Урок литературного чтения на тему "М.Пришвин "Ребята и утята". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создание условий для работы над понятием “Материнская забота” при работе с художественным текстом.

Задачи:

• познакомить учащихся с произведением М.М. Пришвина “Ребята и утята”;

• пробудить познавательную активность;

• работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

• расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

• воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование:

• портрет писателя М.М. Пришвина, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для работы в парах.

Тип урока:

• работа с художественным текстом.

Технология:

• развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы:

• чтение с остановками;

• обращение к личному опыту учащихся;

• кластер;

• “Двойной дневник”.

На доске:

Кто скоро помог, тот дважды помог.
Всякий человек в деле познается.

Пословицы

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Организационный момент.

- Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать.

2. Актуализация ранее изученного.

Прием “Двойной дневник” (работа в парах) ? с. 130-131 В. Берестов “Кошкин щенок”.

Раздается на каждый стол.

Учащиеся в паре защищают своё мнение и высказывают его классу.

Выписки из текста

1. Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину…

2. Без воды и без мочала кошка сына умывала…

3. “Кошкин щенок”

Вопросы и комментарии

1. Что заставило записать именно эту цитату?

2. Какие мысли вызвала эта фраза?

3. Какой вопрос возник у вас сразу после прочтения заголовка?

II. Физминутка для глаз

- Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детенышей? (П/о “Маугли” (Р.Киплинг), “Гадкий утенок” (Х.К. Андерсен) и т.д.).

- Эти герои считали ли своими матерями волчицу и утку?

- Вот сегодня мы и обсудим понятие “Материнская забота”.

III. Осмысление

Методический прием “Предположение”.

- Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.

- Откройте страницу учебника 134 и посмотрите рисунок.

- Кто изображен на рисунке? (П/о утята, люди)

- Как бы вы озаглавили этот рассказ глядя на рисунок? (Выслушиваются ответы детей)

- Сравните свои названия с авторским.

- Можно ли по названию текста М.М. Пришвина определить о чем будет текст? (Выслушиваются ответы детей)

1. Первичное чтение текста учителем. Проверка понимания прочитанного и первичное закрепление.

- С каким настроением вы слушали этот рассказ?

- Все ли слова понятны?

2. Вторичное чтение текста учащимися. Прием “Чтение с остановками”.

Чтение I части (1 абзац)

- Что было не понятным? (За три версты)

- Как вы понимаете это выражение? (Очень долго, длинный путь)

- Проверьте свои предположения по словарю.

- Далеко ли вела утка своих утят?

- Для чего? (На свободу, на волю) ? заполняем “кластер”.

Чтение II части (2 абзац)

- Что в этой части для вас удивительного? (Утка следила за утятами, провожала их) / заполняем “кластер”.

- Как вы думаете, как будет продолжаться данная история? ? Предположения детей

Чтение III части (3 абзац)

- Есть ли здесь новые для вас выражения? (Холмик парового поля)

- Найдите его в словаре. Что оно означает?

- Совпадают ли ваши предположения с происходящими событиями? / Ответы детей

- Что чувствовала утка-мать в это время? (Она очень волновалась) / “кластер”

- В чем именно вы заметили ее волнение? (Она металась, перелётывала из стороны в сторону, сидела с раскрытым клювом)

- Можете ли вы оценить поступок ребят? / Выслушиваются ответы детей

- Кто вмешался в происходящие события? (Автор, мужчина, писатель)

Чтение IV части

- Что вы заметили в поведении утки? (Она кинулась на помощь утятам, всех проверила, пересчитала) / “кластер”.

- Можно ли предположить, что утка успокоилась, когда все утята оказались рядом с ней, а ребята ушли?

- Что указывает на это? (Она шла впереди)

Чтение V части

- Что изменилось в поведении детей? (Они молча провожали утку с утятами, махали шапками)

- Почему так произошло? (Взрослый показал пример, вызвал сочувствие)

- Какие чувства испытала утка-мать при встрече с детьми? (Беспокойство, страх)

IV. Рефлексия

- А теперь, ребята, прочитайте все чувства, которые испытала утка-мать при встрече с людьми.

- Можно ли предположить, что эти же чувства испытывает женщина-мать?

- Можно ли предположить, что утка успокоилась, когда все утята оказались с ней рядом, а ребята ушли?

- Можете ли вы привести пример, когда мама проявляла к вам особую заботу? / Выслушиваются рассказы детей.

Домашнее задание: подготовить пересказ, опираясь на план в учебнике (стр. 135, вопрос 2).

Приложение 1

Приложение 2 (Презентация)