Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Разделы: Русский язык


Цель:

Образовательная:

  • Закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению.
  • Повторить и закрепить ранее изученные знания
  • Подготовка учащихся к ГИА

Развивающая:

  • активизировать мыслительную деятельность
  • развитие речи, памяти, культуры речи
  • развитие приемов работать самостоятельно

Воспитательная:

  • Выработка норм поведения на уроке
  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с СПП с придаточным определительным.

3. Словарная работа

- А начнем мы со словарной работы.

- Замените сл/соч, построенные на основе связи согласования, синонимичными сл/соч со связью управление

  • часовой механизм (механизм часов)
  • осенняя погода (погода осени)
  • женские портреты (портреты женщин)
  • летний отдых (отдых летом)
  • золотые серьги (серьги из золота)

- Замените сл/соч, построенные на основе связи управления, синонимичными сл/соч со связью согласование.

  • Путь жизни (жизненные путь)
  • Дом из бревен (бревенчатый дом)
  • Луч солнца (солнечный луч)
  • Погода без ветра (безветренная погода)

- С каким способом связи мы не записали сл/соч ?

- Приведите устно примеры сл/соч со связью примыкание.

4. Повторение

- Составьте устно СПП с придаточным определительным с любым из этих сл/соч.

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные.

- С помощью чего они связываются с главным предложением?

  • с помощью союзных слов

- В предложениях союзные слова являются членами предложения.

- Сегодня на уроке мы понаблюдаем над этим.

5. Синтаксический разбор предложения

Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел на небо, ожидая грозы,

  • которая собиралась над моей головой.

- Назовите слово, которое образовано суффиксальным способом.

6. Отработка умений

- Запишем несколько предложений, определим, каким членом предложения является союзное слово.

Исследователи оказались на берегу быстрой реки, узкое русло которой (реки) пролегало в высоких крутых берегах.

В этой комнате, убранной совсем недавно, стояла тишина, среди которой (среди тишины) раздавался всхлипывающий плач ребенка, одиноко сидевшего на диване.

Зеленая долина широким горлом упиралась в небольшую речушку, невысокий берег которой (речушки) изгибался мелким глинистым плёсом ,в котором (плёсе), скрываясь за подступившими к самой реке деревьями, устраивал засаду леопард.

- Составим схему последнего предложения.

- Как называется такое подчинение придаточных предложений?

  • последовательное подчинение

- Из записанных предложений назовите слово с чередующейся гласной в корне

  • упиралась

- Назовите слово, правописание приставки в котором зависит от следующего за ним согласного.

- Назовите действительное причастие настоящего времени

7. Самостоятельная работа

- Расставить знаки препинания. Выделить грамматическую основу, графически показать , какое предложение, составить схему. Определить, каким членом предложения является союзное слово.

1. На следующий день мальчик испытывая робкое любопытство вошел в гостиную в которой поселился странный городской гость показавшийся ему таким сердито-крикливым.

2. Все это сплеталось и звенело на фоне этого особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения которому так трудно подыскать настоящее определение.

3. Она сидя на скамейке находящейся в конце аллеи перебирала цветы которые держала в руках.

В окно которое оставалось открытым на ночь вливалась из сада свежесть раннего утра медленно наступающего.

8. Итог

9. Самооценка

10. Домашнее задание

- Из произведений художественной литературы выписать 5 СПП с придаточными определительными. Определить, какими членами предложения являются союзные слова.