Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, работать над развитием внимания, памяти, мышления, а также уважительного отношения к родному языку, интереса к предмету, учебной мотивации учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей. Запись числа и слов «Классная работа» в рабочих тетрадях учащихся. Чистописание: дети из букв: а т и р п - составляют слово: пират и прописывают до конца строки.

(Пират. Слово заимствовано в XIX в. из французского языка, в переводе "пробую, ищу счастья (на море)".

2. Введение в тему урока.

Мы часто на наших уроках пользуемся понятием «орфограмма». Кто из вас сможет мне объяснить значение этого слова? (Дети: орфограмма – опасное место в слове, которое пишется по определённому правилу). Орфограмма в переводе с греческого языка означает правильная буква, где orthos - правильный, а gramma — буква. То есть получается, что орфограмма - это написание букв в слове, регулируемое правилами орфографии.

Войдя сегодня в класс, я нашла письмо. Давайте вместе прочитаем его.

«Меня зовут Клаус Однорукий. Старый пират Одноглазый Джек, напившись эля, рассказал мне, что на острове Сладолэнд спрятаны несметные сокровища. Я собрал команду и отправился в путешествие. Уже через месяц мы причалили к берегу острова. Мы очень долго искали сокровища, перекопали весь остров, исследовали все пещеры, ныряли на дно озера, поднимались в горы, но ничего так и не нашли. У нас кончилась еда, а на острове не росло ничего, кроме бананов. Мы вынуждены были вернуться, но по пути домой попали в сильный шторм, и корабль разбился. Мы добрались вплавь до маленького островка в Карибском море и теперь никогда не узнаем, какие сокровища были спрятаны на острове Сладолэнд. Если вы найдете эту записку, отправитесь в плавание и отыщете сокровища, пожалуйста, пришлите мне СМС на номер 8131313. Мне очень хочется знать, что за сокровища спрятаны на острове.
С уважением, гроза Карибского моря пират Клаус Однорукий. Попутного вам ветра, коллеги!
П. С. Карта острова Сладолэнд прилагается.»

«Да, совсем забыл, посылаю вам моего лучшего помощника – попугая Бруно. Слушайтесь его во всём, он вам поможет. Ещё раз, попутного вам ветра».

«Дарагие ребята,
Привет вам от марских разбойников. Давайте возьмёмся сразу за дело!!! Берите лапаты и фанари. И очень скоро золотые манеты будут наши.»

Всё ли вам нравится в этом письме? Кто из вас нашёл ошибки, которые допустил попугай Бруно? Назовите слова, в которых, по вашему мнению, есть ошибки.

Теперь давайте проверим, правы ли вы были. На какую орфограмму были допущены все эти ошибки? (Безударные гласные в корне слова). Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? «Правописание безударных гласных в корне слова».

3. Создание проблемной ситуации. Выдвижение путей её разрешения.

ДЖУНГЛИ

Как же быть в ситуации, если встретилось слово с безударной гласной в корне слова? Давайте попробуем составить программу действий.

Слово с безударной гласной в корне
1. Изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. 1. Посмотреть в орфографическом словаре, запомнить, как пишется слово.

4. Проверка выдвинутой гипотезы (программы действий).

дорогие – дорого, дороже
морские – море
лопаты
монеты
фонари

5. Сравнение своей программы действий с алгоритмом, данным в учебнике.

ДОЛИНА МУДРОСТИ

Итак, как мы действуем, если встретили слово с безударной гласной в корне слова?

Чтение правила на странице 96 учебника.

6. Работа по теме урока.

БАНАНОВАЯ РОЩА
На берегу растёт с…сна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная зв…зда,
А рядом с нею звёзды.
А на траве лежит р…са,
А рядом с нею росы.
А по траве спешит к…са,
А рядом с нею косы.

Из предложенного четверостишья надо выписать слова с безударными гласными в корне слова, подобрав проверочное слово и вставляя нужную букву.

  • сосна – сосны
  • звезда – звёзды
  • роса – росы
  • коса – косы

7. Минутка отдыха.

СОННАЯ ЛОЩИНА

  1. Для неё волна – качели,
    И плывёт она без цели
    Ниоткуда в никуда,
    Вся прозрачна как вода.
    (Медуза)

  2. У кого из морских жителей рот на брюхе? (Акула)

  3. Кругом вода, а с питьем беда. (Соленое море)

  4. Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)

  5. Каких камней в море нет? (Сухих)

  6. В воде она живет, нет клюва, а клюет.
    (Рыба)

  7. В тихую погоду нет нас нигде,
    А ветер подует – бежим по воде.
    (Волны)

  8. Если он на дне лежит, судно в даль не побежит.
    (Якорь)

  9. Великан стоит в порту, освещая темноту,
    И сигналит кораблям: заходите в гости к нам!
    (Маяк)

  10. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
    Голова и восемь ног, вот и весь я – …
    (Осьминог)

8. Закрепление нового материала.

КОРАЛЛОВАЯ БУХТА

Спишите четверостишье, вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова.

Для неё в…лна (…) – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как в…да (…).

  • волна – волны
  • вода – воды

9. Подведение итогов.

ПЕЩЕРА

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Что надо делать, если встретилось слово с безударной гласной в корне слова?

10. Заключительная песня.

ТАВЕРНА 

Песня «Мы пираты» на мотив песни «Чунга-чанга»

Мы пираты – храбрый мы народ!
Мы пираты – в море круглый год!
Мы пираты – весело живем!
Мы пираты – песенки поем!
Наш корабль, наш корабль
Самый лучший в океане,
Самый лучший в океане
наш корабль!
Наша жизнь полна куража,
Не боимся абордажа,
И ядра большого даже
Не боимся!
Мы пираты – сабли у нас есть,
Мы пираты – оружия не счесть,
Мы пираты – вреда не принесем,
Мы пираты – если клад найдем.
Наш корабль, наш корабль
Самый крепкий и надежный,
Самый крепкий и надежный
наш корабль.
Не страшны нам каракулы,
Преогромные акулы,
Не кричим мы караулы,
Мы пираты!
Мы пираты – снова в путь пора,
Мы пираты – сняться с якоря.
Мы пираты – в плаванье идем,
Мы пираты – сокровища найдем!
Наш корабль, наш корабль
Самый быстрый и проворный,
Самый быстрый и проворный
наш корабль.
Не боимся мы пассатов
И врагов своих пиратов
Защитим от всех захватов
Наш корабль.

11. Окончание урока.

Учитель подводит итоги урока, благодарит детей за работу, если считает необходимым, выделяет тех детей, которые работали лучше остальных.

Все дети получают «сладкие монеты» из найденного сундука сокровищ.

Раздаточный материал для детей – Приложение.