Урок внеклассного чтения "С.Есенин"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомить с творчеством поэта, его произведениями.

Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать умения выразительно читать стихи, умение высказывать свои мысли, совершенствовать коллективные формы работы; воспитывать любовь к поэтическим произведениям, к предмету.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- презентация “Сергей Есенин”;

- выставка книг С. Есенина.

Ход урока

1. Организационный момент:

А) Приветствие.

В) сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь. Вы узнаете о его жизни и познакомитесь с некоторыми произведениями поэта.

2. Детство поэта.

- Папа - Александр Есенин - крестьянин. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов. (Слайд 2. Презентация)

Исполняется стихотворение “Нивы сжаты”. (Слайд 3)

Ученик 1. 114 лет назад, в такой же осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.

У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Ученик 2.

Худощавый и низкорослый, –
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму все пройдет”.

Ученик 3. Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.

Ученик 4.

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Ну а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
“Что ж сидеть-то до зари?”
Ну, а нам какое дело, –
Говори да говори.

Ученик 5. Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Исполняется стихотворение “С добрым утром”.

- Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".

Ученик 6. Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.

3. Физкультминутка.

4. Становление поэта.

-  Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.

Как вы думаете, что купил Есенин?

В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.

Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.

Исполняется стихотворение “Буря”.

Дети слушают отрывок песни “Письмо матери”.

Ученик 7. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; золото волос – у российских нив. “Душа моя – поле безбрежное”, – так говорил о себе поэт.

Исполняется стихотворение “Пороша”.

Исполняется стихотворение “Поёт зима аукает”.

Исполняется стихотворение “Черемуха”.

- Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.

Ученик 8. Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.

Исполняется стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья”.

- Это произведение было последним в его жизни. Ко многим его стихам написали музыку. Послушайте отрывок из песни.

Исполняется отрывок из песни “Не жалею, не зову, не плачу”.

5. Дом – музей в Константиново.

Крестьянская усадьба родителей поэта, где 2 октября 1965 года, во время празднования 70-летия со дня его рождения, был открыт мемориальный Дом-музей Сергея Александровича Есенина.

В уютной бревенчатой избе с помощью сестер Екатерины и Александры Есениных была воссоздана атмосфера быта того времени - атмосфера родного дома, куда приезжал Сергей и где вдохновленный, слагал лиричные и нежные стихи. Дубовый стол с настольной лампой, семейные фотографии, иконы, венские стулья, часы фирмы "Габю", зеркало, самовар эти милые сердцу поэта вещи были свидетелями рождения трепетных, исполненных тепла и доброты строк его стихов.

Входишь в дом, и тебя охватывает такое чувство, которое трудно передать словами. Кажется, что Есенин только что вышел в сад. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. Хранятся вещи, окружавшие поэта. Слева от двери на деревянной вешалке знаменитый "ветхий шушун" его матери.

В горнице на стене - семейные фотографии, Похвальный лист, которым был награжден Сергей Есенин в 1909 году по окончании местной четырехклассной школы.

В правом углу, как и при жизни Есенина, отстукивают время часы. Они - живые свидетели всего, что происходило много лет назад. Часам уже более восьмидесяти лет, на циферблате название знаменитой часовой фирмы - "В.Габю". Они были подарены отцу Есенина купцом Крыловым за долгую и безупречную службу в Москве. В 1921 году Александр Никитич вернулся в родное село и вместе с другими своими вещами привез и часы... Они в темном деревянном футляре с кокетливыми резными башенками, желтыми гирями и маятником, черными фигурными стрелками, указывающими на римские цифры X и XII. Поэт о них написал: "Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час!". (Слайд 6)

7. Работа в группах.

Каждый ряд готовит по 3 вопроса по теме урока и задаёт их другим рядам.

8. Итог урока.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что вы узнали нового о поэте сегодня на уроке?