Формирование коммуникативной компетенции младших школьников и достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку при работе по учебникам УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Введение

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. 

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности.

В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность выбранной темы, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию коммуникативной компетентности учащихся в общении, развитию навыков работы с текстами, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры младших школьников.

Актуальность данной проблемы обусловила цель и задачи работы.

Цель работы: рассмотрение условий, позволяющих формировать у младших школьников коммуникативной компетентности и достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по русскому языку при работе по учебникам УМК «Перспективная начальная школа».

Задачи работы:

  • определить коммуникативную направленность процесса обучения в рамках новых образовательных стандартов начального общего образования;
  • выявить, какими средствами происходит формирование коммуникативных учебных действий в УМК «Перспективная начальная школа». 

Теоретико-методологические основания по формированию коммуникативной компетентности младших школьников и достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку при работе по учебникам УМК  «Перспективная начальная школа».

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое.

Коммуникативная направленность процесса обучения – одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного – приоритетная задача образования на современном этапе.

Формирование коммуникативной компетенции, которая определена в основополагающих документах как ключевая, решающая проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Ведущее место в формировании коммуникативной компетенции младших школьников отводится урокам русского языка.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности часто зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.

Каков же арсенал этих средств в учебниках русского языка УМК «Перспективная начальная школа»? 

Первое коммуникативное умение – умение общаться, то есть умение слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять).

Средства учебника, обеспечивающие формирование этого коммуникативного умения – внешняя интрига – действующее интеллектуальное окружение школьника. Это не только учитель в классе, но и герои учебника – Маша и Миша, обитатели Волшебного леса. Круг общения с каждым годом (классом) расширяется.

С первых страниц учебника первоклассники поставлены в ситуацию необходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать: задавать вопросы, выполнять задания. Самый сложный материал, нестандартные ситуации в курсе русского языка вынесены на обсуждение. (Прав ли Миша? Помоги Маше и Мише. А как ты думаешь? Можешь привести примеры? А ты сумеешь ответить? А ты знаешь? Ты тоже так считаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, что делать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста!)

Дети учатся деловому общению, обращаясь к различным источникам информации – текстам учебника, иллюстрациям, справочникам, словарям, окружающим их героям учебника, учителю и, наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка («Ключ и Заря») – «совместное дело». Потрясающая культура подачи материала. «Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?» Ученику предоставляется право решать самому, дается время для принятия решения.

Задания Михаила Потаповича для вступающих в Клуб – это общение с учебниками, по которым занимался ребенок весь год, с библиотекарем, с Музейным Домом. Задания простые, но не упрощенные. Ученик высказывает самостоятельно свою точку зрения, которую услышат не только в классе, но и в столице нашей Родины – Москве (переписка). Первоклассник имеет возможность общаться с учёными. Важность этого события подчеркивается не обязательной инструкцией, а советом: «При заполнении конверта обязательно попроси помощи у взрослых – у своей учительницы или у своих домашних». Невозможно отделить социальную компетенцию от коммуникативной и информационной.

Умение вести переписку с авторами учебников и интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Интерактивность – это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение», «Естествознание. Обществознание» и «Технология».

У учащихся появляется потребность в общении, общение определяет нормы поведения (например, «Гости Михаила Потаповича из Америки»). Эту мысль можно подтвердить словами из учебника: «Потрясенная успехами Маши и Миши, а также и твоими знаниями Анишит Йокоп почувствовала в себе призвание учителя». Такие разные герои научились жить вместе, заниматься общим делом. 

Второе коммуникативное умение – использование приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.

Современное общество нуждается в личности с высоким уровнем речевого развития. Речевое развитие обозначает знание и творческое освоение языка. Принцип «прочности знаний» не нов. Но прочность знаний, которая основана только на памяти, в информационный век невозможна. Её можно достичь при осознании изучаемого материала. Авторы структурировали теоретический материал. Содержание учебного материала во 2-м классе, ориентированное на рассмотрение с различных точек зрения слова как основной единицы языка, – это благодатная почва для изучения языка не только в 3-4-м классах, но и в среднем звене.

Методический аппарат учебников помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу с соседом по парте, найти нужный материал в словаре, в компьютере, включить детей в интерактивные проекты. Принципы и методические свойства не декларируются, а действительно реализуются в УМК «Перспективная начальная школа». Так, например, в 4-м классе (I часть) № 3, 12, 20, 35, 42 и другие дают возможность учителю организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Сначала предоставляется выбор одной точки зрения из предложенных, затем выдвигаются гипотезы и делаются выводы.

Лозунг «Словари – наше богатство» существует многие годы, но на 100% реализуется, надо признать, только в данном УМК. Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле и так далее.

Третье коммуникативное умение – овладение речевой деятельностью, характеризующейся:

а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью;
б) содержательностью, то есть точностью и ясностью, насыщенностью информацией;
в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.

В учебниках русского языка УМК «Перспективная начальная школа» впервые представлен материал по развитию речи, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к результатам освоения программ, сформулированных в проекте стандарта второго поколения.

Часть II учебников русского языка для 2-4-го классов – это учебник, формирующий не только коммуникативную компетентность младшего школьника, но и все основные компетенции. Остановимся более подробно на подборке текстов – они интересны, многие составлены в стихотворной форме, читаются с удовольствием.

Учебники русского языка в УМК «Перспективная начальная школа» – это реальная возможность реализации компетентностного подхода в начальном образовании.

Учебно-методические пособия для учителя – это не только помощь учителю, но и средство повышения профессиональной компетенции: теоретической, методической, общекультурной. Очень разумное решение – комментарии к упражнениям, в которых сформулированы цели каждого упражнения, разъяснены трудные случаи в курсе русского языка.
Ш. А. Амонашвили говорит о том, что рядом с ребенком должен быть Умный Взрослый. К сожалению, не всегда на каждого ученика приходится по Умному Взрослому. Но у учащихся появилась возможность общаться с Умными Книгами – учебниками русского языка УМК «Перспективная начальная школа».

Заключение

Работа с учебником русского языка УМК «Перспективная начальная школа» и система выходов школьника за рамки учебника в поле других источников информации (словари и справочники, фонд библиотеки, Интернет), постановка перед учащимися различных учебно-практических и коммуникативно-практических задач не только способствуют развитию речи школьников, делая их речь живой и заинтересованной, но и соответствуют одному из важнейших требований современного российского образования – формированию функциональной грамотности учащихся, учат пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике.

Список литературы:

1. Программы по учебным предметам [Текст] : 1–4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
2. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под общей ред. под ред.  Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
3. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности : практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. –  М. : АРКТИ, 2007. – 132 с.
4. Чуракова, Р. Г. Формируем общие учебные навыки и способы работы с учеником / Р. Г. Чуракова // Методист. – 2005. – № 4. – С. 13-16.

Приложение 1