Психологическое занятие (игры, упражнения), направленные на гармонизацию родительско-детских отношений

Разделы: Работа с родителями


Личность ребенка формируется под воздействием многих факторов. И это доказывает наличие огромного числа подходов к этой проблеме, классификаций взаимоотношений, которые приоритетными видят различные факторы и составляющие. Но почти все они учитывают роль родителей достаточно высоко в процессе формирования личности ребенка.

Исходя из субъективности, основанной на опыте и на приверженности к гуманистической психологии, я определяю роль родителей в становлении личности ребенка как ведущую и приоритетную.

В практике психологи зачастую работают с ребенком, автоматизируя его проблемы от взаимоотношений с родителями. А эта работа никогда не будет эффективной, пока параллельно с родителями этих детей не будет установлен контакт с целью развития у них навыков общения с ребенком.

Не всегда родитель понимает слова ребенка в том контексте, в котором он им пытается их донести. Родитель может слушать, но не слышать смысл изречений ребенка.

Родители воспринимают своих детей, в большинстве случаев, как продолжение себя, навязывая свои нереализованные потребности. Ребенок ими рассматривается как один из способов реализации личных амбиций.

Родители имеют дефицит информации о своем ребенке.

Поэтому родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребенком.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние родителя, но и внимание или невнимание к его состоянию, а также способы взаимодействия родителя с детьми.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.

Родителям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми.

Целью занятия является:

– Развитие у родителей интуиции, с помощью которой они смогли бы лучше понимать мышление и эмоции ребенка, чувствовать его потребности.
– Расширение психолого-педагогического кругозора родителей и, следовательно, влияние на благополучие и развитие ребенка.
– Помощь родителям в профилактике ненужных стрессов и ориентировке в различных семейных ситуациях.

Ход занятия

1. “Карандашный мостик”.

Цель: Развитие тонкой моторики, повышение навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями, сплочение групп. Первоначально упражнение выполняется в парах: родитель-ребенок. Им предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Молча отмечается предпочтение, молча договариваются между собой, затем вдвоем берут карандаш. Участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, при этом нужно стараться не уронить карандаш. Затем задание усложняется: удерживая пальцем первый “мостик”, пальцем второй руки берут со стола второй карандаш; так же можно взять третий и четвертый карандаши.

Упражнение выполняется без слов. По окончании упражнения обсуждаются чувства. Способы взаимодействия.

2. “Совместное рисование”.

Цель: Выработка или закрепление навыков совместной конструктивной деятельности, осознания родительских возможностей, в том числе и собственных трудностей на демократическом уровне. Упражнение выполняется молча, но проявление эмоций не запрещается (смех, и др.). Участники детско-родительских пар должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета или его смена может происходить только невербально по окончании рисования. Обсуждение проводится в общем кругу. Время выполнения – 15 минут. Оборудование: листы бумаги, карандаши. Данное упражнение можно модифицировать: предложить участникам выбрать карандаш для рисования.

3. “Ужи и коряги”.

Цель: Демократичные, положительно окрашенные эмоциями взаимоотношения родителей на телесном уровне.

Из ковриков выкладывается дорожка шириной 2м. и длиной 5м. По обеим сторонам: стулья, банкетки и проч. Родители свободно, не касаясь друг друга ложатся на дорожку поперек ее границ. Теперь они – “коряги” в лесу. Дети – “ужи”, которые ползают по “корягам” друг за другом из одного конца к другому. Затем они перебегают снова к началу дорожки, все повторяется до момента спада эмоционального и энергетического подъема, интереса к игре. Время выполнения 10–15 минут.

4. “Магазин игрушек”.

Цель: Повышение самооценки детей, развитие эмоциональной поддержки и теплых взаимоотношений между родителями и детьми, повышение степени принятия детей у родителей.

Участники разбиваются на пары: родитель-ребенок. Ребенок берет на себя роль игрушки. Родитель – продавца. Ведущий – покупатель. Покупатель подходит к каждому продавцу, который интенсивно расхваливает свою игрушку, стремится к тому, чтобы покупатель выбрал именно его игрушку.

Покупатель задает вопросы, рассматривает игрушку.

Задание на дом.

1. Домашнее сочинение на тему: “Я – родитель”.

Цель: Осознание собственной родительской позиции, ее плюсов и минусов.

2. Рисунок на тему: “Я – сын (дочка) и Я – родитель”.

Цель: Исследование родителями представлений детей о социальных ролях в семье. Предложить ребенку нарисовать свою семью. Ребенку не помогать, рисунок при нем не комментировать.

Родителю предлагается нарисовать свою семью, Затем ребенок и родитель обмениваются рисунками и каждый дорисовывает а рисунке то, чего не хватает в нем по его усмотрению.