Использование опорных конспектов на уроках литературы

Разделы: Литература


Схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу…

Л.Н. Гумилев

Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их важно отметить преемственность при работе с учениками и систематичность этой работы. Однако надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение требует необходимости работы по нему с опорными конспектами. К составлению опорного конспекта предъявляются следующие требования: а) опорный конспект должен быть лаконичен, то есть знаков должно быть немного;

б) опорный конспект должен быть построен из блоков, количество которых не должно превышать 7. Каждый из блоков может быть воспроизведен учащимися в отдельности, что позволит производить опрос нескольких человек по одному опорному конспекту;

в) похожие опорные конспекты трудно сохранить в памяти, поэтому они должны отличаться разнообразием форм;

г) опорные конспекты должны иметь элемент занимательности;

д) опорные конспекты желательно оформлять в цвете: красным – основное;

е) при составлении опорного конспекта необходимо использовать разнообразные сигналы: смысловые, ассоциативные, аббревиатуры, графические, орфографические, пунктуационные, комбинированные.

Как я работаю по опорным конспектам мы с ребятами?

Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимовопросы, "полетное" повторение. Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Таким образом, опорный конспект представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, учащиеся готовятся к воспроизведению опорного конспекта дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование опорных конспектов позволяет развивать и творческие способности учащихся и формирует у них основы критического мышления. Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от учителя и учеников глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию.

Поэтому, я приведу примеры использование опорных конспектов на уроках литературы.

Приложение