Оцениевание в начальной школе. Оценочное портфолио учащегося

Разделы: Начальная школа


Обучение и развитие постоянно находятся в процессе изменения. Учителя идут в ногу с этими изменениями и при оценивании. Развивающая программа для начальной школы принимает во внимание такие аспекты как знания, жизненные умения и компетенции детей по мере их взросления.

Текущее оценивание, проводимое в классе в рамках различных видов деятельности, дает четкую, объективную картину умений детей и их прогресса.

Однако в последнее время в образовании наблюдаются поиски альтернативных методов оценивания развития и успехов ребенка. Влияние целостно-языкового подхода к образованию, при котором ученики активно вовлечены в интеграцию слушания, говорения, чтения и письма, внесло вклад в формирование нового взгляда на оценивание. Комплексный подход позволяет более точно оценивать ребенка. Аутентичное оценивание, в отличие от оценивания по требованию, представляет собой форму оценивания, проводимого постоянно в контексте значимой и развивающей обучающей среды. Оно отражает реальный и значимый опыт обучения, который документируется посредством наблюдения, описания конкретных ситуаций, дневников, образцов реальной работы ученика, бесед, портфолио, заданий и другими способами.

В последних работах по оцениванию особый акцент делается на то, что дети знают и что они умеют, а не на то, чего они не знают и не умеют. Оценивание должно соотноситься с возрастными особенностями развития детей. Именно это дает более полную и исчерпывающую картину умений и достижений ребенка, а совсем не баллы, которые ребенок набрал в тесте.

Главная цель оценивания – проследить прогресс ребенка и точно определить уровень развития ребенка с тем, чтобы последующие уроки могли отвечать индивидуальным потребностям каждого ребенка и обеспечивали ему успешность. Выявление детей со специальными потребностями, которые нуждаются в дополнительной поддержке или вмешательстве, также является причиной, по которой необходимо проводить оценивание. Правильно проведенное оценивание является активным связующим звеном между тем, чему учат и тем, чему научился ребенок.

Создание, мониторинг и оценка плана личностного роста ребенка отражают интересы ребенка и достаточно гибки. Они очерчивают путь ребенка к успеху. Хорошо составленные планы и правильный мониторинг становятся ценным инструментом в оценке прогресса ребенка.

Учащиеся должны иметь возможность рефлектировать свой опыт учения. Для того чтобы они могли сделать это адекватно, им нужна определенная информация. Одним из способов организации рефлексии является формирование индивидуальных портфолио, куда входит все, что сделал ребенок в классе.

Портфолио хранятся в классе. Они могут быть использованы для того, чтобы ученики, просматривая их, рефлектировали процесс собственного учения.

С первого класса, когда каждый учебный день помимо массы новых впечатлений от школьной жизни привносит в жизнь маленького исследователя огромное количество информации, которую необходимо понять, классифицировать, найти применение в повседневной жизни.

Целью работы стал поиск возможности отслеживания учебной деятельности учащихся администрацией школы, родителями и детьми.

Родители в первом классе очень часто задают вопросы: “Как учится мой ребенок? Успевает ли он? Двоечник он или отличник?” Им сложно адекватно оценить успехи ребенка, ведь в первом классе безотметочное обучение.

Ответить на вопросы постоянно сомневающихся родителей помогает оценочное портфолио учащегося, которое мы начали совместно с родителями собирать. Была разработана структура портфолио: простая, понятная, иллюстрирующая достижения ребенка. Несмотря на то, что в начале учебного года учащиеся не умеют писать, не все читают, считают, с сентября месяца учащимся предлагаются различные задания, оценивающие готовность ребенка к школе. В октябре выполнялась работа, которая предполагала, что учащиеся могут анализировать объекты с целью выделения признаков, извлекать необходимую информацию из прослушанного текста различных жанров, устанавливать причинно-следственные связи. Подобного рода задания ребята выполняли в конце каждой четверти. Отмечался уровень выполнения работы, учитель и родители наглядно видели, с чем их ребенок справился, а на что нужно обратить внимание.

Несколько лет подряд наша школа заключает договор с Центром развития Пермского края о тестировании по русскому языку и математике. Независимое тестирование не только отражает успехи ребенка, в выписке по каждому предмету расписаны коэффициенты роста и указано на что учителю необходимо обратить внимание. Тесты и выписки результатов тестирования хранятся в портфолио. Родители знакомятся и с тем и с другим.

Один из разделов портфолио помогает родителям составить наиболее полную картину учебных достижений ребенка. По каждому предмету на ребенка составляется индивидуальная карта, в которой отражены выполненные работы и указан уровень и дата их выполнения.

Индивидуальная карта по курсу “Окружающий мир”

Ф.И. учащегося ____________________

СР.№ 1 СР.№ 2 СР.№ 3 СР.№ 4 СР.№ 5 СР.№ 6 СР.№ 7 СР.№ 8 СР.№ 9 КР.№1 КР.№2 Итоговая КР Уровень развития
Как мы узнаем мир Твоя семья и друзья Времена года. Осень и зима Что нас окружает Богатства природы и их свойства Времена года. Весна Живые обитатели земли Живые обитатели планеты Времена года. Весна и лето        

Индивидуальная карта по курсу “Математика”

Ф.И. учащегося ____________________

М.Д. № 1 М.Д. № 2 М.Д. № 3 М.Д. № 4 М.Д. № 5 М.Д. № 6 М.Д. № 7 М.Д. № 8 М.Д. № 9 М.Д. № 10 М.Д. № 11 М.Д. № 12
Класси-
фикация предметов
Класси-
фикация предметов
Сравнение групп предметов, чисел Вычис-
лительные навыки.
Сравнение групп предметов, чисел Сравнение групп предметов, чисел Сравнение групп предметов, чисел Вычис-
лительные навыки
Приемы сложения и вычитания Приемы сложения и вычитания Приемы сложения и вычитания Приемы сложения и вычитания

 

С.р. № 1 Ср. № 2 Ср. № 3 Ср. № 4 Итоговая КР. Уровень развития

Технологическая карта “ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ”

Ф.И. учащегося _______________________

Владеет звуковым анализом слога, слова с опорой на схему Пишет на слух слоги, буквы, слова Пишет предложения Умеет списывать: с печатного текста: Постановка ударения Допускает ошибки: искажение букв пропуск букв в постановке большой буквы в начале предложения в постановке большой буквы в именах людей и кличках животных: в постановке точки в конце предложения и других знаков препинания в сочетаниях “жи-ши, “ча-ша”, “чу-щу”: Уровень развития

Карта учебных возможностей по курсу “Литературное чтение”

Ф.И. учащегося _________________________

Прочитывает количество слов в минуту 1 полугодие Прочитывает количество слов в минуту 3 четверть Прочитывает количество слов в минуту 4 четверть Проверочная работа № 1 Раздел “Попрыгать, поиграть…” Проверочная работа № 2 Раздел 2. “Наш дом” Проверочная работа № 3 Раздел 3. “Ребятам о зверятах” Проверочная работа № 4 Раздел 4. “Маленькие открытия” Уровень развития

Другой раздел портфолио отражает учебные достижения каждого ученика. Он содержит контрольные и самостоятельные работы по всем предметам. Так как рабочие тетради с контрольными работами хранятся в классе, у родителей не всегда есть возможность прийти в школу ознакомиться с работами ребенка. Но есть возможность сделать это через портфолио. Раз в месяц (при необходимости и чаще) ученики забирают портфолио домой, у родителей появляется возможность совместно с детьми посмотреть работы и разобрать допущенные ошибки. В конце учебного года в индивидуальных картах отражается уровень развития по предметам и родители сами могут ответить на вопрос: “Как учится мой ребенок?”

Во втором классе ко всем предыдущим разделам добавится и раздел с творческими работами учащихся. Они помогут составить более полную картину об успехах ребенка. Дополнительно ребята будут вести дневники, в которых они смогут выразить свои мысли.

Результатом проведенной работы явилась возможность отслеживать результаты учебной деятельности администрацией школы, родителями и учащимися.

Вовлечение родителей в процесс оценки не ограничивается получением карточки с отчетом об успехах детей. Родители видят реальные образцы работы своих детей за определенный период времени. У них складывается более полная картина, когда они видят конкретные примеры работы своих детей. Набор образцов работ ребенка за какой-то период времени иллюстрирует качество мыслительных процессов ребенка и его развитие. Обобщение информации позволяет дать родителям полный и содержательный отчет об учебе детей. Таким образом, оценивание поощряет рост знаний, понимания и уверенности у ребенка; фокусируется на главных целях и привлекает различные источники информации; предоставляет информацию и поддерживает развивающие методы обучения; родители и ученики являются важными партнерами в процессе оценивания.