Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [] + 7

Разделы: Начальная школа


Цели урока: рассмотреть случаи сложения 9+7, 8+7, 7+7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умения решать задачи.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20;
  • использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи; выполнять задания творческого и поискового характера;
  • применять полученные ранее знания в изменённых условиях;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: макбуки, кружочки синие и жёлтые, таблица10х10, схемы задач, Буратино, Пират, состав числа 7 и таблица сложения вида [ ]+7, карточки с примерами.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Запись числа и классной работы)

2. Актуализация знаний.

Из театра папы Карло был Пиратом похищен Золотой ключик Буратино. И он отправился на его поиски. Помогите ему.

А) УСТНЫЙ СЧЁТ.

А поможет нам найти Пиратов волшебный математический клубок. Давайте решим примеры, и пройдем этот путь вместе с Буратино. Достаньте свои веера цифр, будем считать и показывать ответы.

 

Молодцы. Перед нами “волшебные сундучки”.

Ключик Пират спрятал в одном из сундучков. Он не отдаст его, пока Буратино не узнает в каком из сундучков находится ключик. Нам нужно подобрать схему к задаче. Давайте поможем нашему герою.

Б) ПОДОБРАТЬ СХЕМУ К ЗАДАЧЕ.

Подбери схему к задаче.

1. Мальвина и Пьеро рисовали ромашки. Мальвина нарисовала 9 ромашек, а Пьеро 5. Сколько всего ромашек нарисовали Буратино и Пьеро?

2. Мальвина в своем саду сорвала 17 слив, а яблок на 7меньше. Сколько яблок сорвала Мальвина?

3. Карабас-Барабас утром чихнул 7 раз, а вечером 9 раз. На сколько раз больше чихнул он вечером, чем утром?

4. Пьеро и Артемон решали примеры. Пьеро решил 7 примеров, а Артемон на 2примера меньше. Сколько примеров решил Артемон?

- Какая схема лишняя?

- Почему? Здесь то и спрятал ключик Пират.

- Составьте к ней задачу.

- Молодцы!

- Кому было трудно было выполнять это задание?

Сундучок нашли, а открыть не получается. Кода не знаем.

В) ПОВТОРЕНИЕ СОСТАВА ЧИСЛА 7.

7
  6
5  
  4

- Кто хорошо знает состав числа 7?

- А для чего на нужно знать состав числа7?

Поднялась буря и унесла сундучки в математическое море вместе с ключиком.

Поплыли в поисках его Буратино и Пират.

3. Сообщение темы урока.

Чтобы найти ключик мы с вами и нашими героями будем учиться прибавлять 7.

4. Самоопределение к деятельности.

- Чему мы будем учиться на уроке?

Поможем им.

Работа по теме урока.

А) ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.

- Прочитайте пример. (9+7)

- Как мы к 9 прибавим 7? (По частям: Сначала прибавим 1, чтобы дополнить 9 до 10, а потом прибавим ещё 6. Получилось 16)

- Прочитайте пример. (8+7)

- Как мы к8 прибавим 7? (По частям: Сначала прибавим 2, чтобы дополнить 8 до 10, а потом прибавим ещё 5. Получилось 15)

- Прочитайте пример. (7+7)

- Как мы к 9 прибавим 7? (По частям: Сначала прибавим 3, чтобы дополнить 7 до 10, а потом прибавим ещё 4. Получилось 14)

- Давайте ещё раз прочитаем примеры и запомним их.

Б) ЗАКРЕПЛЕНИЕ НЛОВОГО.

- Я буду показывать пример на карточке, а вы называете ответ.

(Учитель показывает карточки с примерами, а дети называют ответ.)

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - прогнулся
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик увидать,
Нужно на носочки встать.
А потом бегом, бегом,
Мы за ключиком пойдем.

Долго искали они заветный ключик. Устали и решили попить чаю.

6. Закрепление изученного материала.

А) РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №2.

1) Чтение задачи.

2) Сравнение кратких условий в задаче.

Было – 6 конфет

Съели – 4 конфеты

Осталось - ?

1 коробка – 6 конфет

2 коробка – 4 конфеты

Всего-?

- Какая краткая запись подходит? Запишите верную.

- Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением?

- Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно.

- Кто испытал трудности при решении задачи? Кто легко справился?

Подкрепившись, пошли дальше. Перед ними возвысилась гора примеров. Давайте поможем нашим Пирату и Буратино преодолеть эту гору.

Б) РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ №1.

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка)

На берегу моря они увидели заветный сундучок знаний, в котором был спрятан ключик.

Они быстро побежали к нему, но попали в яму. Чтобы выбраться из неё, нужно соединить выражение с результатом.

7. Рефлексия.

- Кто запомнил таблицу, с которой мы познакомились?

- Соедините выражение с результатом.

7+7 15
8+7 14
9+7 16

- Кто запомнил таблицу, с которой мы познакомились?

Наконец Буратино и Пират взяли ключик, а вам за помощь и активную работу на уроке подарили маленькие ключики.

Подведение итогов урока.

- Какие случаи сложения вы изучили сегодня на уроке?

- За активную и хорошую работу на уроке Буратино дарит вам ключики.

- Спасибо вам за урок.