений и от фантастической литературы.

Домашнее задание (по выбору):

1. Прочитать роман Т.Толстой “Кысь” и устно ответить на вопрос: “Можно ли считать данное произведение антиутопией?”

2. Какие романы-антиутопии или утопии вы читали? Докажите, что данное произведение можно отнести к указанному жанру.