Урок окружающего мира по теме "Государственный гимн России"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • знакомство уч-ся с историей возникновения Государственного гимна России;
  • расширение представления о символике государства;
  • обучение приёмам самостоятельной работы, работе в группе;
  • развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы, развитие речи.

Тип урока: получение новых знаний.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Предполагаемые результаты обучения:

А) Познавательные УУД:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения Государственного гимна России;
  • Формировать понятия: гимн, символ;
  • Формировать временные представления с помощью беседы – сообщения.

Б) Личностные УУД:

  • Способствовать воспитанию юного гражданина;
  • Прививать интерес к истории, любовь к родине.
  • Способствовать эстетическому воспитанию на основе разучивания, знакомства с музыкальным исполнением гимна РФ;
  • Развивать нравственные качества (уважительное отношение к символике своей страны);
  • Способствовать воспитанию культуры поведения при исполнении гимна РФ.

В) Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение договариваться
  • Находить общее решение
  • Задавать вопросы
  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Г) Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль по результату выполненного действия

Этапы урока

Дидактические задачи

Содержание

Методы и приёмы

I) Мотивация к учебной деятельности Организовать ребят на урок. Приветствие. Проверка готовности к уроку.  
II) Проверка Д/З Проверить усвоенные на прошлом уроке знания по теме: Флаг и герб РФ Вызываю одного ребёнка к доске и прошу рассказать о флаге или о гербе РФ
По вопросом из тетради спрашиваю остальных и некоторые задания выполняем письменно.
Контроль знаний. Опрос.
III) Актуализация знаний Настроить ребят на восприятие новой темы
Формировать понятие:
символ.
Развитие диалоговой речи
– Ребята, как вы думаете, что такое символ?
– Ребята, какие символы нашего государства (России) вы знаете? (герб, флаг, гимн).
– А как вы думаете, зачем государству нужны символы?
– Сегодня мы поговорим с вами о Государственном гимне России.
Вводная беседа для подготовки уч-ся к восприятию новой темы.
IV) Открытие нового знания детьми Познакомить учащихся с историей возникновения Государственного гимна России;
Формировать понятия: гимн.
Формировать временные представления с помощью беседы – сообщения.

Формировать навык выразительного чтения.
Развитие диалоговой речи.

Формировать умение слушания музыкального произведения.

Формировать навык пения. Приобщение детей к музыке.

– Как вы думаете, что означает слово гимн?
Гимн (от гр. hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.
Вот, например гимн ведов:
(Веды – это древнеиндийские сакральные тексты, включающие: собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры).

[О Единстве Всего Сущего]

Един Огонь, многоразлично возжигаемый,
Едино Солнце, всепроникающее,
Едина Заря, все освещающая,
И едино то, что стало всем [этим].

– Вот, например гимн, написанный поэтом Владимиром Владимировичем Маяковским: гимн Солнцу. Это отрывок из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!

Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя. Музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. Таковыми были национальные гимны, которые появились во второй половине XVIII - XIX вв. Однако в XIX в. Не все страны, обладающие гербом и флагом, имели гимн. В «Сборнике национальных гимнов всех государств» XIX в. Говорится, что из 87 стран 15 не имеют гимнов вовсе. Зато некоторые страны имеют по два и более исполняемых и признанных официальными гимнов.

История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность – гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Греции, а позже в Египте.  Они исполнялись как молитвенные песнопения. Само слово «гимн» возникло в Древней Греции. Здесь его исполнял хор или отдельные певцы. Возможным было также сопровождение танцем.
Считается, что самый ранний музыкальный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из трагедии «Орест» древнегреческого поэта Еврипида (V в. до н.э.). Мелодия его записана на папирусе.
В раннем христианстве также имелись гимны во славу Бога. Сохранившиеся христианские гимны относятся к III в. н.э. Это были перефразированные тексты Библии.
Но следует сказать, что все эти гимны не были национальными. Они сочинялись для торжественных выходов византийских императоров на ипподроме, пиршествах и приёмах, а также во время богослужения.

Повествование.
Приёмы:
– образное повествование;
– краткое сообщение.
Микроитог – Что означает слово гимн?
– Какая музыка характерна для гимна?
– В каком веке появились национальные гимны?
– Где были сложены древнейшие гимны?
– Были ли они национальными?
– Где они исполнялись?
 
  Одним из старейших национальных гимнов является английский «Боже, храни короля». Музыка этого гимна, написанная учителем музыки из Лондона Генри Кэри, использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного «Боже, царя храни».

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I (На доске портрет Александра I). Как раз в это время был гимн «Боже, царя храни» или «Молитва русского народа».

Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую…» Николай I был крайне заинтересован вопросом о российской государственной символике.
Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека – Алексея Фёдоровича Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один – М.И. Глинку. Автором слов стал В.А. Жуковский. Текст состоял всего из 6 строчек: «Боже, Царя храни!

Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя храни!»

Однако благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно!
В 1917 году Николай II отрёкся от престола и  гимн стал бессмысленным. Прославлять уже было некого…
Позже был переделанный на русский лад французский гимн «Рабочей Марсельезы».

 
Микроитог – Какой гимн был первым национальным гимном?
– Как он назывался?
– С каким историческим событием связано появление национального гимна в Российской империи?
– Как назывался гимн?
– Кто из императоров приказал изменить мелодию и слова этого гимна?
– Когда гимн потерял своё значение?
– В каком году это было?
 
  В ночь на 1 января 1944 г. прозвучал в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С.В. Михалкова (на доске портрет)  и Г.Г. Эль-Регистана. Этот гимн был написан в 1939 г.
А.В. Александровым (на доске портрет) и назывался «Гимн партии большевиков».
Когда Советский Союз распался на самостоятельные государства, у России гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, без слов.
После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн – гимн Российской Федерации. Но С.В. Михалков написал уже новые слова.
8 декабря 2000 года Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря – совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.
 
Подведение итога – Что означает слово гимн?
– Какая музыка характерна для гимна?
– В каком веке появились национальные гимны?
– Где были сложены древнейшие гимны?
– Были ли они национальными?
– Где они исполнялись?
– Какой гимн был первым национальным гимном?
– Как он назывался?
– С каким историческим событием связано появление национального гимна в Российской империи?
– Как назывался гимн?
– Кто из императоров приказал изменить мелодию и слова этого гимна?
– Когда гимн потерял своё значение?
– В каком году это было?
– В каком году и какого числа прозвучал в первый раз гимн Советского Союза?
– Кто автор слов гимна?
– Кто написал музыку?
– Когда Советский Союз распался на самостоятельные государства, какой гимн был?
– то была музыка без слов или со словами?
– Кто написал музыку?
– Какой гимн был принят 8 декабря 2000 года?
– Кто автор слов и музыки?
Организующая беседа
V) Работа по теме урока

Работа в группах

  – Откройте свои учебники на странице 173.
Перед вами представлен современный гимн Российской Федерации. Сейчас мы должны его выразительно прочитать.
– Как вы думаете, как надо читать гимн? Какие чувства мы должны передать? (читать громко, выразительно, чётко, эмоционально, с чувством гордости и т.д.)

Чтение гимна детьми.

– Как вы считаете, как надо себя вести, когда исполняется гимн? (Гимн надо исполнять стоя, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь).

– Где мы можем слышать гимн Российской Федерации?

(Дети могут после своих ответов проверить себя по учебнику).

Организующая беседа
VI) Слушание гимна РФ.   Включаю детям гимн РФ со словами.

– Какие чувства вы испытывали, когда слушали гимн РФ?
– Может быть вы что-то себе представили?

Метод слушания
Наглядно-слуховой метод
VII) Пение гимна   Включаю музыкальную версию гимна РФ.
Пою гимн вместе с детьми.
 
VIII) Включение в систему знаний и повторение Закрепление знаний по пройденному материалу. – С какой символикой России вы уже знакомы?
– Что означает слово «гимн»?
– От какого слова оно произошло?
– Где возникло само слово «гимн»?
– Где в древние времена исполнялись гимны?
– Были ли они национальными?
– В какой стране был создан первый национальный гимн?
– При каком императоре в России был создан национальный гимн?
– Как он назывался?
– Что изменил в этом гимне Николай I?
– Кто написал музыку и слова гимна Советского Союза?
– В коком году был принят современный гимн РФ?
– Кто является автором слов и музыки нашего гимна?
Закрепляющая беседа с использованием вопросов по пройденному материалу.
IX) Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке. 1) Беседа

2) Практическая работа

– Попробуйте нарисовать гимн? Как вы его себе представляете? Нарисуйте своё отношение к гимну РФ.  
X) Рефлексия Подведение итогов урока. – Что нового вы узнали сегодня?
– Что вы расскажете своим родителям о гимне?
 

Литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир, учебн. для 4 класса, 2 ч., М.: Просвещение, 2003;
  2. Брошюра: Закон города Москвы «О гимне города Москвы»;
  3. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1;
  5. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

Приложение 1