Цели урока
- Обобщить знания об имени существительном и имени прилагательном
- Закрепить умение правильно писать окончания имён прилагательных.
- Развивать орфографическую зоркость, зрительную память.
Ход урока
1. Орг. момент.
У нас урок русского языка. Ваши хорошие мысли и дела принесут вам удачу. Я вам желаю успеха, обрести каждому звезду удачи. И так за работу! Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
Поупражняемся в написании строчных букв в соединении.
а)
- проверяемая безударная гласная в слове – трава
- непроверяемая безударная гласная в слове - язык
б) удвоенная гласная в слове - весенняя
в)
- ударная гласная в слове - белая
- непроверяемая гласная в слове - ветер
г)
- гласная в окончании слова - окно
- непроверяемая безударная гласная в слове - адрес
д) ударное падежное окончание в слове - молодой
е) безударное падежное окончание в слове - красивый
ж) безударное падежное окончание в слове - зимние
Прочитайте, что у вас получилось.
ая, яя, ее, ое, ой, ый, ие.
О чём вам напоминают эти слияния?
Простым карандашом разделите эти слияния на группы. Объясните свои действия.
3. Сообщение темы, цели урока.
4. Устный опрос учащихся. (В это время у доски работают 3 учащихся по карточкам)
1 карточка: Вставьте безударную гласную. Подберите проверочное слово.
С...рняк, т...жёлый, с...вёнок, т...мнота, др...жит, пр...мой.
2 карточка: Разберите слова по составу:
Осинка, снеговые, выдумка, кормушка.
3 карточка: Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Объясните их правописание.
Ночью вьюга занесла лес глубок... пушист... снегом. Надо прочистить широк... тропинку.
- Что такое имя прилагательное? Имя существительное?
- Чем сходны? (часть речи, изменяется по числам, по падежам, являются второстепенным членом)
- Чем различны эти части речи?
- Что мы знаем об имени прилагательном? Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
- Какое окончание у прилагательных ж. р., м. р, с.р,
5. Орфографическая разминка.
Ранней весной, весёлому слову, густого леса, на весеннюю прогулку, в сосновом бору, седому человеку, пушистой травой.
Вывод: Как правильно написать безударное окончание у имён прилагательных?
6. Разбор предложения.
Д...ревьям в...сна п..д...рила цв...точный н..ря... .
7. Работа по учебнику.
- Упр. №359 – 1 вариант
- Упр. №360 – 2 вариант
- Упр. №361 – с комментированием
8. Работа в группах. Прочитайте отрывки. Что вы заметили? Измените окончания имён прилагательных.
1 группа
“Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась,
Откупалась, чем только пожелаю”
2 группа
Отвечает золотой рыбка:
“Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.”
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами.
3 группа
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогую собольей душегрейке,
Парчовый на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки.
Вывод: Имя прилагательное связано с именем существительным, стоит в том же роде, числе и падеже что и имя существительное.
9. Лексическая разминка.
Каким словом можно заменить слово ветхая (землянка) – старая, а подберите антоним - новая.
Давайте, вспомним, какая была баба? (сварливая, жадная, скупая)
А рыбка? (добрая, справедливая)
С какой же целью А.С.Пушкин использует имена прилагательные в содержании сказки?
Вывод: Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, чтобы речь была полной, богатой.
10. Творческая работа.
- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие 3 желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употреблять имена прилагательные для ясности, полноты и красоты текста.
11. Итог урокa.
Какую работу проделали на уроке?
Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?
12. Домашнее задание.
Упр. № 362
Использованная литература.
- Учебник: Т.Г .Рамзаева Русский язык в двух частях Москва Дрофа 2011
- Я.Ш. Гараева Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой (М.: Дрофа) Москва “Вако” 2007
- Сказка А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”