Урок информатики по теме "Алгоритмы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: изучение новой темы.

Метод: поисково-исследовательский.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия «алгоритм» и применению алгоритма в разных ситуациях.
  • создать условия для формирования УУД:
    • осваивать понятие «алгоритм»;
    • составлять алгоритмы посредством шагов;
    • находить и исправлять ошибки в заданных алгоритмах;
    • умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
    • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками.

Форма проведения урока: коллективная.

Оборудование:

  • детская пирамидка;
  • учебник;
  • словари С.И. Ожегова, энциклопедический словарь юного математика, словарь русского языка Академии наук;
  • карточки с текстом;    
  • приложение к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть урока

Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II.Знакомство с новым материалом

– На прошлом уроке мы говорили о последовательности событий, о порядке действий.
– Вспомните, как должны идти действия, чтобы привести к какому-либо результату? (Строго одно за другим)
– Помогите мне собрать пирамидку.
– Как правильно это сделать?
– Используете ли вы эти понятия в повседневной жизни?
– Какие действия вы выполняете, помогая родителям по дому? (Моем посуду, выносим мусор, помогаем убирать дом)
– Молодцы! Вижу, что вы хорошие помощники. Давайте поможем нашему герою, Буратино, вымыть посуду. Какие действия он должен совершить?
– Молодцы, с заданием справились. Вы соблюдали последовательность действий. Указывали точный порядок выполнения действий.
– Откройте учебник стр. 4. Прочитайте, как называется такой порядок выполнения действий? (Алгоритм)
– Тема нашего урока – «Алгоритм». Сегодня мы узнаем,что называют алгоритмом,как составлять и выполнять алгоритм,как находить ошибки в алгоритме и исправлять их.

Физминутка

– Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Муххамеда-аль-Хорезми. Этот учёный в 9 веке написал книгу по математике, в которой изложил правила выполнения 4 арифметических действий над числами. В переводе на латынь имя автора писали как Алгоритми. Ссылаясь на его труды, говорили: «Так сказал Алгоритми…»  Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

– Существует несколько трактовок слова «алгоритм». Давайте их прочитаем.

(Дети находят определения в словарях и зачитывают.)

– Давайте сделаем вывод:

1) необходимо выполнять строгий порядок действий,приводящий к конкретному результату.
2) необходимо проверять последовательность действий,чтобы не допускать пропусков или лишних действий.

– Мы помогали Буратино помыть посуду,составляли для него алгоритм,значит мы – СОСТАВИТЕЛИ. А кто же тогда Буратино, если он выполнял этот алгоритм? (Исполнитель)
– Алгоритмы разрабатываются людьми для себя,для других людей, для формального исполнителя (бездумного). В алгоритме, разработанном для человека, действия могут быть описаны в вольном стиле недопуская двусмысленности. А в алгоритме для бездумного исполнителя, каждое действие задаётся командой.
– Подумайте, кого или что можно назвать бездумным исполнителем. (Станки, роботы, компьютер, человек, когда выполняет по правилам что-либо)

Работа в тетради с.13 №12

– Кто выполнял алгоритм в нашей Компьютерной долине? (Собачка Энтик)
– К какой группе исполнителей относится Энтик? (Формальный исполнитель)
– Как вы думаете, кто виноват, если алгоритм не приводит к нужному результату, исполнитель или составитель?

III. Итог урока

– Как вы объясните родителям,что такое алгоритм?
– Какие правила нужно соблюдать при составлении алгоритма?
– А сейчас последнее задание. Алгоритм «Съешь конфетку». Давайте его выполним. (Дети угощают друг друга)