Цель урока: ознакомить учащихся с производством тканей из искусственных и синтетических волокон и их свойствами; с краткими сведениями об ассортименте тканей; научить определять сырьевой состав материалов и определять свойства тканей из искусственных волокон.
Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскутки тканей.
ХОД УРОКОВ
I. Организационный момент
II. Познавательные сведения
Вы уже знакомы с материалами из натуральных
волокон: хлопка, льна, шелка и шерсти. Впервые
Роберт Гук в XVII веке высказал мысль о возможности
получения искусственного волокна. Впервые
искусственные волокна промышленным путем
получили в XIX веке. В России первый завод по
получению искусственных волокон был построен в
Мытищах и дал первую продукцию в 1913 году.
При производстве тканей из химических волокон их
в различных пропорциях добавляют в натуральные.
Это дает возможность вырабатывать ткани с
определенными свойствами. Так, шерсть с
добавлением вискозного волокна приобретает
большую мягкость, лучшую драпируемость. Шерсть с
добавлением капрона становится вдвое прочнее и
меньше сминается и т.д.
При покупке тканей необходимо не только
ориентироваться на внешний вид, но и знать
сырьевой состав материала, т.е. из чего
изготовлен тот или иной материал и правила ухода
за ним. Это поможет надолго сохранить неизменный
внешний вид любимой вещи.
Текстильные волокна
Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.
Химические текстильные волокна в зависимости от состава сырья делятся на искусственные и синтетические (Приложении 1).
1. Учащиеся в рабочих тетрадях записывают тему урока и зарисовывают схему «Химические волокна».
Схема 1
2. Работа с учебником.
Учащиеся выписывают в рабочую тетрадь основные этапы процесса производства химических волокон (§ 12, с. 47-48).
Технология производства химических волокон
Процесс производства химических волокон включает три этапа.
1. Получение прядильного раствора
Все химические волокна, кроме минеральных, получают из вязких растворов или расплавов и называют прядильными. Для получения вязких растворов, идущих на производство искусственного волокна, целлюлозную массу растворяют в щелочи, а синтетическую массу получают путем химических реакций различных веществ.
2. Формирование волокна
Вязкий раствор продавливают через мельчайшие отверстия колпачков, которые называются фильерами. Струйки прядильного раствора, вытекая из фильеры, затвердевают, образуя тонкие нити. Затвердение происходит в мокрой либо сухой среде. Далее нити из одной фильеры на прядильных машинах соединяются в одну, вытягиваются и наматываются на бобину. Отверстий в фильере может быть от 24 до 36 тысяч.
Рис. 1. Фильера.
3. Отделка волокна
Нити промывают, сушат, крутят,
термически обрабатывают, некоторые отбеливают и
красят.
Штапельными называют химические волокна,
получаемые разрезанием или разрыванием жгута из
продольно сложенных, элементарных нитей,
прошедших отделочные операции, на отрезки длиной
40-70 мм, которые и называются штапели.
Свойства химических волокон и тканей из них
Вискозное волокно представляет собой чистую целлюлозу, полученную из еловой древесины. Оно имеет блестящую или матовую поверхность. Ткань похожа на шелк, хлопок или шерсть. Уступает по прочности шелку. В мокром состоянии прочность уменьшается. Хорошо впитывает влагу. Горят волокна быстро, ярким пламенем с запахом жженой бумаги.
Ацетатное и триацетатное волокно.
В отличие от вискозы, состоит из ацетилцеллюлозы, полученной из отходов древесины и хлопка. Ткани внешне похожи на натуральный шелк. Прочность меньше, чем у вискозы, и в мокром состоянии уменьшается. Плохо впитывает влагу, имеет большую упругость, горит быстро, сворачиваясь в шарики, пахнущие уксусом.
Свойства синтетических волокон
Полиэфирные волокна – полиэстер, лавсан, диолен, элан, кримплен. Ткани из них мягкие, гибкие, прочные, не мнутся, хорошо закрепляют форму, устойчивы к действию света, но плохо впитывают влагу.
Полиамидные волокна – нейлон, капрон,
дедерон, нейлон, перлон – самые прочные
синтетические волокна.
Ткани жесткие, имеют гладкую поверхность,
прочные, устойчивые к истиранию, мало мнутся,
плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким
температурам.
Полиакрилонитрильные волокна – акрил, нитрон, перлан, акрилан, кашмилон – по внешнему виду похожи на шесть. Свойства, как у полиэфирных волокон, но чувствительны к высоким температурам: быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем, образуя твердый шарик.
Эластановое волокно – лайкра, дорластан – чрезвычайно эластичны, увеличивают свою длину в 7 раз, возвращаясь в первоначальное состояние. Ткани используют для пошива одежды обтягивающего силуэта.
Сравнительные характеристики свойств тканей
Таблиц 6 на стр. 50 учебника составлены так, что волокна выстроены по ранжиру для каждого изучаемого свойства: на первом месте стоит волокно с наиболее выраженными свойствами.
III. Практическая работа «Определение состава тканей и изучение их свойств»
По одному образцу тканей из натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон определите виды ткани и заполните таблицу (Приложение 2).
Таблица 1
Признак вида ткани |
Образец |
||
1 |
II |
III |
|
Блеск Мягкость Сминаемость Изменение прочности в мокром состоянии |
|||
Вид ткани |
Порядок выполнения работы
- Подготовьте форму отчета, заполнив таблицу.
- Рассмотрите внешний вид образцов и определите, у какого из них поверхность имеет резкий, а у какого – нерезкий блеск.
- Определите на ощупь мягкость каждого образца.
- Определите сминаемость образцов.
- Выньте две нити из одного образца и намочите одну из них. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли прочность нити при намачивании. То же проделайте с другими образцами.
- Обобщив полученные данные, определите по таблице (Приложение 3) вид ткани каждого образца.
IV. Итог урока
1. Опрос учащихся по вопросам:
– Какие волокна относятся к
химическим?
– Что является сырьем для получения
искусственных и синтетических волокон?
– Какие вы знаете ткани из химических волокон?
– Почему ткани из химических волокон трудны в
раскрое и обработке?
– Какая ткань не требует утюжки после стирки?
– Какие изделия можно сшить из тканей,
выработанных из искусственных и синтетических
волокон?
– Зачем людям потребовались новые виды волокон?
– О каких новых волокнах вы узнали на уроке?
– Что служит сырьем для производства
искусственных волокон?
– Что служит сырьем для производства
синтетических волокон?
– Назовите основные этапы процесса производства
химических волокон.
2. Выставление оценок, их аргументация.
V. Домашнее задание
1. В рабочей тетради выполните задание.
2. Ответьте, каким требованиям должно отвечать каждое из следующих изделий, и подберите для него ткань, оптимальную по сырьевому составу: летнее платье; шторы для окон; обивка мебели; ночное белье; свитер для лыжного спорта; купальник; зонтик; плащ.
Список литературы:
1.Технология [Текст]: учебник для учащихся 7
класса общеобразоват. учреждений (вариант для
девочек) / под ред. В. Д. Симоненко. – 2-е изд.,
перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 192 с.: ил.
2. Крупская, Ю. В. Технология [Текст]: 7 кл.
(вариант для девочек) : метод. рекоменд. / Ю.
В. Крупская; под ред. В. Д. Симоненко. – М.:
Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
3. Интернет-ресурсы.